Найти в Дзене

Первый российский спорткар и куда пропала "Маруся".

Оглавление

Проект Marussia Motors появился в 2007 году. Его идейным вдохновителем и руководителем был Николай Фоменко. Это российский актер, кинокомпозитор, музыкант, а еще мастер спорта по горнолыжному спорту и мастер спорта России международного класса по автоспорту. Последнее увлечение, вероятно, и стало толчком для создания нового бренда. Но помимо Фоменко, у истоков этого проекта стояли еще 4 человека:

актер Антон Колесников;

предприниматель и известный в мире специалист по управлению политическими кризисами и избирательными кампаниями Ефим Островский;

российский бизнесмен, который в том числе отвечал за производство тех самых Dendy в 1990-х годах, Андрей Чеглаков;

конструктор Игорь Ермилин.

Миссия компании была грандиозной – создать известный российский спортивный автомобиль премиум-класса, который мог бы конкурировать с марками бренда таких как Ferrari и Lamborghini. Для этой цели и был приглашен Игорь Ермилин, который еще в 2006 году показал миру свой спортпрототип Fenix. А после того как главный конструктор был найден, компания начала искать и других специалистов (по разным подсчетам, штат насчитывал около 300 человек). На это ушел почти год, и лишь в весной 2008-го началось производство первой машины – Marussia B1.

-2

В ее основе лежал тот самый Fenix Игоря Ермилина. Также известно, что машина собиралась вручную. А силовая установка была знакома многим – это V-образный 6-цилиндровый двигатель Nissan VQ35 с объемом 3,5 литра и мощностью 200 л.с. Ранее этот мотор можно было встретить в Nissan 350Z и Renault Vel Satis. Однако через время произошел конфликт с Renault и пришлось менять «внутрянку». Так на замену Nissan VQ35 пришел специально созданный для Marussia V6 от британской компании Cosworth.

Для автомобилей Marussia компания Cosworth (Великобритания) разработала два варианта турбированных двигателей V6 объёмом 2,8 литра:

2.8 V6 Turbo Cosworth. Мощность — 360 л. с., крутящий момент — 520 Нм, трансмиссия — 6-ступенчатая автоматическая, максимальная скорость — 250 км/ч, разгон до 100 км/ч — 4,2 секунды, привод — задний, масса — 1100 кг.

2.8 V6 Turbo Cosworth. Мощность — 420 л. с., крутящий момент — 600 Нм, трансмиссия — 6-ступенчатая автоматическая, максимальная скорость — 250 км/ч, разгон до 100 км/ч — 3,8 секунды, привод — задний, масса — 1100 кг.

После решения технической стороны вопроса за работу взялись дизайнеры, которые и должны были «презентовать» машину так, чтобы о ней как минимум говорили. В итоге Marussia B1 была двухцветной, ее двери открывались вверх, внутри были установлены 3 ЖК-экрана и даже камера для общения по Skype. При этом буквально все в салоне было оснащено электроприводами. Эффект «вау» был достигнут – и именно такую Marussia показали в декабре 2008-го в Москве. Продажи обещали начать уже через год, а серийное производство планировалось на уровне 1,5–3 тыс. штук ежегодно. При этом цена за одну машину была в районе $95 000.

-3

Проваленный краш-тест

Однако для того, чтобы производить машину серийно, недостаточно ее просто собрать и показать публике. Впереди Marussia Motors ждал краш-тест. И если удар со 100% перекрытием B1 пережил (двери открылись, педали и руль остались на месте), то в случае с барьером с 40% перекрытием все сложилось не очень. Даже с учетом добавленных подушек безопасности и измененной конструкции ремней безопасности. Помимо этого, на полигоне «вылезли» и другие проблемы, в частности, с охлаждением мотора.

-4

Marussia и «Формула-1»

Еще задолго до этого компания решилась попробовать свои силы в автоспорте, чтобы в том числе показать свои инженерные возможности. Так, в декабре 2009 года бренд появился в «Формуле-1». Через год Marussia стала официальным спонсором команды Virgin Racing, после чего купила ее основной пакет акций (теперь это Marussia Virgin Racing), а Николай Фоменко стал главой инженерного подразделения. Потом команда еще раз поменяла название на Marussia F1 Team.

За три сезона, с 2011 по 2013, команда так и не добилась большого успеха. Да хоть какого-то. Наоборот, автоспорт плохо отразился на имиджевой части бренда. Потому что все три сезона Marussia заканчивала с нулем. А одна из машин, Marussia MR-01, даже не смогла пройти серию обязательных краш-тестов.

Затем в 2013 году к Marussia присоединился французский автогонщик Жюль Бьянки, который уже в следующем году смог принести команде первые заветные очки. Но счастье длилось недолго. Во время Гран-при Японии 2014 года гонщик врезался в эвакуатор, который пытался достать немецкого пилота. В результате этого Жюль получил тяжелые травмы и через девять месяцев скончался в больнице. Событие поразило многих и потому, что смерть Бьянки была первой на гонках за последние 20 лет. До него жертвой стал Айртон Сенна, погибший еще в 1994 году. Что же касается Marussia F1 Team, то и в этот раз команда избежала каких-либо обвинений. Но в том же 2014 году объявила о банкротстве и ликвидации на фоне финансовых проблем.

После этого компания Marussia Motors пыталась всячески откреститься от команды. А Игорь Ермилин и вовсе заявлял, что между Marussia Motors и Marussia F1 Team нет никакой связи. Последняя компания принадлежит Андрею Чеглакову, а использование бренда – это лишь маркетинговый момент. Николай Фоменко также особого участия там не принимал. И уже с конца 2012 года отошел от дел.

Что-то пошло не так…

Так что же пошло не так? В интервью motor.ru за 2015 год Игорь Ермилин рассказал, что созданные машины были дорогими, красивыми и технически могли передвигаться. Но как только подходила очередь серийного производства – "руководство ставило невероятные сроки и начинало новый проект". Спустя пару таких ситуаций сил уже не было, ресурсов и денег тоже.

В качестве основных причин ликвидации компании также фигурировали разногласия среди ее основателей, расхождение во взглядах Николая Фоменко и организаторов проекта «Кортеж», отсутствие новых частных инвестиций, губительные действия менеджмента и нецелевое расходование средств, которые допускал главный инвестор проекта – Андрей Чеглаков. Он же еще в 2012 году сократил финансирование, а на этом фоне половину сотрудников пришлось уволить. Потом проблемы начали расти как снежный ком: в 2013 году финансирование от инвесторов полностью прекратилось, следовало новое сокращение, после которого в штате остались лишь 50 человек. Чтобы выжить, компания решает попробовать свои силы в госзаказах и пытается получить возможность разработать легкий армейский внедорожник для Министерства обороны. Но опыта в таком деле у Marussia нет, поэтому госзаказ ей не отдают. На этом этапе и появляется тот самый проект «Кортеж». Но и тут не срослось.

Весной 2014 года компания Marussia Motors объявила о банкротстве и ликвидации. Работа над всеми проектами прекратилась, а часть сотрудников перешла в НАМИ. Все имущество компании при этом было распродано, но это не помогло расплатиться с долгами. К концу 2014 года Marussia Motors должна была более 150 млн российских рублей. Деньги требовали поставщики, сотрудники, которым не платили еще до закрытия проекта, и даже Счетная палата России из-за расходования госсредств на проект «Кортеж». И это далеко не все долги и кредиторы. А в общей сложности на проект Marussia Motors было потрачено более €100 млн.

А что стало с машинами под брендом Marussia? Как уже известно, за 7 лет существования компании серийного производства так и не случилось. Сам Игорь Ермилин в 2023 году признался, что в общей сложности было собрано всего около 30 автомобилей. Еще десятка полтора потенциально можно собрать. Что стало с 30 готовыми машинами – сказать трудно.6 были выкуплены тюнинговой компанией из Новосибирска, одна Marussia стоит в Музейном комплексе УГМК, 4 были проданы и 3 из них имеют номера. Куда делись еще почти два десятка – вопрос. Но именно такое наследие после себя смогла оставить Marussia Motors.