Найти в Дзене
Панские путешествия

Самый русский город Турции - островок исчезнувшей империи на турецком Дальнем Востоке

Новая страна в моем длинном азиатском путешествии - Турция! Интересный парадокс - огромное количество жителей и их потомков из бывшего СССР/Российской империи приезжает в Турцию, но лишь ничтожная их часть едет в Турции на Кавказ. О турецком Кавказе, и о том, что самая дальняя северо-восточная часть Турции когда-то была Россией и там строили точно такую же архитектуру, что и повсюду - от Прибалтики и Беларуси до Владивостока и Самарканда - об этом мало кто знает. К слову, по советской географии Кавказ заканчивался строго по границам СССР, а все что дальше - уже как бы и не Кавказ. Но в Турции северо-восточная гористая часть страны также считается Кавказом. Меня эта территория давно манила, и я переехал из Азербайджана в соседнюю Турцию. Напишу о своих перемещениях пару слов. Сначала я прилетел в Баку из Исламабада, гулял по столице, потом уехал в Карабах, который подробно описывал в последние дни. Оттуда вернулся в Баку, погулял еще по нему, а затем улетел в азербайджанский эксклав - Н

Новая страна в моем длинном азиатском путешествии - Турция!

Интересный парадокс - огромное количество жителей и их потомков из бывшего СССР/Российской империи приезжает в Турцию, но лишь ничтожная их часть едет в Турции на Кавказ. О турецком Кавказе, и о том, что самая дальняя северо-восточная часть Турции когда-то была Россией и там строили точно такую же архитектуру, что и повсюду - от Прибалтики и Беларуси до Владивостока и Самарканда - об этом мало кто знает.

К слову, по советской географии Кавказ заканчивался строго по границам СССР, а все что дальше - уже как бы и не Кавказ. Но в Турции северо-восточная гористая часть страны также считается Кавказом.

Меня эта территория давно манила, и я переехал из Азербайджана в соседнюю Турцию.

Напишу о своих перемещениях пару слов. Сначала я прилетел в Баку из Исламабада, гулял по столице, потом уехал в Карабах, который подробно описывал в последние дни. Оттуда вернулся в Баку, погулял еще по нему, а затем улетел в азербайджанский эксклав - Нахичеванскую автономную республику. После осмотра этого места, в котором редко бывают туристы, я поехал в Турцию.

Если бегло взглянуть на карту, то может показаться, что Нахичевань граничит только с Арменией и Ираном. На самом деле, здесь имеется еще и наземная граница с Турцией - но это длинный узкий коридор, который виден только на подробных географических картах. Находясь там, можно одновременно увидеть аж 4 страны - Азербайджан, Турцию, Армению и Иран.

Въезжать сейчас по земле в Азербайджан иностранцам нельзя, однако выезжать разрешается. Этим я воспользовался и переехал из Нахичевани в Турцию. Никакого общественного транспорта туда нет, ходят лишь коллективные такси - легковушки, набирающие нескольких пассажиров, они стоят на одной из развязок Нахичевани. Этим транспортом я и воспользовался.

Транспортное сообщение тут напомнило поездки из разных украинских городов в Крым в 2014-2021 годах - машина довозит лишь до границы, таможни обеих стран проходишь пешком, а далее садишься во вторую машину - уже до первого турецкого города Ыгдыра (редкий населенный пункт, название которого начинается на букву Ы). Всю сумму денег отдаешь первому водителю, азербайджанскому, он тоже проходит с вами таможни и усаживает во второй турецкий транспорт.

В Ыгдыре я не задерживался и поехал сразу в Карс - именно Карсу и посвящен заголовок моей статьи.

В 1877 году в ходе очередной войны Карс взяли русские войска, победив турок, и он вошел в Российскую империю, даже став областным центром, форпостом Российского государства на самом юге Кавказа. Российский период в истории города продолжался до 1918 года, когда Ленин отдал эти земли назад в Турцию.

Российская империя имела далеко идущие планы на эту часть мира и возвращать земли туркам совсем не планировала, поэтому между 1878 и 1914 здесь шло интенсивное строительство, причем в типовом русском стиле, который хорошо узнается всеми нами, живущими (жившими) на территории бывшего Союза.

Десятки каменных домов, православная и армянская церкви, железнодорожный вокзал - всё это сохранилось тут со старорежимных времен. И в этом парадокс - ездить смотреть здешние достопримечательности, "русскую Турцию" приезжают в основном сами турки, и еще немножко европейцев.

Причины этого на поверхности - из постсоветских стран приезжают в Турцию погреться, а именно в Карсе - прохладное лето, а зимой метели и морозы. Кроме того, тут совсем далеко море, за шоппингом и историей тоже приезжают в основном в Стамбул и на средиземноморское побережье. А русскую архитектуру Карса исследуют в основном жители страны. Для Турции это примерно тоже самое, как для Китая Харбин - центр российского влияния в Китае до революции и потом русской белой эмиграции: необычная колоритная окраина страны с иностранными культурными мотивами.

Мне в Карсе сразу, с первого часа очень понравилось. Гулять тут - одно удовольствие. И опять-таки, эти домики порой так напоминают что-то знакомое, родное, будто-то ты и не в Турции вовсе находишься.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10