В Волоколамском городском округе, неподалёку от границы с округом Лотошино, находится уникальное село Ярополец. Уникально оно тем, что в нём сохранилось такое количество достопримечательных мест и памятников истории, какое не во всяком старом и большом городе найдётся. Перечислю: усадьба Гончаровых с храмом Иоанна Предтечи; огромная и увы заброшенная усадьба Чернышёвых с необычным храмом Казанской иконы Божией матери; первая сельская ГЭС, посмотреть на которую приезжал Ленин; краеведческий музей; десятки железнобетонных ДОТов времён войны в самом селе и его окрестностях. В этой публикации речь пойдёт о храме Казанской иконы Божией матери.
Таким я увидел его осенью 2017-го года. Тогда в нём проводились консервационные работы.
В 2020-м году я вновь увидел его. В то время работы по сохранению храма были поставлены на паузу на несколько лет.
Недавно я очередной раз побывал в Яропольце и увидел храм практически полностью восстановленным. По его территории пока ещё ходят рабочие, за забором слышится дребезжание болгарок, но видно, что недалёк тот день, когда ремонтные работы будут полностью завершены и двери храма откроются для всех. Пока что мне довелось только пройтись вдоль забора под дождём. Так уж повелось, что всякий раз, когда я бываю в Яропольце, идёт либо просто дождь, либо дождь со снегом. Ещё ни разу не был там в ясную погоду.
Во второй половине XVIII века военачальник времён Семилетней войны, граф Захар Григорьевич Чернышёв, создал на территории свой усадьбы в Яропольце выдающийся дворцово-парковый ансамбль. Строительство храма началось в 1780-м году. Место для него было выбрано напротив усадебных ворот, так чтобы его было видно из окон парадного фасада усадебного дворца. Автора первоначального проекта храма до сих пор установить не удалось. По одной версии это был Матвей Казаков, по другой - Василий Баженов, также существует мнение, что автором проекта мог быть неизвестный архитектор баженовско-казаковского круга. В 1784-м году строительство было прервано в связи со смертью графа Чернышёва. Отныне, работами по возведению храма ведала его вдова - Анна Родионовна. Она привлекла к строительству друга семьи - князя Александра Голицына, владевшего хорошо знакомой мне усадьбой Пехра-Яковлевское. Голицын поручил руководство работами знаменитому архитектору Карлу Бланку. Незадолго до этого, ещё не завершённое здание обрушилось, после чего Бланку пришлось восстанавливать стены и своды храма. Строительство осложнялось ещё и тем, что князь Голицын жил в Москве, а хозяйка усадьбы бывала в ней редко, предпочитая проводить время в белорусском Чечерске или в паломнических путешествиях. Такое положение дел приводило к тому, что принятие решений по возникавшим в ходе строительства вопросам порой растягивалось на месяцы. Храм освятили лишь в 1798-м году.
Композиция храма стала уникальной для церковной архитектуры России. Здание состоит из двух идентичных объёмов, объединённых общим притвором с хорами наверху. Посередине, с обеих сторон присутствуют четырёхколонные портики с изображениями Всевидящего ока, у многих людей ассоциирующегося прежде всего с масонами. Непривычно смотрятся расположенные друг над другом окна разной формы: овальные, арочные и круглые. Несколько громоздко выглядят массивные четырёхугольные купола. Говорят, что в первоначальном проекте их предполагалось сделать полусферическими.
В восточной части здания располагалась собственно Казанская церковь с алтарём в апсиде.
В западной части находилась фамильная усыпальница Чернышёвых. Говорят, что до революции роскошное убранство Казанской церкви и чернышёвской усыпальницы поражало воображение своей красотой. Даже в годы запустения, в девяностых и начале двухтысячных, многое ещё оставалось от той красоты.
Храм окружён оградой, выполненной в русском стиле. Её пока ещё не отреставрировали.
Позади храма возвышается отдельно стоящая колокольня, построенная во второй половине XIX века. Её тоже ещё не реставрировали.
В советское время её использовали в качестве водонапорной башни.
Сам храм в советское время был разграблен. Во время войны крыша его западной части была прошита снарядом, повредившим надгробие графа Чернышёва. После войны храм вернули приходу, но в 1966-м году снова закрыли, после того, как умер его последний настоятель. Некоторое время здание использовали в качестве дома культуры. В семидесятые годы предпринималась попытка реставрации храма. Позже он был фактически заброшен. Теперь его восстановили и надеюсь, что отныне с ним всё будет хорошо.