Найти в Дзене

Антураж дореволюционных и советских фотоателье

В цифровом фотоархиве Фонда Крохино более 1000 снимков, сделанных в период с конца XIX века до середины 1950-х годов. Большинство этих фотографий любительские, но многие сделаны в фотоателье – скорее всего, в ближайшем городе, Белозерске, а также в других, неизвестных нам местах. На некоторых из них люди запечатлены в окружении декораций, и на деталь заслуживает особого внимания. Декорации эти могли представлять собой декоративные предметы интерьера: изящный столик, стойку для цветов или некую деталь (например, фрагмент перил), которая существует сама по себе, никак не связанная с окружающим пространством. В ряде случаев антураж дополняется фоном на задней стене, а иногда фон становится самодостаточным. Вероятно, по замыслу фотографов, всё это служило для оформления, как сейчас говорят, «локации», придавая ей законченный вид, а фотографии – какое-то подобие сюжета. Очень любили в старых фотоателье фанерные конструкции, имитирующие различные объекты. Они помогали «режиссировать» пр

В цифровом фотоархиве Фонда Крохино более 1000 снимков, сделанных в период с конца XIX века до середины 1950-х годов. Большинство этих фотографий любительские, но многие сделаны в фотоателье – скорее всего, в ближайшем городе, Белозерске, а также в других, неизвестных нам местах.

Фотографии 1950-х гг. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино
Фотографии 1950-х гг. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино

На некоторых из них люди запечатлены в окружении декораций, и на деталь заслуживает особого внимания. Декорации эти могли представлять собой декоративные предметы интерьера: изящный столик, стойку для цветов или некую деталь (например, фрагмент перил), которая существует сама по себе, никак не связанная с окружающим пространством.

Фотографии 1950-х гг. и начала ХХ в. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино
Фотографии 1950-х гг. и начала ХХ в. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино

В ряде случаев антураж дополняется фоном на задней стене, а иногда фон становится самодостаточным. Вероятно, по замыслу фотографов, всё это служило для оформления, как сейчас говорят, «локации», придавая ей законченный вид, а фотографии – какое-то подобие сюжета.

Фотография начала ХХ в. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино
Фотография начала ХХ в. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино

Очень любили в старых фотоателье фанерные конструкции, имитирующие различные объекты. Они помогали «режиссировать» процесс фотографирования: вероятно, в окружении предметов понятного назначения человеку, не привыкшему позировать перед камерой, было комфортнее.

Фотография предположительно 1950-х гг. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино
Фотография предположительно 1950-х гг. из семейного архива Николая Вадимовича Рюмина из г. Белозерска, уроженца затопленного села Крохино

Например, фотоателье предлагали клиентам «разместиться» в плывущей по реке лодке или летящем аэроплане. И то, и другое имеет непропорционально маленький в сравнении с фигурой человека размер, и модели на этих снимках выглядят странно. Но, похоже, к правдоподобию в таких случаях и не стремились – главное, чтобы фотография выглядела по-особенному.

А вот фотографии, сделанные, судя по всему, в одном и том же фотоателье в конце 1950-х – начале 1960-х. Первые две - из архива Николая Вадимовича Рюмина, переселенца из села Крохино, а ныне жителя Белозерска. Его мать Антонина Рюмина работала до затопления работала на плотине в Крохино - она запечатлена на втором фото в белой блузке в горошек. Третья фотография - из архива Антонины Акимовны Виноградовой (Березиной). Это групповой портрет детей семьи Виноградовых и семьи Гордон из Крохина.

Фотография из архива Антонины Акимовны Виноградовой (Березиной): групповой портрет детей семьи Виноградовых и семьи Гордон из села Крохино
Фотография из архива Антонины Акимовны Виноградовой (Березиной): групповой портрет детей семьи Виноградовых и семьи Гордон из села Крохино

К походу «в фотографию» люди готовились - наряжались, делали причёски. Нарядной одеждой в те поры даже для деревенских жителей был городской костюм, но в качестве декорации всем предлагается почему-то сельский плетень, опутанный цветами...

Но это никого не смущало, как и то, что в одном и том же антураже будут сделаны десятки снимков! Зато теперь по этой декорации можно определить и место, и время, когда были сделаны эти кадры, и мы надеемся когда-нибудь это установить.

Есть ли в ваших семейных фотоальбомах подобные фотографии? Поделитесь в комментариях!

***

Подпишитесь на канал «Крохино. Незатопленные истории» и будьте в курсе всех проектов Фонда по сохранению памяти затопленных земель Белозерья и сохранению наследия!

Помочь Фонду «Крохино» можно, подписавшись на регулярные пожертвования на любую посильную сумму по ссылке.