Российский рынок переполнен китайскими автомобилями, но за блестящими шоурумами — лавина гарантийных ремонтов, убытков и молчания поставщиков. Почему даже самые преданные продавцы «дружбы с Китаем» массово сворачивают закупки, и при чём тут подержанный BMW?
Китай наступил на брак
Автодилеры России молчат, но, стиснув зубы. По данным крупнейших сетей, уровень гарантийных обращений по ряду китайских брендов уже перевалил за 40–50%. Это не статистика, это диагноз.
Иначе говоря — каждая вторая машина уходит обратно в ремонт, зачастую с тяжёлыми поломками. Причём это не «раз в год лампочка перегорела». Это — подвеска, рулевое, электрика, силовые агрегаты.
Кто же платит за китайское «качество»? Уж точно — не Китай.
Большинство поставщиков попросту отказываются признавать брак, игнорируют запросы, не компенсируют ремонты и не поставляют запчасти. Всё ложится на плечи самих дилеров. А те уже не выдерживают.
«Мы больше не работаем на маржу, мы работаем на убыток», — признаётся один из директоров автосалона в Поволжье.
На фоне навалившихся проблем склады затоварены, салоны закрываются, а цены — летят вниз. Особенно сильно страдает вторичка: некоторые модели потеряли в цене до 40% за 6 месяцев.
Покупатели больше не хотят рисковать: китайская эмблема — это уже не альтернатива, а лотерея.
Возвращение брендов «старой школы»
На фоне разочарования многие дилеры начали пересматривать контракты и цепочки поставок. Даже с учетом параллельного импорта машины из Европы и США выглядят более выгодно: пусть дороже, но с предсказуемым качеством, понятной историей и доверием клиента.
«Лучше ввезти подержанный VW через Ереван, чем выслушивать 15 жалоб на новую китайскую «электричку», — говорят в одном из московских салонов.
Что дальше?
- Падение спроса на китайские авто — уже началось.
- Дилеры массово сокращают закупки.
- На вторичном рынке — паника и пересмотры прайсов.
- Возврат к европейским брендам — вопрос времени, а не патриотизма.
Российский авторынок переживает «похмелье» после китайской эйфории. И, судя по всему, «протрезветь» придётся всем — от покупателей до поставщиков.