Найти в Дзене
Паисий Святогорец

Почему нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Советы о молитве преподобного Паисия Святогорца

Молитва — не сухая обязанность, которую нужно «вычитать», как протокол. Она — не ритуал ради галочки, не формальная процедура, которую обязательно надо «закрыть» . Молитва — живое чувство, сродни тому, что испытывает ребёнок в объятиях матери. Ребёнок не анализирует, не взвешивает слов, не объясняется в любви к маме по чужим текстам. Он просто тянется к тому, кто для него — источник жизни и тепла. Так и душа: перестав усложнять, начинает говорить с Богом не «правильными формулировками», а сердцем. В этой простоте — доверие без остатка. Материнская любовь — символ без-условности. Ребёнок знает: каким бы он ни был, мама всё равно примет его, обнимет, утрёт слёзы. Молитва раскрывает ту же тайну: в Боге нет условий и торга, Он не ждёт от нас идеальности. Он хочет доверия и близости. Когда мы перестаём приходить к Нему лишь в беде, а бежим к Нему «просто потому, что Его любим», — рождается настоящая молитва. В мире, который сведён к планами, дедлайнами и KPI, где ценность человека измеря
Оглавление

Молитва — не сухая обязанность, которую нужно «вычитать», как протокол. Она — не ритуал ради галочки, не формальная процедура, которую обязательно надо «закрыть» . Молитва — живое чувство, сродни тому, что испытывает ребёнок в объятиях матери. Ребёнок не анализирует, не взвешивает слов, не объясняется в любви к маме по чужим текстам. Он просто тянется к тому, кто для него — источник жизни и тепла. Так и душа: перестав усложнять, начинает говорить с Богом не «правильными формулировками», а сердцем. В этой простоте — доверие без остатка.
Материнская любовь — символ без-условности. Ребёнок знает: каким бы он ни был, мама всё равно примет его, обнимет, утрёт слёзы. Молитва раскрывает ту же тайну: в Боге нет условий и торга, Он не ждёт от нас идеальности. Он хочет доверия и близости. Когда мы перестаём приходить к Нему лишь в беде, а бежим к Нему «просто потому, что Его любим», — рождается настоящая молитва.
В мире, который сведён к планами, дедлайнами и KPI, где ценность человека измеряется цифрами, измерять что-либо мерой ребёнка в объятиях матери кажется утопией. Но именно эта «утопия» делает нас свободными. Человек, который ощущает себя ребёнком в руках любящего Отца, перестаёт бояться будущего, перестаёт жить на пределе тревоги и гонки за ускользающим результатом.
Очередной отрывок из шестого тома «Слов» преподобного Паисия Святогорца о трепетном желании молитвы предлагаем вашему вниманию:



— Геронда, как нужно молиться?

— Почувствуй, что ты маленький ребёнок, а Бог — твой Отец, и, не теряя этого ощущения, проси Его обо всём, что тебе необходимо. Если будешь так разговаривать с Богом, то наступит момент, когда уже не захочется отходить от Него ни на шаг. Ведь только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с Божественной нежностью.



Молиться — значит поместить Христа в своё сердце, возлюбить Его всем своим существом. "
Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоей, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим"¹,— говорит Священное Писание. Когда человек, возлюбив Бога, находится с Ним на связи, ничто земное его уже не прельщает. Он становится словно сумасшедший. Заведи сумасшедшему самую лучшую музыку — она его не тронет. Приведи его в музей и покажи картины лучших живописцев на свете — он пройдёт мимо, как ни в чём не бывало. Поставь перед ним самые изысканные блюда, разодень его в самые красивые и модные наряды, разлей вокруг него самые тонкие ароматы — он ни глазом, ни носом не поведёт. Сумасшедший живёт в собственном мире. Так и человек, находящийся на связи с горним миром: он весь там, он ни за что не хочет спускаться на землю. Попробуй оторви от матери ребёнка, который её обнял! Так нельзя и оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует малыш в объятиях матери? Это может понять только тот, кто почувствовал, что Бог рядом с ним — близко, совсем близко, а сам он — ребёнок в Его объятиях.

Я знаю людей, которые во время молитвы ощущают себя маленькими детьми. Если бы кто-то услышал их в это время, то воскликнул бы: «Да они же просто дети малые!..» А если бы кто-то подсмотрел, как они себя ведут во время молитвы, то сказал бы, что эти люди точно сошли с ума! Они становятся похожи на дитя, которое со всех ног бежит к отцу, виснет у него на рукаве и упрашивает: «Я не знаю как, но ты должен это сделать!.. Каким угодно способом, но только сделай это, пожалуйста-пожалуйста!..» — вот с такой же простотой и дерзновением упрашивают Бога эти люди.



— Геронда, может ли желание молитвы родиться просто от сентиментальной потребности в общении, в утешении?

— Ну а что плохого, если желание молитвы родится от доброй, пусть даже сентиментальной потребности в Боге? Однако похоже, что ты частенько забываешься и прибегаешь к молитве, только когда у тебя что-то случается. Естественно, что Бог поэтому и попускает «случаться» разного рода сложностям и затруднениям. Он делает это для того, чтобы мы прибегали к Нему. Но разве не лучше ребёнку бежать к отцу или матери просто потому, что он их любит, а не потому, что у него что-то случилось? Ты можешь себе представить ребёнка, знающего, как безмерно любят его родители, но которого приходилось бы заставлять идти на руки к матери или отцу?

Бог — наш нежный и заботливый Отец, Он нас любит. Поэтому нужно трепетно желать, чтобы поскорее пришёл час молитвы, и никогда не насыщаться, разговаривая с Ним.

¹ Лк. 10:27.

Слова святого старца Паисия на Вайлдберриз

Слова святого старца Паисия на Озон

Электронные и аудио книги святого Паисия на Литрес

-2