Найти в Дзене

Мавзолей в Галикарнасе: Гробница, ставшая легендой

Над гаванью древнего Галикарнаса возвышался монумент, равного которому не знал античный мир. Это была не просто гробница — это был символ бессмертной любви, власти и человеческого тщеславия. Мавзолей, построенный для карийского царя Мавсола и его жены Артемисии, стал настолько великолепен, что его имя превратилось в нарицательное.   Царь, который хотел жить вечно Мавсол правил Карией — небольшим, но богатым царством на побережье Малой Азии. Он мечтал о величии, и его столица, Галикарнас, должна была затмить Афины и Персию. Но больше всего царь боялся забвения. Он приказал построить себе усыпальницу, которая превзошла бы все известные гробницы.   Когда Мавсол умер в 353 году до н. э., его жена Артемисия, бывшая также его сестрой (таковы были обычаи карийских царей), взяла дело в свои руки. Она пригласила лучших архитекторов и скульпторов Греции — Пифея и Сатира. Легенда гласит, что Артемисия была так предана мужу, что смешивала его прах с вином и пила, словно пыталась в буквальном

Над гаванью древнего Галикарнаса возвышался монумент, равного которому не знал античный мир. Это была не просто гробница — это был символ бессмертной любви, власти и человеческого тщеславия. Мавзолей, построенный для карийского царя Мавсола и его жены Артемисии, стал настолько великолепен, что его имя превратилось в нарицательное.  

Царь, который хотел жить вечно

Мавсол правил Карией — небольшим, но богатым царством на побережье Малой Азии. Он мечтал о величии, и его столица, Галикарнас, должна была затмить Афины и Персию. Но больше всего царь боялся забвения. Он приказал построить себе усыпальницу, которая превзошла бы все известные гробницы.  

Когда Мавсол умер в 353 году до н. э., его жена Артемисия, бывшая также его сестрой (таковы были обычаи карийских царей), взяла дело в свои руки. Она пригласила лучших архитекторов и скульпторов Греции — Пифея и Сатира. Легенда гласит, что Артемисия была так предана мужу, что смешивала его прах с вином и пила, словно пыталась в буквальном смысле соединиться с ним даже после смерти.  

Архитектурное чудо**  

Мавзолей поднимался ввысь на 45 метров — выше, чем десятиэтажный дом. Его основание было сложено из тёмного мрамора и украшено рельефами, изображавшими битвы греков с амазонками. Над ним возвышался ярус с 36 колоннами, а ещё выше — ступенчатая пирамида, увенчанная квадригой: колесницей, запряжённой четвёркой лошадей, на которой стояли статуи Мавсола и Артемисии.  

-2

Но главным сокровищем мавзолея были скульптуры. Над ними работали величайшие мастера эпохи — Скопас, Леохар, Бриаксис и Тимофей. Их изваяния изображали львов, богов и, конечно, самих царственных супругов. Говорили, что статуи были настолько живыми, будто вот-вот ступят с пьедестала.  

Падение и возрождение в памяти  

Мавзолей простоял почти 1800 лет, пережив и завоевание Галикарнаса Александром Македонским, и римское владычество. Но в XIII веке мощное землетрясение разрушило его до основания. Позже рыцари-госпитальеры использовали обломки для строительства крепости Святого Петра. Именно тогда большинство скульптур и рельефов были утрачены навсегда.  

Но судьба оказалась благосклонна к некоторым фрагментам. В XIX веке британский археолог Чарльз Ньютон обнаружил среди развалин части колесницы, статуи Мавсола и Артемисии. Сегодня они хранятся в Британском музее, где их можно увидеть — вечное напоминание о том, как тщеславие и любовь создали одно из семи чудес света.  

А на месте мавзолея в современном Бодруме остались лишь фундаменты да несколько колонн, вмурованных в стены средневековой крепости. Но если приглядеться, в камнях ещё можно разглядеть следы былого величия — отзвук эпохи, когда смертный царь попытался сравняться с богами.