Фрагмент из романа "Субцивилизация"
Продолжение
начало в публикации:
В ведении заместителя начальника колонии по безопасности и оперативной работе, то есть Зампобора (это, считай, первый зам у начальника) входят два отдела: оперативный и безопасности.
Оперативный отдел (отдел оперативной работы, оперчасть) возглавляет начальник отдела, именуемый зэками со времен царя Гороха (или, как любят выражаться зэки - со времен царя П***ра) - Кумом. Именно Кумом, потому что Кумой его звать побаиваются больше, чем начальника Хозяйкой. С операми - работниками оперотдела - зэки обычно избегают ссориться. Можно нажить более крупные неприятности, чем с любыми другими мусорами. У них связи: и служебные, и личные - с кем угодно: с операми из МВД, с фейсами (сотрудниками ФСБ), со Следственным Комитетом, с оэсбэшниками (службой собственной безопасности), и даже, бывает, с криминалом на воле. С ними, таким образом, шутки плохи.
Обязанности оперов, с первого взгляда, туманны, как-то задрапированы: вроде бы и везде во всё лезут, а конкретно чем заняты - непонятно. На самом деле основное занятие оперов - мониторинг всей ситуации в учреждении с целью профилактики рецидивов, преступности и правонарушений в его стенах. Это в широком смысле. А если в подробностях, то здесь и сбор информации о подготовке к каким-либо незаконным действиям, и быстрое реагирование при обнаружении оных и содействие “вольным операм” и следователям из МВД, СК, ФСБ и Госнаркоконтроля, не говоря уже о прокуратуре, по установлению обстоятельств совершения преступных деяний, выявлению нераскрытых эпизодов и новых готовящихся преступлений кем-то из уже осуждённых либо пока гуляющих на свободе.
Секрет всесильности оперов не только в связях, но и в широте их фактических полномочий. Имея к зэку интерес, опер, может ему очень здорово помочь и посодействовать в решении многих житейских проблем, дать поблажку - скачуху - в чём-то, закрыть глаза на нарушения, выручить в трудной ситуации и прочее.
Зэки шутят:
Если в жизни нету счастья -
дёрни ручку оперчасти!
Или вот так:
Запомни сам, скажи другому:
оперчасть - дорога к дому!
Нередко вся эта поддержка напоминает иудин поцелуйчик, увещевания змея-искусителя и сделку Фауста с Мефистофелем. Нелишне помнить про бесплатный сыр и то, что за всё в жизни рано или поздно приходится платить.
Оперотдел с его автономными функциями и привилегиями можно для наглядности сравнить с опричниной. Подавляющее большинство начальников колоний и тюрем также в своё время были именно сотрудниками оперотделов. Служба собственной безопасности ФСИН тоже сплошь состоит из бывших, к тому же успешных оперов.
Если есть структура, подобная опричнине, то, соответственно, должна быть и "земщина". Так оно и есть: эта консервативная и реакционная служба называется отделом безопасности (ранее - режимная часть, отдел режима). В просторечьи её называют либо сокращённо - ОБ, либо по старому - режимкой. Нововведений здесь не любят, предпочитают традиционные, проверенные временем постановы.
Режимка представляет собой эдакий “спрут”, щупальца которого проникают в самые потаённые уголки тюрьмы или зоны. Её главная функция: контроль за соблюдением осужденными ПВР - правил внутреннего распорядка, то есть всех режимных требований, действующих в учреждении того или иного типа. Наверное, поэтому режимников зэки ненавидят больше, чем кого-либо из служащих конторы. Обыски-шмоны, изъятие запрещенных и неположенных предметов, продуктов, вещей - всё это дело рук режимников.
Отдел возглавляет начальник, традиционно называемый, собственно, этим словом - режимник. В подчинении начальника режимки - старшие и младшие инспектора ОБ, а в ведении отдела - ряд важных объектов: дежурная часть, ПВК - пункт видеонаблюдения и контроля, то есть вся сеть установленных в зоне видеокамер, КДС - комнаты длительных свиданий с пунктами проведения краткосрочных свиданий, выдачи посылок и передач, контрольно-смотровая полоса (КСП) - часть охранного ограждения зоны, расположенная внутри нее (их как-то там делят по уровням и, соответственно, между ОБ (режимкой) и ротой охраны).
Инспектора, патрулирующие зону и сопровождающие зэков - тоже сотрудники режимки.
Кладовые, склады и прочие помещения, где хранятся колюще-режущие предметы (иглы, ножи, ножницы, открывалки для консервов), инструменты, инвентарь, особенно шанцевый (лопаты, ломы и прочие землеройные приспособления, которыми можно сделать подкоп) - эта сфера также под жёсткой пятой режимного отдела.
Кроме того, оперативные и режимные сотрудники курируют все остальные объекты зоны - их назначают ответственными от своих отделов за расположениями отрядов, то есть бараками, за участками коммунальной и бытовой сферы, цехами и мастерскими производственной зоны.
Зачастую функции оперов и режимников пересекаются, а интересы сталкиваются, в результате чего возникают между ними недоразумения, конфликты, которые могут перерасти в непримиримую вражду, противостояние - кто кого перехитрит, тот того и съест. В одних лагерях "опричнина" держит в руках основную движуху, в других - "земщина". Первое - чаще. Но, случается, находят они общий язык, компромиссы, и двигаются в единой смычке, разумно поделив сферы своего влияния.
И те, и другие, но всё-таки, главным образом, опера, имеют собственную сеть осведомителей из числа зэков, в том числе тайно сотрудничающих по письменному договору, как самые настоящие секретные агенты. В народе их называют стукачами, сексотами, наседками и ещё одним словом женского рода - кумой, по аналогии с кумом, то есть опером.
ЦИТАТА:
"Ложечка дёгтя преследует здесь всё, что даже отдаленно напоминает мёд..."
(А.Игоревич, "Субцивилизация")
К вопросам безопасности, конечно, относится и внешняя охрана колонии. Но это отдельная служба, которую по старинке называют ротой охраны. Возглавляет ее командир – заместитель начальника колонии. Что о них сказать? Зэки с ними практически никак не пересекаются. И мало о них знают.
Разве лишь стоит обратить внимание на то, что среди стрелков на вышках по периметру ограждения зон в последнее время стало появляться всё больше женщин с автоматами. Конечно, это нетипично, но что в этом, в принципе, особенного? Где она в своём захолустьи сможет найти себе другую работу с более-менее нормальной официальной зарплатой да плюс льготы, плюс виды на хорошую пенсию к старости? Грустно, конечно, ничего не скажешь…
#книги_о_тюрьме #тюремные_истории #тюремная проза #лагерная проза #тюрьма #зона #сидевшие_писатели #тюремная_литература