Станет ли ФАБ-9000 новым оружием России? Что мы знаем о сверхтяжёлых авиабомбах с УМПК? Может ли обычная авиабомба точно лететь на десятки километров и попадать прямо в цель – без участия пилота после сброса? Какие авиабомбы есть у России? И реально ли появление сверхтяжёлой ФАБ-9000 с УМПК? Давайте разбираться вместе.
Какие ФАБ есть у российской армии?
Прежде чем мы узнаем, какими типами ФАБ располагают российские ВКС, нужно понять, что вообще такое ФАБ и когда они появились.
ФАБ – это фугасные авиационные бомбы. Само название говорит о главном: это обычные (не управляемые) бомбы, у которых основная задача – мощный взрыв, способный разрушить всё в определённом радиусе.
Первую линейку таких бомб в Советском Союзе начали делать ещё в 1930-х годах. Масса – от 50 кг до 2500 кг. Эти снаряды были универсальными: ими уничтожали железнодорожные узлы, заводы, вражеские укрепления, живую силу, даже корабли.
После Второй мировой войны СССР продолжил развивать эту тему. Появилась трёхтонная ФАБ-3000, в которой почти половина веса – это взрывчатка. Одна такая бомба оставляла воронку диаметром до 80 метров и глубиной 20 метров. Легко представить, какой урон она наносила.
На сегодняшний день самым тяжёлым экземпляром считается ФАБ-9000-М54 – целых 9 тонн! В народе её прозвали «Царь-бомбой» (не путать с одноимённой водородной бомбой).
Что такое ФАБ с УМПК?
Раньше у ФАБ был один серьёзный недостаток: они были свободнопадающими. То есть самолёту нужно было подлететь к цели довольно близко, чтобы сбросить бомбу с нужной точностью. Это очень рискованно: пока ты подлетаешь, тебя могут сбить системы ПВО.
Но с развитием технологий всё изменилось. На ФАБ начали ставить УМПК – универсальные модули планирования и коррекции. Это небольшие навесные блоки, которые превращают простую бомбу в нечто гораздо более умное.
Как это работает:
- после сброса у бомбы раскрываются крылья;
- она начинает планировать к цели, как планер;
- внутри система управления с спутниковой и инерциальной навигацией, которая ведёт бомбу к цели по заранее заданным координатам.
Такие бомбы уже не падают – они летят. Причём довольно далеко: от 40 до 150 км, в зависимости от модели. И это всё без участия пилота после сброса.
Первые модули планирования для ФАБ-500 запустили в серию летом 2022 года.
А весной 2023 года в серию пошел модуль планирования для ФАБ-1500, которых на складах оказалось огромное количество. Она и стала самой массовой ФАБ в современной армии России.
Почему именно она? Потому что у неё оптимальное сочетание веса, мощности и «гибкости» в использовании. Её можно подвесить на большинство боевых самолётов, а эффект от попадания разрушительный. Сейчас ФАБ-1500 с УМПК активно применяют в зоне CBO.
Какие еще есть ФАБ с УМПК?
После успеха ФАБ-1500 появилась логичная мысль: а можно ли то же самое сделать с бомбой в два раза тяжелее – ФАБ-3000?
Ответ – да. В марте министр обороны Сергей Шойгу подтвердил: Россия возобновляет массовое производство трёхтонной авиабомбы ФАБ-3000 с УМПК. Это значит, что ФАБ-3000 сможет не просто падать вниз, а лететь к цели, как управляемая ракета.
Скорее всего, как и в случае с ФАБ-1500, трёхтонная бомба получит реактивный ускоритель, чтобы увеличить дальность до 60-80 км. Также обсуждается возможность улучшения аэродинамики – добавят обтекатель, чтобы бомба лучше летела. Но пока бомбы производятся в классической форме 1954 года, без обтекателя.
Интересно, что такую бомбу могут нести не только стратегические самолёты Ту-22М3 и Ту-95, но и фронтовой бомбардировщик Су-34. Именно он, по мнению экспертов, будет использовать ФАБ-3000 с УМПК в зоне боевых действий.
Таким образом, сегодня модули УМПК ставятся на ФАБ-250, ФАБ-500, ФАБ-1500 и, судя по последним данным, скоро начнут ставить и на ФАБ-3000.
А что с ФАБ-9000? Мечта или реальность?
Самый интригующий вопрос – а можно ли создать аналогичную систему для сверхтяжёлой бомбы ФАБ-9000? Эта девятитонная авиабомба, которую ещё называют «Слон», способна уничтожать целые укрепления и подземные командные пункты. Представьте себе – почти 10 тонн взрывчатки!
Однако пока официальных подтверждений о новом производстве «Слона» с УМПК нет. Почему? Возможно, здесь играют роль сразу несколько проблем:
- Носители. Таких огромных бомбардировщиков, которые могут нести ФАБ-9000, в России немного.
- Риск потерь. Эти самолёты легко могут быть сбиты современными средствами ПВО вроде американского Patriot.
- Удобство. Вместо одной ФАБ-9000 проще и дешевле применить три ФАБ-3000. Эффект будет почти тот же, а рисков меньше.
Тем не менее, некоторые российские эксперты, в частности Алексей Леонков, утверждают: никаких технических препятствий для применения ФАБ-9000 с УМПК уже нет. Просто пока в этом нет необходимости.
Вместо заключения
Эти старые бомбы (на изготовление которых не нужно сейчас тратить деньги), благодаря небольшой модернизации, превращаются в российские «чудо-бомбы» на крыльях (ФАБ с УМПК) и способны автономно летать на расстоянии до 200 км и им не страшны современные ПВО.
Эта дешёвая альтернатива дорогим ракетам не менее разрушительна. Особенно против укреплённых целей и вражеской техники. И если ФАБ-1500 уже доказала свою эффективность, то ФАБ-3000 вот-вот вступит в бой в новом виде. А дальше, может быть, и очередь девятитонного «Слона»?
А вы как считаете, нужна ли России ФАБ-9000 с УМПК или трёхтонных бомб уже достаточно?
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!