Приветствую, уважаемые читатели!
Дело было вчера. Муж забрал меня со смены и мы покатили в город. Люблю ехать по нашей трассе. Дорога хорошая, движение не интенсивное, за исключением вечера пятницы - видно, трубы горят у водителей, и воскресенья - ехать домой надо поскорей. В это время на дорогу выезжают в "дурачки на крутых машинах". Они соревнуются, кто кого обгонит или не дают обгонять другим водителям, мол:
моя - то красотка, вон, как может! Да у нее движок, знаешь какой? Так что, не рыпайся там, не суйся!
Бывало, мы разъезжались так, что оказывались втроём на дороге в ряд. Сидишь и вжимаешься в кресло, а внутри все холодеет и только разъехались, тут же ноги похолодели и пошел спазм. Отвратительное ощущение.
Ехали, на сей раз спокойно. Было утро. Солнце ещё не такое жаркое и можно сказать, что оно не заставило нас вариться, будто мы плитки молочного шоколада на водяной бане.
Поболтали и я достала книгу, с которой на следующий день приключилось несчастье, но об этом потом, а то я потеряю мысль.
Открываю ее. Чудесные плотные страницы втягиваясь, и вот, ты в Амстердаме, 1943 год. Сидишь в доме - убежище вместе с прячущимся евреями.
Заехали в город. Там, конечно, пекло. Сразу же начинаешь любить свой маленький родной городок ещё больше в такие моменты. У нас: птички, свежесть, много зелени и тишина, а здесь: "серые коробки", раскалённый асфальт и толпы людей.
За лето сильно отвыкаешь от такого "винегрета" и хочется обратно в свой маленький городишко, уютный, как валенки в сорокаградусный мороз.
Ах, да. Ещё один минус больших городов состоит в том, что даже валенки не поносить. Дороги очень интенсивно поливают реагентами и ты не идёшь, а плывешь по жиже. Ну, кому по душе такая коричневая зима?
Ехали мы, уже до дома пять минут осталось, вдруг, муж увидел, что на тротуаре лежит мужчина, лет шестидесяти, плюс - минус пять лет. Рядом с ним лежал костыль. Вокруг ходят три человека. Мужчина неподвижен. Я говорю:
Тормози. Включай "аварийку".
Остановились. Наскоро вышли из машины. Было очень душно и дышалось тяжело.
Мужчина начал биться в судорожном припадке. При падении, он ударился головой и на его виске уже начала запекаться кровь. Мужчину положили на бок, фиксировали конечности и голову, чтоб он ещё больше не травмировался. Изо рта незнакомца начала вытекать пена и пузырилась слюна. Женщина вызвала скорую помощь. Через некоторое время судороги прекратились. Мужчина не понимал, где он и что с ним случилось. По его жестам было видно, что тело сильно ломит. Так всегда бывает после припадков. Группы мышц долго непрерывно и быстро сокращаются, а потом расслабляются, но оставляют после себя боль. Мы перенесли Алексея (позже, он так назывался) на траву в тенёк под невысокое деревце. Сперва, он пытался встать и идти куда-то, но не мог, да и мы просили его лежать. Я спросила его имя, адрес, есть ли родственники, есть ли телефон с собой или, возможно, он помнит номер телефона кого - то из близких. Так мы и узнали, что это Алексей и вышел он из дома на бульваре Доменщиков. Куда и зачем он шел - сказать не мог. Пока что получались только односложные фразы.
Он обхватывал свой живот и морщился. Бедный мужичок.
Хорошо, что он худощавого телосложения оказался. Перетаскивать с тротуара было легко.
Как только сознание восстановилось я сходила в машину за водой. Дала ему попить и налила в ладошки водичку, чтобы умыл лицо, намочил конечности. После этого, ему стало легче - принял горизонтальное положение под кустом и с облегчением закрыл глаза.
На протяжении того времени, которое мы провели с новым знакомым я сравнивала его симптоматику с клиникой судорожных состояний из медицинской литературы, мысленно делая отметки:
О! И тут совпадает!
Действительно, так и есть!
Это было очень интересно.
После таких приступов люди и правда ничего не помнят и не понимают, где они, как оказались в этом месте. Что с ними произошло.
Я это знаю, поэтому, когда увидела непонимающий взгляд Алексея, рассказала ему, что у него случился припадок.
- У вас часто такое бывает?
- Бываааает...
Протяжно, ослабевшим голосом ответил он.
Я ему, давай, про то, что надо таблетки принимать, а потом, понимаю, что ему сейчас до фени. Какие таблетки? Отстали бы все, да дали спокойно полежать.
Приехала скорая помощь. Двери распахнулись и из машины вышли два фельдшера в синих костюмах с рыжим чемоданчиком. Они начали спрашивать, что, да как.
А вы точно видели приступ? Вы уверены?
Если честно, они как-то менжевались и, кажется, не хотели его забирать. Женщина, что постарше, пригласила Алексея в машину для осмотра, а он и встать толком не может. Мы начали помогать ему и второй фельдшер - молодой человек попросил меня отойти и подхватил нашего уличного пациента и его повели в автомобиль скорой помощи.
Не знаю, увезли его или после осмотра отвезли домой, но до сих пор него думаю.
Надо ведь обследовать человека. Назначить антиконвульсанты, антидепрессанты - если необходимо. Когда пациентов доставляют по скорой и кладут на отделение, это лучше всего. Кто его знает, может он так болен, что не может прийти в больницу, записаться на приём или у него вовсе нет телефона. Хотелось бы, чтоб все хорошо вышло у этого мужчины.
Похожие случаи с людьми,которым поплохело на улице - случаются. Не то, чтобы часто, но бывает.
Вот, в прошлом году, мы шли с мужем с прогулки. Стояла прекрасная осень, но вечера уже были по - осеннему свежими. Так хорошо было дышать этим вечерним воздухом. Подходя к своему дому, заметили, что у стены полусидя - полулёжа расположился мужчина. На вид не пьяный - резкого запаха нет. Одет прилично. Не подаёт признаков жизни. Рядом с ним стоят люди и смотрят. Скорую вызвали и стоят. Подхожу, здороваюсь. Спрашиваю:
-Дышит?
-Мы не проверяли.
Измеряю пульс - не чувствую. Прикладываю ухо к его груди, ощущаю слабое дыхание. Прикладываю пальцы к его сонной артерии, придавливаю её. О! Есть пульс, правда очень медленный и слабого наполнения.
Ну ладно, думаю я. Уже лучше! Сердечно - лёгочную реанимацию проводить ненадо. Приехала бригада скорой, быстро погрузили мужичка на носилки и быстро скрылись в ночи.
Стоит, обсуждаем. Люди, просто, стояли и смотрели, на мужчину. Никто не пошел. Бывает, важны минуты в подобных ситуациях. Скорая помощь не в когда быстро приезжает. Притронуться к незнакомому лежащему человеку - табу для многих, а кто-то и вовсе пройдет мимо.