Судьба Люции Карловны Клименковой-Краузе (1912-1999) является ярким примером жизни обыкновенного Советского гражданина - со всеми трудностями и с трагизмом, присущими эпохе, а также возможностями, открывающимися перед творческой личностью. Её мать, Люция Ивановна Краузе, в 1924-м году вышла замуж за одного из технических специалистов, работавшим над планом ГОЭЛРО, В.Д. Кирпичникова.
Пришедшие после Октябрьской революции к руководству страны радикалы, в основном, выходцы из украинских и белорусских местечек, не понимали русскую ментальность, более того, боролись с ней, а конкуренция за место принимала у них формы выживания и вражды, естественные разве что для горцев Кавказа и диких прикарпатских хуторян. Новая "мораль" выражалась в бесконечном доносительстве и разбирательствах с подозрениями в политической неблагонадёжности. В результате того же В.Д. Кирпичникова то арестовывают, то награждают. В 1930-м его арестовывают как "вредителя", жену также арестовывают, водят на допросы, после одного из которых она умирает (!). 15 июня 1931-го года за "вредительство в торфяной промышленности и в МОГЭСе, участие в контрреволюционной организации" и пр. и пр. коллегией ОГПУ СССР его приговаривают к расстрелу с заменой на 10 лет заключения. Но технических специалистов такого уровня в Стране Советов - по пальцам пересчитать, - поэтому уже 7-го февраля 1933-го года приговор был отменен коллегией ОГПУ. В том же году нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе награждает В.Д. Кирпичникова лимузином "Бьюик", квартирой в Москве и орденом Ленина. В 1934-м году В.Д. Кирпичников возглавил бюро "Турбокотёлстрой" Наркомтяжпрома СССР. Однако вскоре после самоубийства С. Орджоникидзе, В.Д. Кирпичникова снова арестовывают, снова приговаривают к расстрелу, и 14-го сентября 1937-го года приговор приводят-таки в исполнение.
Тем временем его падчерица Люция Карловна Краузе оканчивает МИПИДИ (в 1939-м), выходит замуж (становится Клименковой-Краузе), и устраивается скульптором малых форм на Первомайский фарфоровый завод.
До Войны она создаёт скульптуру "Девушка, заплетающая косу" ("Рыбинская красавица"), которая с успехом тиражируется.
Отсутствует информация о работе (занятиях) Л.К. Клименковой-Краузе во время Войны, но очевидно, что она не подверглась депортации в Казахстан и Сибирь ни в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 28 августа 1941-го года, ни позднее, иначе она не смогла бы закончить в 1948-м году Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (бывш. Московский институт изобразительных искусств).
С 1948 по 1950-й годы (по другим данным - по 1952-й!) Люция Карловна сотрудничала с Дмитровским фарфоровым заводом, для которого создала скульптуры "Пионерка со знаменем" и "Пионерка с цветами". Скульптуры оказались настолько редкими, что в интернете на сегодняшний день опубликовано только фото "Пионерки со знаменем", да и то - без упоминания имени автора (в бывш. Музее Революции скульптуру не смогли нормально атрибутировать, но хотя бы сфотографировали).
В те же послевоенные годы и позднее (в 1950-е) для завода в Песочном были созданы скульптуры "Девушка, плетущая венок" (1940-е), "Школьница" (Бисквит, 1949), "Красная Шапочка" (маркировка 1946-1950), "Девушка-садовод" ("Лесонасаждение", 1940-е), "Лявониха" (1950), "Горновщица" (нет фото), "Мальчик с мишкой" (нет фото) и пр.
Несомненной творческой удачей автора (хотя и выпущена была малой серией) стала скульптура "Возвращение с фронта" ("Санитарка с вещмешком", начало 1950-х).
Как практически все скульпторы той эпохи, Л.К. Клименкова-Краузе не смогла пройти мимо темы Материнства и Детства.
Но самыми знаменитыми, самыми тиражированными скульптурами Л.К. Клименковой-Краузе стали персонажи "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях". Сказки А.С. Пушкина в России знали все - от мала до велика, поэтому никаких дополнительных пояснений покупателю о том, что именно хотел выразить автор в той или иной скульптурной композиции, не требовалось...
К сожалению, в какой-то степени эти фигуры можно назвать Пирровой победой скульптора. После 1956-го года на всех фарфоровых предприятиях РСФСР произошёл неоправданно резкий, диктуемый сверху переход к МИНИМАЛИЗМУ. Люция Карловна оказалась одним из тех скульпторов, которые такой разворот к "упрощению всего и вся" не приняли. Поэтому каких-либо иных работ в фарфоре в "шестидесятые" годы и позднее у неё не появилось.
Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре. Если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Тем, кто готов оказать посильную помощь каналу, тем самым помогая каналу и его автору выжить в наше непростое время - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
Спасибо за внимание!