Найти в Дзене

МРАЧНЫЕ КНИГИ. АСЯ ДЕМИШКЕВИЧ. «ПОД РЕКОЙ»: КАКОВО БЫТЬ ДОЧЕРЬЮ МАНЬЯКА?

Новый роман Аси Демишкевич «Под рекой», несомненно, можно отнести к пресловутой «литературе травмы». Понятно, что читателю не очень интересны книги про нормальных людей, любящие семьи и человеческие отношения. О них в общем-то и писать нечего. Другое дело, если в семье происходит какой-то трэш. Такая книга практически обречена на успех. Трудное детство Чем-то роман Демишкевич напоминает произведения той же Оксаны Васякиной, но сюжет гораздо жестче. Кира и ее старшая сестра Яна (любопытно, что имена героинь автор называет только почти в самом конце) выросли с отцом-абьюзером, постоянно стремившимся контролировать жену и детей, издевавшимся над ними и чуть что распускавшим руки. Причем жена и старшая дочь всегда прощали главе семьи Андрею его выходки – мол, просто характер такой. Простили даже убийство кота, который чем-то ему помешал… Родители в конце концов развелись, но продолжали общаться. Другое дело – младшая дочь Кира. Она довольно рано поняла, что за человек ее отец. Уехала из до

Новый роман Аси Демишкевич «Под рекой», несомненно, можно отнести к пресловутой «литературе травмы». Понятно, что читателю не очень интересны книги про нормальных людей, любящие семьи и человеческие отношения. О них в общем-то и писать нечего. Другое дело, если в семье происходит какой-то трэш. Такая книга практически обречена на успех.

Трудное детство

Чем-то роман Демишкевич напоминает произведения той же Оксаны Васякиной, но сюжет гораздо жестче. Кира и ее старшая сестра Яна (любопытно, что имена героинь автор называет только почти в самом конце) выросли с отцом-абьюзером, постоянно стремившимся контролировать жену и детей, издевавшимся над ними и чуть что распускавшим руки. Причем жена и старшая дочь всегда прощали главе семьи Андрею его выходки – мол, просто характер такой. Простили даже убийство кота, который чем-то ему помешал… Родители в конце концов развелись, но продолжали общаться.

Другое дело – младшая дочь Кира. Она довольно рано поняла, что за человек ее отец. Уехала из дома, пыталась выстроить собственную жизнь. Но если ее карьера оказалась более-менее успешной, то отношения с людьми никак не клеились… Депрессия, панические атаки, беспричинные вспышки агрессии, суицидальные мысли даже однажды привели девушку в психиатрическую больницу.

Страшный секрет

После кончины отца Кира, которой уже за 30, вынуждена вернуться из Санкт-Петербурга в родной Дивногорск. Там она узнает об исчезновении бывшей школьной подруги - художницы Маши. В городе и раньше пропадали женщины, и многие были уверены, что их похищает и убивает неизвестный маньяк. Это продолжалось много лет.

Разбирая вещи в комнате отца, Кира находит пошлые садистские стишки, посвященные Андреем разным женщинам, и ряд подозрительных предметов. Среди них - кулон, который она некогда сама подарила исчезнувшей подруге. В тетради есть стихи про Машу… У нее не остается сомнений: ее родной отец - тот самый серийный насильник и убийца, которого так долго искали и не нашли!

Но где тела убитых им женщин? У Киры есть на это ответ. Андрей родом из деревни Езагаш, которую затопили при строительстве Красноярской ГЭС. Да, людей переселили в город, но там, под водой, остались их дома, могилы предков, вся их прежняя жизнь… Не все жители деревни смогли с этим смириться. Так, мать Андрея повесилась, не в силах принять конец привычного бытия…

Возможно, эти события как-то повлияли на психику мальчика и подтолкнули его к насилию. А своих жертв маньяк просто сбрасывал в реку, и их уносило течением. Поэтому трупы никогда не находили.

Расставить точки

Хотя отца уже нет в живых, Кира все же решает предать его страшную тайну огласке и заявить в полицию. Несмотря на то, что ее матери и сестре в таком случае придется уехать из города – кто станет нормально относиться к семье маньяка?

Зачем она это делает? Ведь проще было бы промолчать. Андрей уже не ответит за свои злодеяния. Да и родным его было бы лучше о них не знать…

И лишь под самый конец книги становится понятно: Кира делает это в первую очередь для самой себя. Она много лет не могла принять себя, так как опасалась: и в ней есть часть той тьмы, что была в ее отце: «Я наказывала себя одиночеством, самоповреждением и мыслями, что я человек с отсутствующей функцией любви – жестокая психопатка вроде отца».

Но, оказывается, выход имеется. «…Мне нужно не ненавидеть и наказывать себя, а учиться», - к такому выводу приходит главная героиня. Ведь прошлого уже не изменить, а будущее у нее еще есть.

ИРИНА ШЛИОНСКАЯ