Ну здесь опять будет больше фотографий, т.к. техническая сторона вопроса девочкам не очень то и интересна. Просто немного поностальгируем и повспоминаем советское прошлое...
Начну с того, что у нас в семье автомобиля не было: никогда и никакого... Мама лишь тепло вспоминала свои детские годы: ее отец работал водителем на автомобиле Победа - возил какого-то местного "босса". Ну и заодно по выходным вывозил свою семью за город...
Ну а мой отец, несмотря на то, что был главным инженером строительного завода, к вождению никаких теплых чувств не питал...А потому и не водил автомобиль. Как бы в оправдание он говорил: "Надо жить по средствам". А по средствам нам было ездить на автобусе или поезде...Вот и ездили.
А здесь эта выставка, да практически со всеми выпусками модельного ряда: шанс познакомиться с автопромом СССР.
Итак, автомобили Москвич.
Выпускались они параллельно на двух автозаводах: в Ижевске и Москве. И если инженеры московского завода (АЗЛК) вольностей себе особо не позволяли и работали лишь по госзаказу, то инженера из Ижевска могли иногда выдумать что-то свое и пустить в серию.
И самый первый Москвич: Москвич 400/401.
Он стал первым доступным для частных лиц автомобилем в СССР, практически полностью повторяя немецкий автомобиль Опель Кадет К 38. Кстати, при выборе прототипа для первого советского автомобиля для народа именно Сталин настаивал на этой немецкой марке.
Но для производства автомобиля не было документации, поэтому Советская Военная Администрации в Германии (СВАГ) купила (именно купила!) четыре Opel Kadett. В нескольких КБ в Германии, под руководством советских инженеров, за хорошую зарплату и сытный паек немцы, по этим образцам проектировали автомобиль заново.
В феврале 1946 года мастер-модели, рабочие чертежи и шаблоны для штампового производства отправили в Москву. Но в Москве параллельно уже тоже вели конструкторские работы. Так, что «Москвич-400» — хоть и копия «Опеля», но и плод послевоенного труда немецких и советских инженеров.
Пресса в 1947‑м сообщала о первых владельцах новых советских машин, называя среди них тоже известных людей. Например, полярника Эрнста Кренкеля и писатели Самуила Маршака. Но автомобили свободно покупали и обычные граждане.
А вот Москвич 402 разрабатывался уже полностью советскими инженерами. Для его создания привлекались так же инженера с других автомобильных заводов страны, отчего этот автомобиль приобрел черты, общие с Волгой-Газ 21.
С 1956 по 1958 гг было выпущено 87 658 экземпляров. Скорость автомобиль развивал до 105 км/час, мощность 35 л.с.
Москвич 407 выпускался с 1958 по 1963 годы. В отличии от предыдущих моделей здесь использовался более сильный двигатель, на автомобиле появилась четырехступенчатая коробка передач. Всего было выпущено 383 333 машины, из которых 120 тысяч ушло на экспорт.
Москвич 403 - Переходная модель, предшествующая всенародно любимому Москвичу 408. Всего с декабря 1962 по июль 1965 гг с конвейера сошло 114 633 таких модели.
Москвич 408 - самый массовый до появления Жигулей советский автомобиль.
По совету друзей купил автомобиль «Москвич» новая модель… Многим из нас известна эта фраза из советской кинокомедии «Бриллиантовая рука», в которой Москвич 408 вишнёвого цвета летал над землёй, прицепленный к вертолёту…
Это был один из лучших представителей советского легкового автопрома, пользовавшийся большим спросом как внутри страны, так и за рубежом. На экспорт шла примерно треть выпускаемых машин…
До 1965 года новый 408-й и переходная модель 2 поколения – 403 Москвич выпускались параллельно, но еще в 1964 году вышло постановление, согласно которого все усилия завода должны были направляться на выпуск только 408-й модели, так как экспортный потенциал машины был огромный, и продажи машин за рубеж были весомым источником валюты в СССР.
Скорость автомобиля доходила до 120 км/час, мощность 50 л.с.
Москвич 408 выпускался с 1964 по 1976 гг, за это время заводом МЗМА было собрано 703 119 машин
«Москвич-412» прожил долгую, а в общем-то, слишком долгую жизнь. Производство начали в Москве в 1967-м, а закончили в 1999-м в Ижевске. За эти десятилетия современный и даже передовой для рубежа 1970-х автомобиль, превратился в стариковский и даже в некий символ застоя.
Ветераны завода всегда отрицали, что двигатель «Москвич-412» скопирован с мотора BMW. Современные интернетовские «эксперты» повторяют настаивают на обратном. Истина, как всегда посредине. Но в технические моменты опять же не полезу, я же девочка все-таки))
Скорость автомобиль развивал до 140 км/час, мощность двигателя 75 л.с.
Модель выпускалась с 1967 по 1976 гг.
Во второй половине 70-х АвтоВАЗ начал выпускать производные «копейки» - ВАЗ 2103, 2106, 2105, Ниву и так далее. А вот, Москвич-412 свои позиции стремительно сдавал, поэтому на АЗЛК к 1977 году приняли решение запустить в серию модернизированный вид данной модели - под индексом 2140.
Но до Жигулей данная модель все равно "не дотягивала" , хотя считалась более ремонтопригодной. Машина была предельно неприхотлива в эксплуатации, поэтому ее и полюбили на периферии. Модель выпускалась с 1976 по 1988 гг.
Иж 2125 "Комби" выпускался с 1973 по 1997 год на Ижевском автозаводе на базе легкового автомобиля Москвич 412. Первый советский автомобиль с кузовом типа «хэтчбэк».
Москвич 2734, очень редкий фургон на базе универсала Москвич 2137. На сегодняшний день сохранилось лишь несколько экземпляров.С 1976 по 1978 гг было выпущено 4085 экземпляров. Частникам не продавался, использовался для грузоперевозок
Официально производство Москвича 2140 начали 1 января 1976 г на Автозаводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Первый публичный показ состоялся на юбилейной выставке к 50-летию советского автопрома — на ВДНХ осенью 1974 года. Последний автомобиль сошел с конвейера в 1988г.
Отдельно выпускалась модель "Москвич 2140 SL", это был экспортный вариант.
Москвич 2141 (АЗЛК-2141) выпускался с 1986 по 2003 гг. Массовое производство было налажено в 1989 году, когда завод полностью перешел на производство этой модели. АЗЛК был остановлен в 2001 году, но производство автомобиля продолжалось еще 2 года.
Сегодня "Сорок первый" Москвич уже большая редкость, например, в Москве и других крупных городах, но на периферии все еще встречается.
Скорость 155/158 км/час, мощность 72/75 л.с.
Иж-2715 — советский и российский малотоннажный грузовой автомобиль, выпускавшийся на Ижевском автомобильном заводе с 1972 по 2001 год. В народе получил прозвища «Каблук» или «Пирожок» из-за формы задней части.
Москвич "Святогор" - рестайлинг Москвича 2141. "Святогор" появился в 1997 году, а в 1998 грянул кризис и поставки деталей были нарушены. Некомплектные автомобили продавались с большой уценкой. В 2001 году завод АЗЛК закрылся из-за долгов, а "Святогор" стал последней массовой моделью производства.
Москвич 2142 "Князь Владимир" выпускался на АЗЛК с 1998 по 2002 гг. Всего было выпущено 1300 экземпляров. По оценкам экспертов, у данной модели могло бы быть будущее, если бы не банкротство завода...
Москвич 2142 "Дуэт" называют попыткой реанимировать завод выпуском автомобиля, презентованным как бизнес-седан для молодежи. Планировалось также делать кабриолеты на базе данной модели.
Собрали таких машин всего 5 штук, еще 15 - в более упрощенном варианте. Все эти машины строились полукустарно, укорачивая кузова "Князя Владимира" . Именно эта модель считается последней моделью завода Москвич перед его остановкой.
Вот так вот - на примере нескольких автомобилей, мы отследили с Вами историю автозавода, закрывшегося в 2001 году.
А что же с заводом происходит сегодня?
Московский автомобильный завод "Москвич" с 2022 года является управляющей организацией бывшего Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК). По итогам июля 2025 года в России продали 1,27 тысячи новых автомобилей «Москвич».
Но это уже современная история, и к ретроавтомобилям она не имеет никакого отношения....
А у Вас сохранились какие-нибудь теплые воспоминания, связаные с автомобилем Москвич? Делитесь в комментариях.