26 февраля 1910 г. представители земства Самарской, Уфимской и Оренбургской губерний и русской городской думы Ташкента ходатайствовали об организации институтов и университета для обеспечения специалистами этих губерний, а также Туркестана. Главным лоббистом идеи стал предводитель дворянства Самарской губернии, член Госсовета, по матери родственник ярославских князей Ухтомских - Александр Наумов.
Быстрый рост экономический и демографический рост города (15 тыс. жителей в 1851 г., накануне получения губернского статуса, 54 тыс. в 1875 г., вскоре после проведения железной дороги, 90 тыс. по переписи 1897 г. и 145 тыс. в 1917 г.) и губернии создавали все большую потребность в специалистах разного профиля.
В 1911 г. был основан Самарский женский учительский институт. Первым директором стал педагог из Казанского университета Николай Кильдюшевский. В октябре 1914 г. он был объединён с эвакуированным Виленским учительским институтом. Первоначально институт был размещен в особняке купца Гринберга.
Незадолго до начала войны, 3 июля 1914 г. император подписал рескрипт о создании политехнического института с агрономическим и коммерческим отделением. Де-факто политех создан в 1915 г. на базе русских студентов и педагогов с технических факультетов Варшавского университета. Первым директором стал эмбриолог и гистолог Павел Митрофанов, из мещан Архангельска, выпускник физмата Московского университета, профессор и глава кафедры анатомии и лаборатории зоологии Варшавского. При этом он также работал в Донском университете в Ростове, также созданном в 1915 г. на базе части эвакуированных кафедр Варшавского университета..
Поэтом в 1917 г. Митрофанов выбрал Ростов-на-Дону и сдал пост в Самаре видному психиатру и педагогу из Александровского (Царскоселського) лицея Александру Нечаеву, из священнического сословия Петербургской губернии.
И, наконец, 10 августа 1918 г. КомУЧ постановил объединить учительский и политехнический институты в университет. Первым ректором также был назначен Наумов. После захвата Самары большевиками часть студентов и педагогов ушла в Уфу, Омск, Харбин и далее. Митрофанов например стал последним ректором Донского университета и умер в Ростове-на-Дону. Наумов, однако, остался, и даже продолжал педагогическую деятельность до 1933 г., когда его сослали в Семипалатинск.
Сам университет был переоткрыт Наркоматом образования в январе 1919 г. как Самарский Рабоче-Крестьянский университет, но в течение 1919-20 гг. разделён на политехнический, педагогический, сельскохозяйственный и медицинский институты. В 1923 г. по недостатку средств закрыли медицинский, и в 1927 - политехнический и педагогический. Таким образом из наследников дореволюционной высшей школы и комучевского университета остался только сельхоз.
Причём формально датой основания Самарского государственного аграрного университета считается не создание агрономического отделения политеха в 1915, а выделение сельхоза в отдельный институт в 1919.
Зато заново созданный в 1929 г. пединститут (ныне Самарский Гуманитарно-Педагогический государственный университет) гордо ведёт свою историю с 1911 г.
Также Самарский государственный технический университет, созданный в 1962 г. на базе механического, энергетического и химико-технологического институтов, открытых в 1930 г., в 2015, после объединения с Самарским государственным архитектурно-строительным университетом (на базе открытого также в 1930 г. строительного института) вспомнил про историю добезцаревого политеха, отметил 100-летие и указал 1914, дату царева рескрипта, на своей эмблеме.
Да и открытый в 1969 г. Куйбышевский университет, объединившись в 2015 с авиационным институтом, открытым в 1942 (очередная эвакуация) в Самарский национальный исследовательский университет им. Королева, передал ему претензии на правопреемство от комучевского, 1918 г. Университета.