Ранним субботним утром, сойдя на Московском вокзале с поезда в полседьмого утра, я отнесла сумку в гостиницу и направилась на Финляндский вокзал, откуда уходят электрички до посёлка Левашово. Двадцать минут на электричке — и вот он, посёлок. Оттуда до мемориального кладбища Левашовская пустошь нужно проехаться на местном автобусе. В 8:50, за 10 минут до открытия кладбища, я была на месте и фотографировала скульптуру на другой стороне дороги.
Статуя "Молох тоталитаризма" была установлена здесь в 1996 году. Скульпторы Нина Галицкая и Виталий Гамбаров, архитектор Алексей Леляков. Любопытно, что инициатором размещения памятника был тогдашний мэр А.А. Собчак, а на церемонии открытия, помимо градоначальника, присутствовал и его помощник В.В. Путин.
Мэр заодно расщедрился на выделение средств на благоустройство мемориала, но через несколько месяцев финансирование куда-то делось. В целом внимание властей к этому месту не было случайным: Левашовская пустошь стала первым официально признанным местом захоронений репрессированных в Ленинградской области. И, кажется, единственным. В 2015 году этому месту вдобавок был присвоен статус объекта культурного наследия России.
Повторюсь: власти официально признали, что в урочище под посёлком Левашово производились массовые захоронения репрессированных начиная с 1937-1938 гг., и вплоть до 1953г.
По разным оценкам, здесь похоронено от 19 до 47 тысяч человек.
В 2018 году около входа на мемориал возвели и освятили небольшой храм "Всем святым, в земле Санкт-Петербургской просиявших", а первую службу провёл в нём сам патриарх Кирилл.
При входе на кладбище стоит информационный щит, а правее расположено здание бывшей караулки, в которой теперь одна комнатка выделена под компактный музей. Здесь собраны фотографии, воспоминания, документы об усопших. Висит просьба поделиться информацией, если есть что рассказать о годах Сталинского террора. Вход свободный.
В связи с ограничением Дзена на количество снимков в статье показываю не всё сфотографированное.
Левашовская пустошь когда-то была именно пустошью, это за прошедшие почти 100 лет тут вырос лес.
В апреле 1989 года КГБ официально признали, что территория за глухим забором стала местом массовых захоронений. Это стало возможным благодаря усилиям, запросам и вопросам Валентина Тихоновича Муравского (1928-2014). Создав инициативную группу "Поиск", он сначала хотел найти захоронение расстрелянного отца, а нашёл в итоге целое кладбище без имён.
На сайте радио Санкт-Петербургской митрополии есть запись встречи с Валентином Тихоновичем, в которой он рассказывает о поисках этого места, о необходимости хранить память даже о самых тёмных временах. Ознакомиться можно здесь. Первоначальные исследования характерно провалившихся мест захоронений проводились полулегально, и точного количества похороненных здесь не известно до сих пор.
Дальше от бывшей караулки добротная асфальтированная дорога уводит вглубь леса. И сначала кажется, что пришёл в обычный северный лес, прекрасный своими иголками, мшистыми кочками и проглядывающими кустиками черники.
Но постепенно на деревьях начинают появляться имена, и их становится всё больше, и больше, и больше. В какой-то момент начинает казаться, что это место, наполненное оглушающей тишиной, в то же время разрывается от криков тысяч невинно убиенных людей.
На Левашовском кладбище много кенотафов и табличек с именами, которые разместили родственники. А ещё много мемориалов, которые были поставлены в память о людях, умерщвлённых по религиозному, национальному или по иному признаку.
Например, в 1937 году в Ленинграде рассматривалось так называемое "Дело глухонемых". История эта была раздута из банальной продажи глухонемыми по электричкам открыток кустарного производства. Руководитель Всероссийского общества глухонемых Эрик Тотьмянин посчитал это спекуляцией и написал донос в НКВД, сообщив, что под видом обычных открыток могут распространяться контрреволюционные материалы.
Во время обысков у одного из распространителей, Александра Стадникова, среди 1411 открыток нашли 5 снимков немецкого фюрера. Как они к нему попали? Просто в одном доме со Стадниковым жил и некий Альберт Блюм, политэмигрант из Германии, тоже глухонемой. Среди вывезенного с родины добра были и сигареты со вкладышами, на которых в пропагандистских целях изобразили этого самого фюрера.
Блюм был объявлен нацистским шпионом, который организовал подпольную группировку. Всех его знакомых среди глухонемых арестовали и под пытками выбили нужные показания, тем более что допросы приходилось вести с участием сурдопереводчиц, которые "переводили" слова обвиняемых так, как это нужно было следствию. Так, по протоколам, количество найденных снимков фюрера выросло до 1400. А фотограф Израиль Ниссенбаум сознался в том, что планировал убийство самого Сталина.
В итоге 34 человека были расстреляны, включая (вот уж ирония судьбы) и Эрика Тотьмянина. Хотя сейчас есть мнение, что его первичный донос тоже был сфабрикован, — просто Яну Краузе, начальнику ОБХСС из милицейского управления, очень хотелось раскрутить какое-нибудь громкое дело заради новых звёздочек. Ещё 19 человек получили годы лагерей.
Интересно, что Краузе в итоге тоже расстреляли, в 1940 году, за фальсификацию в оперативно-следственных мероприятиях. Тогда же отменили приговоры сосланным. А вот расстрелянных реабилитировали только в 1955 году.
Или вот ещё история.
В 1915 году в Петербурге, в районе нынешнего метро Старая Деревня, был освящён прекрасный буддистский храм, дацан Гунзэчойнэй. Он, кстати, сохранился до наших дней, и я как-то к нему ездила покрутить барабаны во дворе. Так вот. После революции дацан закрыли и разграбили, попутно уничтожив ценнейшую библиотеку, но в 1921 году удалось добиться возвращения здания буддистской общине в рамках объявленной властями поддержки для "угнетённых восточных народов".
В 1937 году НКВД арестовали всех, кто находился при храме: монахов, учёных-востоковедов, религиозных просветителей. А заодно провели "чистки" по стране (Агван Доржиев был арестован в Бурятии). Всех обвинили в создании "панмонгольской и прояпонской контрреволюционной организации". Многих расстреляли, как, например, учёного-востоковеда и создателя бурятской письменности Базара Барадийна (реабилитирован в 1958г.) Кто-то умер в тюрьме, как, например, один известнейших российских буддистов ХХ века Агван Доржиев, лама, дипломат, учёный и просветитель (реабилитирован в 1990г.)
Памятник буддистам на Левашовском мемориальном кладбище создал известный архитектор и скульптор Вячеслав Борисович Бухаев. Вырезанный силуэт символизирует буддистскую ступу, а пять следов от пуль — память о пяти расстрелянных ламах петербургского дацана.
К слову, Вячеслав Борисович вообще сотворил много прекрасных памятных работ, только мемориальных досок по городам России — более 50. Кроме того, в соавторстве со скульпторами он участвовал в создании памятников жертвам политических репрессий в Улан-Удэ и в Санкт-Петербурге, участвовал в создании композиции "Дети — жертвы пороков взрослых" в Москве, создал памятник Чернобыльской катастрофе в Санкт-Петербурге, надгробия Крамарову в Лос-Анджелесе и Немцову в Москве. Да, и знаменитого Чижика-Пыжика, в соавторстве с Резо Габриадзе.
В рамках борьбы с "религиозным мракобесием" целыми приходами расстреливали и православных служителей.
Так, в Вологодской области, в 7 км от известного Кирилло-Белозерского монастыря находится Воскресенский Горицкий женский монастырь. В 1932 году его сначала закрыли, и монахини смогли разойтись по деревням. А в 1937 году им предъявили "участие в контрреволюционной организации церковников", и всех расстреляли, включая 70-летнюю игуменью Зосиму. Где покоятся все эти убиенные — не известно, но Зосиму приговаривала тройка по Ленинградской области.
А знак в память о пострадавших служителях Князь-Владимирского собора, прекрасного строения в Санкт-Петербурге, был поставлен в память о настоятеле храма, епископе Череповецком Тихоне, и об остальных представителях духовенства, служащих при храме и расстрелянных в 1937 - 1938гг.
Чёрный крест напоминает рассказывает о расстрелянных в 1937 году членах приходского совета церкви Преображения Господня в посёлке Тярлево Ленинградской области, включая настоятеля протоиерея Сергия.
Здесь есть даже памятник, посвящённый репрессированным в 1937 - 1938гг. ленинградским ассирийцам. Эта малая народность появилась в России в XIX веке, когда ассирийцы помогали русским в войне с Турцией и Ираном. А в 1915 году, когда в Османской империи устроили геноцид ассирийцев (наряду с армянами, греками и езидами) в нашу страну начали прибывать беженцы.
Им не мешали, давали возможность ассимилироваться. Ассирийцы воевали в Первой Мировой войне на стороне России. А диаспора в Ленинграде держала будки с мелким ремонтом обуви. В общем, обвинения были обычны: шпионаж в пользу Ирана или других стран, терроризм и т.д. Аресты проходили по всей стране и практически полностью разрушили сложившуюся здесь культуру ассирийской народности.
Таких вот памятников в Левашовской пустоши десятки. А началось всё в 1992 году, когда старожил одной из ближайших деревень (Новосёлки) Алексей Волчёнков поставил простой крест-голубец в память о своих убитых односельчанах и родных.
На перекрёстье дорожек привлекает внимание массивный памятный крест, созданный по эскизу художника Дмитрия Богомолова. "И сотвори им вечную память…" начертано у основания, на камне, напоминающем жертвенник.
Здесь стоят памятники эстонцам и полякам, ингерманландским финнам и латышам, евреям и российским немцам. Огромный семиметровый литовский крест соседствует с памятником убиенным католикам. Десятки имён начертаны на памятнике "Энергетикам — жертвам политических репрессий" и ни одного имени на памятнике участникам Первой Мировой войны, но все эти люди жили, служили своей стране каждый по-своему и сгинули в мясорубке Большого террора.
Есть тут и мемориал участникам "Ленинградского дела" — судебных процессов в послевоенной стране, направленных против партийных руководителей. До сих пор доподлинно неизвестны все факты, ставшие причиной расстрела и ссылки в лагеря осуждённых по этому делу, скорее всего процессы стали следствием борьбы за власть. Но там естественно выбили показания об антисоветском заговоре, и репрессированы были заодно около 150 членов семей осуждённых.
Всех реабилитировали уже в 1954 году, но расстрелянным это не помогло. 6 человек расстреляли 1 октября 1950 года и похоронили в Левашово, ещё 20 человек расстреляли к концу месяца в Москве и кремировали на Новом Донском кладбище, свалив пепел в яму невостребованных прахов.
Покажу немного разных снимков и перейду к последней части повествования.
Индивидуальные памятные таблички и кенотафы рассказывают о многих и многих, в основном простых, людях, чьи места захоронения теперь уже никогда не установить точно.
Впрочем, упомяну четыре имени:
— Николай Макарович Олейников (1898-1937) был расстрелян "за контрреволюционную деятельность", реабилитирован в 1957 году. Поэт, писатель, сценарист, редактор таких известных детских журналов, как "ЁЖ" и "Чиж". У него публиковались Чуковский, Шварц, Бианки, Пришвин и другие.
— Борис Петрович Корнилов (1907-1938) расстрелян как "участник антисоветской троцкистской организации", реабилитирован в 1957 году. Поэт и поэт-песенник. Самой известной песней на стихи Корнилова и музыку Шостаковича стала "Песня о встречном" ("Нас утро встречает прохладой...", помните такое?) Первый муж Ольги Берггольц.
— Виктор Карлович Булла (1883-1938) был арестован по доносу и расстрелян после того, как ему помогли сознаться в шпионской деятельности. Реабилитирован в 1958 году.
Он был сыном известнейшего фотографа Карла Карловича Буллы, который незадолго до революции передал семейное дело двум своим сыновьям и уехал доживать свой век на территорию нынешней Эстонии.
Сначала, в 1928 году, в лагеря уехал Александр Карлович, и после освобождения в годы Великой Отечественной войны прожил недолго. А Виктор Карлович снимал огромное количество людей и событий, и даже стал одним из пионеров отечественной кинематографии, но всего этого оказалось слишком мало. Да ещё и ценнейшие фотоархивы разгромили при захвате "опасного преступника".
— Владимир Николаевич Бенешевич (1874-1938) был расстрелян за шпионаж. Реабилитирован в 1958 году. Это был известнейший палеограф и историк-византинист, учёный с мировым именем. Участник многих экспедиций, педагог. Знаток истории церковного права. За свою международную исследовательскую деятельность первый арест "схлопотал" в 1928 году и отправлен в Соловецкий лагерь. За него просили советское правительство Эйнштейн и Нансен! Толку то. Потом был второй арест и Ухтпечлаг, а потом третий — и расстрел. Особенно вызывает зубовный скрежет тот факт, что во время бесконечных обысков были уничтожены многолетние труды, — копии древнейших рукописей, которые посчитали шифровками.
В том же 1938 году был расстрелян брат его Дмитрий Николаевич (1877-1938), геолог и горный инженер. А годом раньше расстреляли сыновей-близнецов Владимира Николаевича, Георгия и Дмитрия.
И ещё сотни, тысячи имён и историй людей. Перечислить каждое невозможно в рамках одного обзора, но эти лица на снимках и говорят сами за себя. Они были. Они просят, чтобы их помнили. И это место — частичка такой нужной и важной памяти среди изменчивого мира.
Ещё разные фотографии напоследок.
И спасибо за внимание.