Найти в Дзене
Авраменко Елена

Тропы в традиционной поэтике. Антиэмфаза.

В предыдущей статье упоминалось, что привычный традиционный стих, опиравшийся на благородную старину, в процессе развития или, по-другому, модернизации литературы, был дополнен к шести трОпам традиционной риторической теории седьмым в новой поэтической практике, что подчёркивало новизну идей и заложило основу для создания новых форм. ТрОпами назывались случаи употребления слов в несловарном, переносном значении, то есть именно то порождение нового значения, к которому стремились модернисты. Шесть традиционных трОпов были: МЕТАФОРА - перенос значения по сходству; МЕТОНИМИЯ - перенос значения по смежности; СИНЕГДОХА - перенос значения по количеству; ИРОНИЯ - перенос значения по противоположности; ГИПЕРБОЛА - усиление значения и, наконец, ЭМФАЗА - сужение значения (".. этот человек был настоящий человек", то есть герой; "здесь нужно быть героем, а он только человек", то есть трус). К этому списку новое время добавило, так сказать, АНТИЭМФАЗУ - расширение значения, размывание его:

В гостях у больного учителя.                              Фото взято из открытых источников.
В гостях у больного учителя. Фото взято из открытых источников.

В предыдущей статье упоминалось, что привычный традиционный стих, опиравшийся на благородную старину, в процессе развития или, по-другому, модернизации литературы, был дополнен к шести трОпам традиционной риторической теории седьмым в новой поэтической практике, что подчёркивало новизну идей и заложило основу для создания новых форм.

ТрОпами назывались случаи употребления слов в несловарном, переносном значении, то есть именно то порождение нового значения, к которому стремились модернисты. Шесть традиционных трОпов были:

МЕТАФОРА - перенос значения по сходству; МЕТОНИМИЯ - перенос значения по смежности; СИНЕГДОХА - перенос значения по количеству; ИРОНИЯ - перенос значения по противоположности; ГИПЕРБОЛА - усиление значения и, наконец, ЭМФАЗА - сужение значения (".. этот человек был настоящий человек", то есть герой; "здесь нужно быть героем, а он только человек", то есть трус). К этому списку новое время добавило, так сказать, АНТИЭМФАЗУ - расширение значения, размывание его:

"Лишь телеграфные звенели

На чёрном небе ПРОВОДА" (А. Блок)

Провода означают приблизительно тоску, бесконечность, страшный мир и прочее, но всё лишь приблизительно.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Какое слово из традиционного репертуара литературной терминологии напрашивалось для обозначения нового приёма? СИМВОЛ.

Само слово "символ" в традиционной поэтике означало "многозначное иносказание" в отличие от АЛЛЕГОРИИ - однозначного иносказания. В принципе, любой предмет мог быть выдвинут как символ иных предметов. А классическим запасником символов для общеевропейской культуры было СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ; ещё в средние века к нему составлялись СЛОВАРИ СИМВОЛОВ. Этот опыт библейской символики очень повлиял на судьбу слова "символ": в светском понимании оно оставалось простым риторическим приёмом, применимым к любому материалу, в духовном же понимании оно прочно оказалось связано с религиозной тематикой, как "ЗЕМНОЙ ЗНАК НЕБЕСНЫХ ИСТИН". Здесь уже был зачаток раскола между старшим и младшим поколениями поэтов - символистов: старшее (Брюсов, Бальмонт) принимало светское понимание слова "символ" и видело в символизме только литературную школу с такой - то поэтической техникой, а вот младшее (Блок, Белый, Ахматова) принимало духовное его понимание и видело в нём "ОКНО В ВЕЧНОСТЬ" (выражение Белого), а в символизме идейное мировоззрение, ведущее через символ к религиозному познанию:

* * *

Было в комнате только одно

Чуть серевшее в мраке окно,

Но - луна показалась едва -

Неожиданно стало их два.

Лунный луч в серебристом огне

Прилетел и прижался к стене,

И раскрылась стена, и за ней -

Лёгкий танец прозрачных теней.

За окном настоящим слышны

Говор, смех, переплёски волны,

А за лунным окном - тишина

Глубока, безмятежна, ясна.

Где мой мир? За каким он окном?

В надоедливом шуме земном

Или в светлом молчаньи луны

На холодном экране стены?

Пусть стена преграждает мой взгляд,-

Для мечты не бывает преград,

И купаюсь я в лунной тиши,

Как в стихии, родной для души.

В. А. Сумбатов, 1957г.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Откуда берутся, однако, эти дополнительные значения символа, размывающие границы семантики (значения) слова? Из КОНТЕКСТА всей поэтической системы данного автора или литературного направления.

В следующей статье поговорим о том, как слово становилось трОпом в классической и новой поэзии:

Семантика МОДЕРНИЗМА в новой русской литературе XX века.
Авраменко Елена5 августа
Дольник. Система стихотворной речи рубежа XIX и XX веков
Авраменко Елена27 июля

Напишите, актуальна ли и понравилась ли вам статья.

Комментарии приветствуются.