Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника

Где: Московский музей современного искусства

Адрес: Москва, Ермолаевский переулок, 17

До: 16 сентября 2025

БЕСПЛАТНО

Московский музей современного искусства совместно с Фондом сохранения культурного наследия художника Ивана Клюна представляют выставку «Иван Клюн. Цветоформы. Лаборатория художника». В экспозиции представлена коллекция работ и документов художника-авангардиста, сохраненная его внучкой Светланой Соловейчик (1938 — 2021). Широкой публике коллекция представляется впервые.

-2

Честно говоря, я шла на выставку из чувства долга: я стараюсь в своем блоге освещать все основные столичные выставки, вне зависимости от моих личных художественных предпочтений. Авангард, особенно его супрематическое направление, мне не очень близок. Однако на выставке представлены менее известные стороны творчества Ивана Клюна. Испытав увлечение всеми новейшими течениями в искусстве своего времени и придя к абстракции, художник не отказался от традиционных реалистических форм. На протяжении ряда лет, со второй половины 1910-х до середины 1920-х, он одновременно работал над беспредметными цветовыми композициями и портретами, пейзажами, натюрмортами. Несмотря на то, что выставка камерная (один зал), она удивительно разнообразная, и удовлетворит самые разные вкусы.

Натюрморт с лимонами в вазе. Середина 1900-х-первая половина 1910-х. картон, масло
Натюрморт с лимонами в вазе. Середина 1900-х-первая половина 1910-х. картон, масло

«Натюрморт с лимонами в вазе» решен в духе постимпрессионизма и напоминает работы Сезанна.

Дама у фонтана. Около 1909. бумага, акварель
Дама у фонтана. Около 1909. бумага, акварель

"Дама у фонтана" совершенно в стилистике "Мира искусства".

В начале 1920-х художник писал реалистические крымские пейзажи.

-6

Я ушла окрыленная, открыв для себя в первую очередь Клюна-поэта.

Супрематическая композиция с красным кругом. 1917. бумага, акварель, карандаш
Супрематическая композиция с красным кругом. 1917. бумага, акварель, карандаш

КРАСНЫЙ

Красный… – свет?

А может, цвет?

Всё гадаю я напрасно,

Никакой и не секрет –

Это красный, просто красный.

Просто красный в черноте,

Ни прибавить, ни убавить,

Пусть глаза уже не те,

Пусть уже подводит память.

Ощущаю, как могу,

Этот красный – свет ли, цвет ли,

Не споткнуться б на бегу,

Не спешить, чуть-чуть помедлить

И закрыть уже вопрос

С этим красным или алым…

Это я… о чём?

Склероз…

Стал забывчивым, усталым.

-8

КУВШИН

Сердце кувшина
громко и гулко стучит
и сильно бьется.

Как у мужчины,
что преисполнен любви
яростным Солнцем.

Как в геометрии форм
суть отыскать бы?
В линиях чистых весь фон -
быть скоро свадьбе?!

Большие Горки. Цветы в вазе. 1934. бумага, акварель
Большие Горки. Цветы в вазе. 1934. бумага, акварель

Художник родился в 1873 году в крестьянской семье в деревне Большие Горки Владимирской губернии, его настоящая фамилия – Клюнков. Отец был плотником. В 1881 семья переехала на Украину в Каменку, где отец стал работать на сахарном заводе. Иван учился в реальном училище в Могилёве-Подольском и начал рисовать. В 1892 Клюн с отцом переехал в Рамонь Воронежской губернии в имение принца Ольденбургского, где работал на сахарном заводе и продолжал занятия рисованием.

Портрет матери. 1912. бумага, карандаш
Портрет матери. 1912. бумага, карандаш

В 1895 году Иван Клюн перебрался в Москву, поступив на службу сначала в правление Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а в 1902 – в контору текстильного предприятия (в должности счетовода, а затем бухгалтера). Всё это время он продолжал самостоятельно заниматься рисованием.

В начале 1900-х Клюн стал посещать Студию живописи и рисунка И.И.Машкова и частное художественное училище живописи и скульптуры А.П.Большакова. С 1903 по 1907 учился в Художественном училище Ф.И.Рерберга, где познакомился с Казимиром Малевичем. Клюн был старше Малевича на шесть лет, но он стал скорее младшим товарищем, будучи всегда в тени друга. Малевич ввел Клюна в круг основоположников русского авангарда, направил на путь кубофутуризма, а в дальнейшем и супрематизма. Многие исследователи даже считали его подражателем Малевича. И очень грустно, что даже на этой выставке доминантой стал автопортрет Малевича из собственного собрания ММОМА.

Казимир Малевич. Автопортрет. 1934
Казимир Малевич. Автопортрет. 1934

В 1911 Клюн – один из учредителей «Московского салона» и участник трёх выставок общества (февраль 1911; конец 1911 – начало 1912; март–апрель 1912). В эти годы он выставляется под псевдонимом «Клюнов». Впервые псевдоним «И.Клюн» появился на выставке «Художники Москвы – жертвам войны» (ноябрь 1914 – январь 1915). Чтобы прокормить семью, Клюн был вынужден совмещать работу в бухгалтерии, и занятия живописью. Во избежание неприятностей по службе он подписывал свои картины псевдонимом, жил как бы под двумя фамилиями: «Клюнков» и «Клюн».

Дом с красной крышей. 1914. бумага, акварель
Дом с красной крышей. 1914. бумага, акварель

К середине 1910-х изображения начинают приобретать футуристические формы. Очень интересна в этом отношении акварель «Дом с красной крышей»: зритель видит одновременно и пейзаж, и геометрические формы. До супрематизма остался один шаг.

Эскиз кубистического портрета. Середина 1910-1920-х бумага в клетку, карандаш
Эскиз кубистического портрета. Середина 1910-1920-х бумага в клетку, карандаш

В эти годы следуя Малевичу, Клюн работал в стиле кубофутуризма. Исследователи отмечали, что кубизм Клюна более эстетичен, чем у Малевича. Предмет расчленен, но бережно и деликатно. Ритм рассекающих композицию прозрачных плоскостей, похожих на лучи, создает ощущение логической гармонии. В отличие от Малевича, который видел в кубизме возможность создания «алогизма», Клюн находил в нем прежде всего логику.

Супрематическая композиция с кругом и треугольником. 1917. картон, гуашь
Супрематическая композиция с кругом и треугольником. 1917. картон, гуашь

“… подход к искусству у меня творческо-аналитический, в отличие от Малевича, у которого подход творческо-мистический, и если он стремился к разрушению (устаревших форм искусства), то я стремлюсь к созиданию и поиску новых форм в искусстве…”

Иван Клюн

Крестьянин с косой и красным прямоугольником (супрематический реализм). Первая половина 1930-х бумага, акварель, карандаш. Крестьянка с граблями и синим прямоугольником (супрематичеcкий реализм)
Крестьянин с косой и красным прямоугольником (супрематический реализм). Первая половина 1930-х бумага, акварель, карандаш. Крестьянка с граблями и синим прямоугольником (супрематичеcкий реализм)

В 1918 году художник стал преподавать в Первых государственных художественных мастерских. В 1920 году стал одним из организаторов Основного отделения живописного факультета Вхутемаса.

Супрематическая композиция с двумя кругами. Середина 1910-х-первая половина 1920-х картон, гуашь, акварель, карандаш. Супрематическая композиция с черным треугольником, прямоугольником и белым кругом. Середина 1910-х картон, гуашь, белила, карандаш
Супрематическая композиция с двумя кругами. Середина 1910-х-первая половина 1920-х картон, гуашь, акварель, карандаш. Супрематическая композиция с черным треугольником, прямоугольником и белым кругом. Середина 1910-х картон, гуашь, белила, карандаш

В начале 1920-х Клюн уходит от супрематизма и создаёт сферические композиции, в которых геометризм сменяется плавным перетеканием форм.

“У нас с Малевичем все время было взаимное друг на друга влияние, несмотря на то, что темпераменты у нас были разные: он как в жизни, так и в искусстве был страшно динамичен, я же – лирик и статичен; в общих вопросах искусства мы с ним всегда были единомышленны…”

Иван Клюн

Портрет жены Екатерины Клюнковой. Начало 1910-х бумага, карандаш
Портрет жены Екатерины Клюнковой. Начало 1910-х бумага, карандаш

Важную часть творчества Клюна составляла разработка теории искусства и, в первую очередь, теории цвета и света. Им были написаны многочисленные статьи, посвященные происхождению искусства, его основным элементам, цветоформальным принципам, педагогике и многому другому, и лишь часть из этих трудов была опубликована при жизни автора. Клюн считал, что формы и цвета могут определять друг друга, выявляя реальное действие света в природе.

Портрет дочери Серафимы 1933 бумага, карандаш
Портрет дочери Серафимы 1933 бумага, карандаш

Иван Клюн принял участие в выставках «Художники РСФСР за 15 лет» в ГРМ в Ленинграде (1932–1933), в ГИМ и в ГМИИ в Москве (1933–1934). Представленные на выставках работы подверглись критике за формализм.

Оленьи пруды. 1909. бумага, карандаш
Оленьи пруды. 1909. бумага, карандаш

Во время Великой Отечественной войны художник был в эвакуации в Уфе, где была утрачена ценная часть его архива (письма Малевича и копии ответов на них). Скончался Иван Клюн в 1943 году в Москве.

Прогулка. Середина 1900-х картон, масло
Прогулка. Середина 1900-х картон, масло

Произведений Клюна сохранилось немного, основные из них рассеяны по многим собраниям России, Европы и Америки. В этом плане данная выставка особенно интересна.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Москвоский_музей_современного_искусства #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Иван_Клюн #Иван_Клюн_лаборатория_художника #бесплатно