Найти в Дзене

Пароход «Обь». И снова подлодка

28 июня 1944. До Победы еще почти год. Советский Союз на фронтах и в тылу прикладывает все усилия, чтобы поскорее завершить войну, которую потом назовут Великой. А из туманного Владивостока в свой последний рейс выходит пароход «Обь» с грузом угля на борту. Гражданский корабль, мирный груз. Да и маршрут, можно сказать, безопасный – путь лежал в Петропавловск-Камчатский. Экипаж – 39 человек, капитан – С.Д. Панфилов. Без приключений «Обь» дошла до Лаперуза, где повстречала японские корабли и самолеты. На советском судне были опознавательные знаки: по обоим бортам в середине корпуса на белых квадратах был нарисован государственный флаг, который в ночное время освещался, плюс на мачтах зажигались дополнительные нейтральные огни. Поэтому японцы пароходом не заинтересовались. 6 июля 1944 года в 0 часов 10 минут на подходе к Первому Курильскому проливу «Обь» содрогнулась от оглушительного взрыва. Пароход был торпедирован в среднюю часть правого борта, прямо под кают-компанией. Судно начало кр

28 июня 1944. До Победы еще почти год. Советский Союз на фронтах и в тылу прикладывает все усилия, чтобы поскорее завершить войну, которую потом назовут Великой.

А из туманного Владивостока в свой последний рейс выходит пароход «Обь» с грузом угля на борту. Гражданский корабль, мирный груз. Да и маршрут, можно сказать, безопасный – путь лежал в Петропавловск-Камчатский. Экипаж – 39 человек, капитан – С.Д. Панфилов.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Без приключений «Обь» дошла до Лаперуза, где повстречала японские корабли и самолеты. На советском судне были опознавательные знаки: по обоим бортам в середине корпуса на белых квадратах был нарисован государственный флаг, который в ночное время освещался, плюс на мачтах зажигались дополнительные нейтральные огни. Поэтому японцы пароходом не заинтересовались.

6 июля 1944 года в 0 часов 10 минут на подходе к Первому Курильскому проливу «Обь» содрогнулась от оглушительного взрыва. Пароход был торпедирован в среднюю часть правого борта, прямо под кают-компанией.

Судно начало крениться, затем перевернулось и ушло под воду. Между ударом торпеды и полным затоплением прошло всего 2-3 минуты, радист даже не успел дать в эфир сигнал бедствия.

Капитан, который спустился в свою каюту за 15 минут до взрыва, погиб. Старший помощник – И.А. Максимихин – тоже находился у себя в каюте. Его оглушило, дверь заклинило, в помещение начала поступать вода. В последний момент моряк смог выбраться на палубу через приоткрытый иллюминатор. В этот момент корабль пошел ко дну. Но старший помощник сумел ухватиться за обломок доски и доплыть до спасательного плотика.

Выжившие моряки потом вспоминали, что в этот отчаянный момент к ним дважды подходила неизвестная подводная лодка и дважды вновь скрывалась в тумане.

На рассвете экипаж обнаружил полузатопленную шлюпку. Неприкосновенный запас оказался в целости. Вычерпав воду, моряки разместились и произвели перекличку. Не досчитались 14 человек.

На рейде - современные корабли. Владивосток, Патрокл. Фото автора.
На рейде - современные корабли. Владивосток, Патрокл. Фото автора.

7 июля около 16 часов моряки подошли под парусами в район поста Большерецк. Со шлюпки начали пускать сигнальные ракеты. К счастью, на берегу их заметили и выслали навстречу катер береговой охраны. Выживших сначала разместили на рыбокомбинате, а затем на пароходе отправили во Владивосток.

В советских источниках подводную лодку, потопившую «Обь», называли неопознанной. В наше время историки пишут, что это была американская подлодка SS-281 Sunfish...