Волос - один из славянских языческих богов которые упоминается в Повести временных лет. Но особенности его упоминаний не могли не привлечь внимание историков.
Например не без влияния академика Рыбакова В.А. Волос ассоциировался с балтским богом Велес, по созвучную. Несмотря на то что Велес у Литовцев ну никак со скотом не был связан, а между тем в летописях Волос назван скотьим богом. Наоборот Велес это мрачный бог подземного мира - (литовское veles «тени умерших» и латышское Vels «бог подземного мира»,)
Еще одним интересным доводов был реконструкция праиндоевропейского слова wel как шерсть, (что в принципе ложилось на вариант Рыбакова А.В. - «волоха» — шкура, «волохатый» — косматый). Однако затем исследования показали не состоятельность этой варианта.
Словом ассоциация с одной стороны скотьего бога Волоса а с другой подземного латышского Велеса и родила образ славянского языческого бога Велес/Волос который синтезировался в этакого пастуха мертвых. Правда там сразу появлялась много вопросов - например почему волос/велес никак не связан с духами предков (русалками).
Нельзя не упомянуть о семантике Велеса. С одной стороны от Vel выводят "видеть, провидеть" - отсюда прагерманские Вельвы, и славянский волхв
С другой стороны vel -"Мертвый" - Отсюда Велес -бог мертвых. Интересно, что у латышей был такой персонах как Wälla-Mänes -Велю-Мати -Смерть в женском обличае которая накрывает угощения для душ мертвых. (Нельзя не вспомнить весьма колоритного персонажа из скандинавской мифологии - Нel Хель - богиню мертвых.) Еще из интересной тей что у литовцев топоним vel связан в основном с болотами, торфяниками, озёрами, и реками, поэтому не удивительно, что литовский Велняс обращается в змея.
У славян тоже Велес связан именно со Змеиной ипостасью. А вот Волоса Рыбаков связал с медвежьим культом из-за крестьянской традиции вешать над воротами медвежья лапу для отпугивания медведей. Они называли этот оберег скотьим богом. Правда тут интересно, что Медведь вроде никогда с миром мертвых не ассоциировался. Змей или волк (пес) да, но не медведь.
Вот и получалась такая двойственность Змей-Медведь. Бог мертвых и бог скота. При этом если про мертвых мы вполне можем найти параллели у "ближайших родственников", то со скотьем богом проблемы.
Словом как то натянутой была ассоциация Велес-Волос. И это не могло не привлечь внимание, как и другие интересные особенности - например упоминания Волоса в летописи.
"Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир."
Здесь Перун противопоставляется Волосу -как свой бог. Как попытались объяснить это историки.
- Перун был СВОЙ дружинный бог, в отличии от Волоса бога скота не людей. Правда вообще тогда удивляет его присутствие в договорах.
- Волос скотий бог - не бог домашнего скота, а бог денег, золота (скотт, скутти по кельтски -деньги) или на древнерусском скотница -так именовали в
13 -17 веке помещение для хранения казны. Ну и если учесть что в договоре с Игорем и Святославом клялись оружием и золотом то все логично. Правда в договоре с Игорем не упоминается Волос. Тут интересная параллель с литовским Велесом которые считали человек побитый и укушенный душами желтеет и отправляется в мир иной. Ведь примерно такую фразу мы и видим в договоре у Святослава "Аще ли ѡ тѣхъ самѣхъ преже реченыхъ [не] съхранимъ, аз же и со мною и подо мною да имѣемъ клѧтву ѡт б(ог)а, въ его же вѣруемъ, в Перуна и въ Волоса скотья б(ог)а и да будемъ колоти яко золото и своимъ ѡружьем да исѣчени будемъ." (и да будем желты, как золото)
Однако возникает вопрос а почему дружина Игоря которая клянется и золотом и оружием не упоминает Волоса?
Не упоминается Волос и среди идолов которые Владимир установил на княжьем дворе в Киеве
"И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь."
Есть мнение это потому, что Волос был чужим в той компании. Так почему же им клялись Олег и Святослав? Олег и Святослав заключали договор находясь на территории Болгарии а Игорь заключал его в Киеве. И соответственно первые призвали в свидетели тех богов которые почитались в той местностью, что для язычников вполне логично. (скандинавы во время налетов приставая к враждебному берегу снимали носовые фигуры драконов что бы не прогневать чужих богов. В Илиаде сражаются не только греки с троянцами, но и боги за ту или иную сторону. Можно сказать что и там и там одни и теже боги, но греки зачастую просто находили параллели своим богам и называли их привычным образом. Так же поступали и древние римляне)
СЛовом если это так то остается еще одно, но у болгар в отличии от других славян не Волос не Велес не замечены. Зато у них был весьма почитаем другой коровий бог- Святой Власий или как его называли "великий страж быков" В Болгарий его называли "Свети Влас" - что вполне ложиться на имя Волос. Об тождественности этого может говорить и то что в некоторых поздних летописных списках в договоре Святослава с византийцами вместо вместо "Волос скотий бога" написано "Власий скотий бог". А церковь "Святого Власия" в новгороде находилась на Волосовой улице.
Такую же тождественность Волоса и Власия как в Новгороде мы видим в Киеве.
Северный угол Киевоподола по левую же сторону канала составляет приход церкви Введения пресвятой Богородицы, населённый большею частию рыбаками; местоположение имеет низкое и подверженное отчасти весеннему при разлитии реки наводнению, а от стороны упорного Днепра на урочище, называемом Притыкою, разорению. Повествуют, что на месте настоящей деревянной церкви существовало в древности языческое капище скотского божка Волоса, со времени же просияния християнской веры, на месте том построена церковь с. великомученика Власия. При всем том улица, идущая от Воскресенской церкви мимо сию на загороднюю Оболонь, до поздних времен ещё называлась Быдлогонною понеже оною к помянутому капищу пригоняли скотину.
— Берлинський М. Ф. Історія міста Києва. – Київ: Наукова думка, 1991. — 320 с.
Как предполагает историк Клейн Л.С. - Святой Власий мог стать славянским богом, во время их вояжа в Грецию в V веке. Именно там был популярен среди народа Святой Власий и славяне у которых на тот момент скотоводство тоже занимала значительную роль восприняли этого покровителя христианского покровителя домашнего скота. Когда славяне были вытеснены из Греции они эту память унесли с собой. При этом у болгар которые жили под боком у византии он так и остался в памяти как "Свети Влас", а у наших предков трансформировался в Волоса.
Позже произошла обратная трансформация и на месте капищ Волоса появились церкви Святого Власия, которого крестьяне по привычке продолжали называть коровьим богом.