Найти в Дзене
Наш край

Как майор стал подполковниками командовать

Как детская мечта стала делом всей жизни, почему профессия пожарного учит
философии и насколько стечение обстоятельств может повлиять на спасение человека? Об этом «НК» рассказал Дмитрий Гончарик, отдавший своему
делу без малого 30 лет. Братский пример Посвятить себя службе Дмитрий Гончарик мечтал с самого раннего детства, правда, в своих фантазиях представлял себя не пожарным, а военным. Причина родственная: служили дядя и трое его сыновей. – Двоюродные братья были гораздо старше. Я еще совсем маленьким был, когда они уже стали курсантами военной академии. Помню, как с особенным трепетом примерял когда-то их форму. Решение связать жизнь с армией росло и крепло. Когда уже стал постарше, то к детскому восхищению добавилась еще тяга к дисциплине. Кроме того, привлекало и отношение общества к людям в погонах, к офицерам, – вспоминает Дмитрий Гончарик. Однако жизнь распорядилась по-своему: из-за развала Советского Союза изменились условия поступления в некоторые военные учебные завед

Как детская мечта стала делом всей жизни, почему профессия пожарного учит
философии и насколько стечение обстоятельств может повлиять на спасение человека? Об этом «НК» рассказал Дмитрий Гончарик, отдавший своему
делу без малого 30 лет.

Братский пример

Посвятить себя службе Дмитрий Гончарик мечтал с самого раннего детства, правда, в своих фантазиях представлял себя не пожарным, а военным. Причина родственная: служили дядя и трое его сыновей.

– Двоюродные братья были гораздо старше. Я еще совсем маленьким был, когда они уже стали курсантами военной академии. Помню, как с особенным трепетом примерял когда-то их форму. Решение связать жизнь с армией росло и крепло. Когда уже стал постарше, то к детскому восхищению добавилась еще тяга к дисциплине. Кроме того, привлекало и отношение общества к людям в погонах, к офицерам, – вспоминает Дмитрий Гончарик.

Однако жизнь распорядилась по-своему: из-за развала Советского Союза изменились условия поступления в некоторые военные учебные заведения. В том числе в Военно-космическую академию имени А. Ф. Можайского, куда изначально планировал поступать наш герой. По новым правилам принять его на обучение могли только на платной основе.

– Стоимость обучения была немаленькой – в год около полутора тысяч рублей. За три года нужно было заплатить столько, сколько по тем временам стоила двухкомнатная квартира. Так что планы пришлось поменять, – рассказывает Дмитрий Гончарик.

Пожарный дебют

Поступать решил в высшее пожарно-техническое училище МВД, которое совсем недавно открылось в Минске.

– Перед поступлением съездил туда на экскурсию и понял, что это именно мое направление. Сдал экзамены, поступил. Первой проверкой на прочность и стойкость для курсантов стал полуторамесячный курс молодого бойца, который мы проходили в полевых условиях. Как и всем, конечно, было тяжело. Но всё же спорт и серьезные физические нагрузки были с детства неотъемлемой частью жизни, поэтому курс молодого бойца не стал для меня невыносимым испытанием. Хотя оказалось немало и тех, кто не выдерживал и покидал наши ряды, – переносится в прошлое Дмитрий Гончарик.

Во время обучения курсанты не только постигали премудрости теории и закаляли дух и тело физическими нагрузками, но и на практике могли применить все приобретенные знания и навыки. С первого курса ребята уже заступали на дежурства в учебную пожарную часть и даже выезжали на пожары. Свой первый такой выезд Дмитрий Гончарик запомнил на всю жизнь: произошло это в ночное дежурство, да еще и стало самым настоящим боевым крещением.

– Горела квартира на девятом этаже в многоэтажке в Заводском районе. Перед окном уже

была установлена пожарная лестница, внутри находился начальник караула, по рации попросил кого-то из подчиненных подать ему на 9 этаж пожарный рукав. Но так получилось, что все остались внизу – наверх полез я. Поднимался в боевой экипировке, за плечами – аппарат весом 13 килограмм, в одной руке пожарный рукав, второй держался за поручни. Скажу честно, было страшновато, ведь так высоко пришлось подниматься впервые, – вспоминает Дмитрий Гончарик. – Кстати, на первом курсе редко комуудавалось побывать на пожаре, мне же доводилось почти каждое дежурство. Наши даже шутили, что, если хочешь попробовать, надо со мной заступать в одну смену.

Философия в огне

Не стала исключением и первая дежурная новогодняя ночь: курсанты только уселись за стол, порезали торт и готовились отметить, как поступило сообщение о пожаре. Именно тогда молодому курсанту пришлось в первый раз столкнуться с трагическими последствиями – на этом пожаре погибли люди.

– И в тот первый раз, и потом на каждом из таких происшествий, которые заканчивались смертью человека, в голове постоянно сидел один и тот же вопрос: почему не удалось спастись? Спустя годы приходит понимание, что чаще всего гибель становится ценой, которую человек платит за собственную беспечность. При этом даже свои ошибки порой ничему людей не учат. Как-то мы дважды спасли мужчину, который чуть не сгорел, когда закурил в постели выпивший. Предчувствуя беду, разыскали его сестру в России, она приехала, навела порядок, брат перестал пить. И вот он провожает ее на поезд, в тот же вечер снова напивается, закуривает и засыпает. В этот раз помочь мы ему уже не смогли, он погиб, – делится историей из опыта Дмитрий Гончарик.

Действительно, после таких происшествий волей-неволей, но поверишь и в судьбу, и в случай, который на нее может повлиять. Пришлось убедиться в этом и Дмитрию Гончарику.

– Произошло это, когда я возглавлял Барановичский ГРОЧС. Мы старались много делать для улучшения технического оснащения отдела. Как-то купили бензорез, до этого такого оборудования у нас не было. И в тот же вечер поступило сообщение, что парень на стройке упал в бетономешалку и ноги его зажало между двумя вращающимися валами. Так вот именно благодаря только что приобретенному бензорезу нам удалось его спасти. Случись то происшествие днем ранее, все могло закончиться плачевно. Мать парня потом приезжала в отдел благодарить за спасение сына. Ему тогда всего лет 19 было, – рассказывает Дмитрий Гончарик.

Случайности не случайны

Дмитрий Гончарик возглавлялБарановичский ГРОЧС с 2006 по 2012 год, этот период стал наиболее важным и ответственным в его служебной деятельности. А исполнилось ему на момент назначения всего 30 лет. С особой благодарностью сегодня вспоминает он своих наставников: Владимира Санюковича, Николая Богатко, Василия Алищука – во многом благодаря которым состоялось его становление как профессионала, удалось быстро адаптироваться к службе и многого достичь.

– А к Владимиру Санюковичу в любой момент мог обратиться не только за профессиональным, но и за житейским советом, поскольку рано лишился отца и порой на самом деле не знал, как правильно поступить. Никогда мне не отказывал. Именно он и принял решение сделать меня своим преемником на должности руководителя, когда ушел на пенсию, – делится Дмитрий Гончарик. – Кстати, с пониманием к этому решению отнеслись не все. И немудрено: 30-летний майор командует подполковниками, многие из которых годились мне тогда в отцы. Но спустя буквально несколько месяцев со всеми удалось найти общий язык.

Большое внимание новый руководитель уделял сплочению коллектива, так как именно это считал одной из составляющих успешного выполнения служебных задач. И ставка оказалась верной – отдел неоднократно становился лучшим по показателям. После должности начальника Дмитрий Гончарик работал в инспекции пожарного надзора, а год назад вышел на заслуженный отдых. Теперь старается компенсировать семье всё то время и внимание, которым когда-то обделял, будучи занятым по службе. Однако полностью разорвать связь с любимым делом не нашел в себе сил и нынче работает спасателем-пожарным на Барановичском аварийно-спасательном поезде.

– Наверное, это лучше любых слов говорит о том, что я ни на минуту не пожалел, что ступил

когда-то на этот путь и посвятил свою жизнь пожарной службе. Хоть произошло это, можно сказать, случайно. На самом деле ничего случайно в нашей жизни не случается… – подводит итог беседы Дмитрий Гончарик.

Наталья СМИРНОВА