Найти в Дзене
Arctic Butterfly

Как выглядит приступ меряченья

Меряченье или эмиряченье – это психическое расстройство, которое встречается на севере Сибири. Ему подвержены не только представители коренных народов, но и северные жители других национальностей. Оно встречалось и среди путешественников, посещавших полярные широты. Я буду опираться на статью врача С.И. Мицкевича «Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае». Он начал работать над статьёй в 1903 году, но опубликовали её лишь в 1929 году. Поэтому многое из того, что будет изложено здесь, справедливо для быта северян (в основном это якуты и русские) Колымского края конца XIX века. Меряченье сейчас встречается значительно реже, чем в конце XIX века. Более подвержены этому расстройству были впечатлительные и внушаемые женщины в возрасте около 40 лет и старше. Мужчины болели значительно реже. Болезнь начиналась на фоне тяжёлых переживаний. Как правило, это смерть родного человека: ребёнка (а в начале XX века детская смертность была катастрофической), супруга или другого родствен
Оглавление

Меряченье или эмиряченье – это психическое расстройство, которое встречается на севере Сибири. Ему подвержены не только представители коренных народов, но и северные жители других национальностей. Оно встречалось и среди путешественников, посещавших полярные широты.

Я буду опираться на статью врача С.И. Мицкевича «Мэнэрик и эмиряченье. Формы истерии в Колымском крае». Он начал работать над статьёй в 1903 году, но опубликовали её лишь в 1929 году.

Поэтому многое из того, что будет изложено здесь, справедливо для быта северян (в основном это якуты и русские) Колымского края конца XIX века.

Предрасполагающие факторы

Меряченье сейчас встречается значительно реже, чем в конце XIX века. Более подвержены этому расстройству были впечатлительные и внушаемые женщины в возрасте около 40 лет и старше. Мужчины болели значительно реже.

Болезнь начиналась на фоне тяжёлых переживаний. Как правило, это смерть родного человека: ребёнка (а в начале XX века детская смертность была катастрофической), супруга или другого родственника. Считается, что полярная ночь, суровый климат и недостаточное питание тоже вносили вклад в развитие меряченья.

Жили северяне тогда очень тяжело, многие болели сифилисом, проказой. Употребление сырой рыбы приводило к паразитарным инвазиям. Зимой или голодали, или питались той же рыбой, но уже протухшей.

Я читала и думала: «Бедные люди. Неужели «верхи» Российской Империи не могли навести порядок? Стоит ли удивляться тому, что в 1917 году случилась революция».

Суровые условия жизни, страх перед голодом и холодом, вера в сверхъестественные силы также делали людей подверженными психическим расстройствам.

Сейчас меряченье стало редкостью: улучшились бытовые условия, питание, значительно возрос уровень образования. Снизилась детская и материнская смертность, да и вообще жить стали дольше, а значит, семейных трагедий и опасений за свою жизнь и семью стало меньше.

Приступ меряченья

Меряченье проявляется приступами, которые протекают по одной и той же схеме. Опишу, как меряченье выглядело у женщин, ведь они болеют им гораздо чаще.

Женщина находилась в состоянии волнения, страха или горя. Внезапно её что-то пугало: громкий звук или окрик. Она вздрагивала и выкрикивала ругательство, может, какую-то свою мысль или повторяла напугавшие её слова. Если ей сказали «брось», она восклицала «ой, брось!». При первых приступах она смущалась и бормотала: «Ох, что я сказала!» или «Ох, как я испугалась!». Напоминает синдром Туретта, но это не он. У неё учащалось сердцебиение и дыхание, иногда дрожали руки и ноги.

Она могла ударить напугавшего или бросить в него чем-либо. Вроде бы естественная реакция на испуг, только многократно усиленная. Это ещё не считалось меряченьем, про такую женщину говорили, что она «вздрагивает» («согуэр»).

А дальше начиналась очень печальная история. Тогда у северян было мало развлечений, ради забавы они дразнили и пугали больную, это называлось «разъэмирячивать».

Она впадала в состояние наподобие гипноза. Беспрекословно выполняла команды испугавшего её человека или того, кто привлёк внимание. Даже если эти команды были опасными. Могла бросить своего ребёнка, взять руками раскалённые угли, спрыгнуть с крыши, ударить кого-то.

Она повторяла движения (эхокинезия, эхопраксия) и слова (эхолалия) своего мучителя или того объекта, который её заинтересовал. Например, увидев летящую птицу, изображала движения крыльями.

В итоге несчастная впадала в состояние исступления, теряла сознание, либо у неё развивался тяжёлый истерический припадок – «мэнэрик». Остановить приступ меряченья могло отвлечение внимания или внушение. Очнувшись, женщина если и помнила о происходящем, то очень смутно. Меряченье забирало много сил, требовалась неделя или больше, чтобы восстановиться.

Как правило, местные жители не давали пострадавшей полностью прийти в себя и снова её «мерячили», из-за чего приступ развивался быстрее. В спокойном состоянии вывести человека из себя было сложно.