Найти в Дзене
ARTПатруль

Жизнь и творчество Ивана Крамского

Художник Иван Николаевич Крамской (1837-1887) — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве. Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя. Художник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью. Желание рисовать было так великого, что Ив
Оглавление

Художник Иван Николаевич Крамской (1837-1887) — выдающийся русский мастер живописи, который жил и творил во второй половине девятнадцатого века. Он не просто живописец – это один из основоположников движения художников-реалистов в русском и мировом искусстве.

Автопортрет
Автопортрет

Поскольку Иван Николаевич стоял у истоков критического реализма, возникла очень соблазнительная идея представить художника, как живописца-революционера, который возглавил бунт в Академии художеств, выступил против библейской живописи и, соответственно, реакционного царского строя.

Ранние годы.

Художник Иван Крамской родился 27 мая 1837 года в Воронежской губернии, вблизи города Острогожска, в семье мещанина. С отличием окончил реальное училище, однако поступить в гимназию не смог – в 1849 году умер отец мальчика и семья жила очень скромно. После окончания реального училища Иван некоторое время подрабатывал в Городской думе. Именно в Городской думе он увлекся сначала каллиграфией, а затем и живописью.

Желание рисовать было так великого, что Иван постоянно просил у старшего брата помощи – брат мог устроить его учеником к какому-нибудь местному живописцу. Этими просьбами он досаждал старшему брату целых два года и, в результате, был определен на учебу к одному из воронежских живописцев.

Русалки
Русалки

В иконописной мастерской Иван Николаевич трудился не долго – сбежал. Впоследствии он вспоминал, что в иконописной мастерской к живописи его не допускали, а использовали как помощника по хозяйству – принести, отнести, помыть.

После побега молодой Крамской познакомился с М.Б. Тулиновым, который был страстным любителем живописи и зарождающейся фотографии. Некоторое время Иван Николаевич жил у Тулинова, а потом перебрался в Харьков и устроился ретушером в фотомастерскую Я.П. Данилевского. В этот период будущий художник увлекся чтением, начал изучать теорию живописи и теорию искусства.

Жизнь в столице.

Крамской проработал в Харькове три года и решил поступить в Академию живописи.

Жизнь в Петербурге оказалась совсем не дешевой и заработанные в Харькове деньги быстро закончились. Крамской решил совмещать учебу в Академии и работу ретушером в фотомастерской.

Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море, Иван Николаевич Крамской
Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море, Иван Николаевич Крамской

Совмещение оказалось успешным – молодой художник смог снять небольшую (по меркам девятнадцатого века) квартиру из трех комнат на Васильевском острове. Именно эта квартира стала местом практически ежедневного сбора студентов-однокурсников, местом жарких дискуссий и амбициозных мечтаний о будущем.

Лунная ночь, И. Н. Крамской
Лунная ночь, И. Н. Крамской

Обучение Крамского в Академии проходило достаточно успешно. За работу «Смертельно раненный Ленский» в 1860 году студент Крамской получил вторую серебряную медаль, в 1861-1862 годах за картину «Молитва Моисея по переходе израильтян через Чёрное море», семь портретов, картину «Поход Олега на Царьград» и две большие копии с картин Я. Капкова и П. Петрова (картины на религиозные темы) был представлен ко второй золотой медали.

В 1862 году Крамской был принят на должность преподавателя в школу Императорского общества поощрения художеств. Для завершения обучения в Академии следовало исполнить программу на получение Первой золотой медали. Первая золотая медаль позволяла художнику получить классный чин и государственную пенсию для командировки за границу с целью развития и изучения живописи.

Однако, в 1863 году совет Академии выработал новые правила для студентов, желающих получить Первую золотую медаль.

Условия были настолько тяжелыми (просто невыполнимыми), что 14 человек из числа выпускников под предводительством Ивана Крамского обратились в Совет с просьбой освободить их от участия в конкурсе. Именно с просьбой. Не с требованием или революционным воззванием.

Так возникла легенда о «Бунте четырнадцати». Впрочем, нежелание участвовать в конкурсе стало вызовом и возмутило руководство Академии. Но было ли это бунтом?

Пасечник, И. Н. Крамской
Пасечник, И. Н. Крамской

Петербургская артель художников.

Студенты были выпущены из Академии без звания классного художника, что существенно осложняло будущую жизнь молодых живописцев. И Крамской предложил создать «Петербургскую артель художников» — такое сообщество молодых живописцев с кассой взаимопомощи и обязательными отчислениями в кассу с каждой проданной работы установленного товарищами процента.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, жены художника

Иван Николаевич с огромным желанием занимался делами артели, но сообщество очень скоро распалось – один из товарищей начал хлопотать перед Академией о выделении персонально ему пенсии для поездки за границу. Крамской возмутился, но основная масса участников артели отступника поддержала. Некрасивая получилась история. Нужно сказать, что Крамской был не только идейным вдохновителем артели, но и основным её меценатом – известно, что только в 1869 году он внес в кассу артели более 3 000 рублей. Получалось, что он содержал художников, которых считал единомышленниками, а товарищи находились в артели исключительно из-за материальной выгоды и при получении большей выгоды с легкостью из артели уходили.

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника, И. Н. Крамской
Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника, И. Н. Крамской

Крамской сам вышел из артели и вскоре это сообщество художников распалось.

Крамской и передвижники.

В 1870 году было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок». И одним из организаторов этого общества, как вы уже догадались, стал Иван Николаевич Крамской, который был не только создателем – он просто душу вложил в Товарищество.

Девушка с распущенной косой, И. Н. Крамской
Девушка с распущенной косой, И. Н. Крамской

Умер художник 25 марта 1887 года. Писал портрет доктора Раухфуса, вдруг замер, и упал. Прибывший врач констатировал смерть великого художника.

Информация взята из открытых источников.