Пишу эту длинную статью по трем причинам. Хочу закрыть эту страницу, а длилась она 2 года. Старшая дочь дала разрешение написать. И я обещала ранее вам, своим подписчикам, что напишу.
Хотя само обещание написать - немного вымотало меня. Все случилось, все плохо, и вот этим еще надо делиться с вами. Хотелось бы написать: Ура, дочь поступила, мечта исполнилась, и 2 года движения к мечте прошли не зря.
А придется писать о нашем итоговом НЕГАТИВНОМ опыте...
Опять же, я понимаю, это наш частный случай, и он, возможно, малозначимый. Может недостаточно творческих данных, может недостаточно усилий было сделано... А может, вообще это было напрасной иллюзией - поступить в Литинститут имени Горького в Москве из региона девушке, только что окончившей школу и живущей достаточно обычной жизнью?...
Могу, наконец, поделиться фото, когда весной ездили на День открытых дверей:
Тогда дочь познакомилась вживую с некоторыми однокурсницами, с кем училась на подготовительных курсах Литинститута. Они долго общались в дворике, и я смотрела на них и видела окрыленных молодых девушек, таких похожих в своем пути к Мечте (все писали стихи).
Точно знаю про двух из них сейчас. Моя дочь не поступила, и это был ЖЕСТКИЙ КРАХ ИЛЛЮЗИЙ, ниже напишу подробнее. Одна из девушек по конкурсу могла пройти до конца, но уже в процессе вступительных экзаменов была сильно разочарована, и не стала сдавать последний экзамен. Параллельно она поступала в другой ВУЗ.
Про остальных пока не знаю, возможно у них трепетный момент итоговых списков... Дай бог...
Итак. Почему Литинститут и надо ли было туда так хотеть?
Если бы здесь писала сама старшая дочь, то она бы дала однозначный ответ. Я же пишу как ее мама, и могу пересказать, как у нас было.
Все началось в 9 классе, когда дочери надо было определяться с профилем.
Училась она в школе с углубленным изучением английского языка. Причем, ранее школа была более гуманитарной, и был сильный профиль по русскому языку и литературе. Дочери в этом плане не повезло, в ее 10-11 классы сократили количество уроков литературы и больший акцент был на английском. Возможно, это повлияло на итоговый результат.
Напишу достаточно подробно наш путь. Одной статьей закрыть все вопросы. СТАТЬЯ ДЛИННАЯ, пишу эмоционально, как получается. Не читайте, если не интересно или раздражает.
Сейчас по факту, мое личное недоумение. В творчестве что важнее - талант или упорство? Или все перебивает ОЦЕНКА принимающего решения? И тогда субъективность (случайность) настолько выше, что целевые усилия смешны и напрасны?
Это вообще главный вопрос. Чего я так и не поняла с этим Литературным институтом. Есть ли вообще ОБЪЕКТИВНОСТЬ для поступающих?
Я напишу детали нашего поступления ниже, и вы поймете...
Итак, в начале 9 класса дочь определилась, что хочет дальше заниматься ЛИТЕРАТУРОЙ.
На самом деле, дочь одарена.
В детстве 4 года ходила в художественный кружок, и рисует для себя до сих пор, и даже выражала сожаление, что не окончила полноценную художественную школу.
8 лет - со 2 по 9 класс, т.е. с 8 до 16 лет - дочь училась в музыкальной школе по классу виолончели и закончила с отличием. Это самый лучший опыт прикосновения к творчеству, что получила наша семья. Младшая дочь пошла по стопам старшей, и также 8 лет училась и закончила музыкальную школу по фортепиано. Самые лучшие педагоги, одухотворенная атмосфера в муз-школе, дочь 6 лет играла в оркестре, а это особенный опыт. Ежегодные участия в конкурсах, иногда победы, игра в дуэте и трио ансамбле.
Мне очень жаль, что дочь не пошла по музыке. С 3 класса педагог стала возить ее в муз-училище на прослушивание, и были ценные советы что делать, исправить, как развиваться дальше. И в 6 классе муз-школы надо было определяться, будет ли музыка делом жизни. И... дочь не захотела. ОГРОМНЫЙ ТРУД с непонятными перспективами - так она сказала. Еще сказала "мне в музыке все понятно и сильно не увлекает".
К тому времени дочь стала писать стихи...
Это было ее тайное увлечение несколько лет. Скрывала ото всех, и нам близким до сих пор мало что показывает. И тут ее сильнейшие движения души. И это она и хотела сделать своим ЖИЗНЕННЫМ ПУТЕМ...
К 9 классу дочь сильно увлеклась русской поэзией и русскими писателями. Искренне, сама. Любимых - Лермонтова, Достоевского - прочитала вне школьной программы, собирая свою библиотеку...
А также у нее есть любимые современные писатели и поэты. И вот один из них - окончил Литературный институт, и делился этим, и дочь ЗАГОРЕЛАСЬ.
Мне абсолютно это понятно. Что возникла МЕЧТА.
И дочь ее впервые проговорила по окончании 9 класса, летом, когда мы обсуждали, какие ВУЗЫ дочь будет выбирать, чтобы понять какие нужны ЕГЭ и начать процесс подготовки.
И вот тут семья распалась на 2 лагеря: некоторые родственники не поддержали выбор. Ехать в Москву и жить в общежитии, поступать с огромным конкурсом на бюджет, сдавать вступительные экзамены. И главное - как потом этим зарабатывать???
Выбор дочери поддержала я.
Встала на ее сторону и далее помогала во всем. И сейчас - когда НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ - я испытываю колоссальное давление своей ответственности. Потому что при моем содействии дочь верила в МЕЧТУ и шла к ней.
На какие факторы я опиралась:
- Я сама в свое время захотела поступить на сложный факультет - Вычислительная Математика и Кибернетика - в нашем Нижнем Новгороде в Университете Лобачевского, он был престижным, с высоким конкурсом. Смогла и поступила, училась и закончила. Когда хочешь и проявляешь настойчивость - то все получится. Вообще говоря, это, наверное, мое кредо.
- Также в нашей семье достаточно высокий интеллект. Правда, он реализован СУГУБО по технической части, близкие родственники инженеры, программисты, экономисты. А вот мои дочки всех удивляют: ярко выраженные гуманитарии. В плюс дочкам, что все у них хорошо с логикой, дисциплиной и характером, это сильные стороны нашей семьи. А вот в минус - других гуманитариев в семье нет...
- Поэтому я никогда - ни ранее, ни сейчас - не могу делать оценки творчеству дочери. Для меня это ВООБЩЕ ЧУДО И ВОСТОРГ. Был ли потенциал для поступления в подобный ВУЗ - мы проводили консультации, ответ был положительным. Хотя, насколько все здесь субъективно...
Итак, сначала дочь убедила меня.
Ее аргументы тогда 2 года назад, летом накануне 10 класса, она все тогда сама узнала:
-- Бюджетных мест в Литинституте достаточно много, плавающее количество, в 2024 году конкурсных в бюджет было 55 мест, в этом 2025 году - 50. Изначально мест около 80, около 30 мест забирают "льготники", но все же 50 мест для реального конкурса - это неплохо.
-- Вступительные испытания. Это многих отпугивает. И на это и хотела сделать ставку дочь. Она их не боялась с самого начала, наоборот, испытывала прилив сил, что может своими АКТИВНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ влиять на поступление.
-- Сам ВУЗ. Литературный институт НЕБОЛЬШОЙ, КУЛУАРНЫЙ. Конечно, там шикарная атмосфера, стены помнят известных поэтов и писателей. У дочери все эти 2 года подготовки горели глаза, когда она многократно перед семьей отстаивала свое право выбора (а семья находила все новые аргументы зачем ей отказаться)
-- Ну и что она не передумает. И это так и было все эти 2 года подготовки. Дочь очень стабильная и последовательная. И это меня в ней восхищает, такая интересная комбинация твердого характера и мятежности творческой натуры. Характер проявляется в том, что дочь ставит сама себе планы и их выполняет. А мятежность проявляется ночами, когда дочь пишет стихи, полуночница...
А про заработок... Я если честно, сразу не стала заморачиваться этой проблемой. Я когда выбирала ВУЗ - менее всего думала о заработке. Может это и неправильно, может тут школа могла бы больше помогать школьникам с определением. Но все-таки выбор и учеба в ВУЗе, а потом работа и заработок - это - согласитесь - далеко не связанные вещи.
Поскольку мне пришлось отстаивать выбор дочери перед остальной семьей, я аргументировала тем, что дочь получит ВЫСОКОКЛАССНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Будет все знать о литературном искусстве и уметь писать наилучше возможным образом. А уж с умением писать далее как-то сама разберется, как этим зарабатывать - в наше-то время. И если и по окончании учебы останется в Москве, то потенциал возможностей гораздо выше.
Скрины из плана обучения в Литературном институте, специальность "Литературный работник" (здесь не все, план гораздо больше, чисто для понимания):
Итак, мечта-мечтой, но надо же что-то делать?
Знаете, сейчас с нашим опытом - КОГДА НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ - я уже и засомневалась, а надо ли столько было делать...
Первое мое ощущение - ах, там же одни гении - возможно правильное. Но мы решили "не боги горшки обжигают", раз есть потенциал, то может его хватит?
Вот это - САМЫЙ СЛОЖНЫЙ МОМЕНТ. Субъективность принятия решения, достаточно ли одаренности, чтобы взяли в творческий ВУЗ... И как потом собирать себя, когда ОТКАЗ ПОСТУПАЕТ В САМОЙ ЖЕСТКОЙ ФОРМЕ...
Но движение вперед происходит на собственном желании и энергии.
Кратко напишу что дочь делала за эти 2 года:
В 10 классе занималась с опытнейшим репетитором, сильнейшим учителем по русскому и литературе в Нижнем Новгороде, имеющим огромный опыт подготовки на 90+ баллов ЕГЭ, и ее ученики поступали в том числе и Литинститут (но в основном в другие Вузы). И... репетитор сразу была настроена достаточно негативно на поступление дочери. Она реально ее отговаривала, говоря что потом перспективы работы туманные... А еще рекомендовала участвовать в конкурсах и публиковаться, что в Литературный институт надо идти СОСТОЯВШИМСЯ автором.
Дочь же для себя Литинститут видела МЕСТОМ ОБУЧЕНИЯ, она сначала думала поступить и его закончить, получить все знания и НАУЧИТЬСЯ, а уже потом публиковаться и тп. Если у тебя получается и без Литературного института - то зачем он тебе нужен? И если ты уже состоялся как автор - то как же будет трудно учиться и переучиваться, мы по опыту музыки это знаем, переучить плохо выученное произведение гораздо сложнее чем выучить заново...
Прошлым летом, за год до своего поступления следили за поступлением других - как все проходит, смотрели списки поступающих, результаты их экзаменов, итоговый рейтинг зачисления, примеряя на себя реально или нет... Впечатления были позитивными, конкретику сравнений поступления 2024 и 2025 (и нам в 2025 не повезло!) укажу ниже...
В общем, в начале 11 класса стало ясно, что обучение с репетитором зашло в тупик. Продолжаю сравнивать творческие сферы: учась в музыкальной школе - когда педагоги с самого детства должны были НАУЧИТЬ детей игре на инструменте, приучить к регулярным занятиям, увлечь музыкой - я на примере нашей музыкальной школы видела какого ВЫСОЧАЙШЕГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИ. Через любовь, последовательную работу и индивидуальный подход. Требовательность же репетитора становилась все более жесткой. И не искала подхода к дочери. Дочь начала плакать после ее занятий... Сейчас я понимаю, это же предвестники - КАК МОГУТ ОБУЧАТЬ В ДЕЛИКАТНОЙ СФЕРЕ И НАДО ЛИ ЭТО ВСЕ!...
В 11 классе мы расстались с репетитором. И дочь начала учиться в онлайн-школе, и это было правильное решение. Потому что онлайн-школа по русскому языку и литературе давала огромный структурированный объем информации, и это было необходимо в подготовке к ЕГЭ.
Также дочь участвовала в олимпиадах, вышла и по русскому и по литературе на региональный уровень (при этом с победой в районном уровне). Итоговых побед не было, но тем не менее, определенный уровень подтвердило.
И в 11 классе были платные подготовительные курсы в Литинституте. Это был для дочери очень позитивный опыт. Интересное преподавание, дочь несколько раз выступала со своими произведениями на разборах, и они проходили достаточно позитивно. Группа была сильной, появились друзья...
И главная задача 11 класса также выполнена - получены серебряная медаль и диплом с отличием, которые дают дополнительные балы.
И вот, наконец, само поступление
Конкурс в Литинститут высокий, в сумме 5 оценок, т.е. 5 * 100 = макс 500 баллов, скрин из поступления этого года, ниже разбила на 2 картинки, чтобы читабельно:
Рейтинг суммируется из 5 оценок в сумме по приоритету:
- Устное собеседование макс 100 баллов (ВИ) - оно же самое приоритетное, и оно последнее. Дочь, увы до него не добралась, ее "срезали" раньше (надо набирать не ниже 60, чтобы участвовать в конкурсе до конца). Увы, КОНКУРС этого года сильно отличается от конкурса прошлого года, в этом году принимающая комиссия легко ставила оценки менее 60 баллов и массово выкидывала участников из конкурса.
- "Литературный этюд" макс 100 баллов (ВИ) - письменный экзамен и второй по значимости в рейтинге. К нему дочь и готовилась максимально. За 2,5 часа онлайн экзамена надо было писать творческую работу на выбор из 5 тем. На подготовительных курсах дочь этому училась в том числе, были выпускные экзамены и их сдала на 80+ баллов. В июне и июле дочь продолжала подготовку. Но увы, до этого экзамена она даже не добралась...
- Творческое испытание "Портфолио" макс 100 баллов (ВИ) - это первый вступительный экзамен, нужно с заявлением на зачисление подавать свои письменные работы. Дочь поступала на "Прозу" и на "Поэзию". Она также училась этому на подготовительных курсах Литинститута, успешно сдала свои работы, точные оценки не ставили (и я теперь понимаю почему, чтобы потом СУБЪЕКТИВНОМУ МНЕНИЮ БЫТЬ). И НА ПЕРВОМ ЖЕ ЭКЗАМЕНЕ ДОЧЬ И СРЕЗАЛИ. Поставили низкие баллы, ниже 60, и все, дочь сразу же вылетела из конкурса. Подавали на апелляцию, и - ВОТ ТУТ И БЫЛ ВЕСЬ НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ, о котором я выше писала... Это было ужасно слушать весь объем критики, который был озвучен...
- ЕГЭ по литературе. У дочери было 94 балла
- ЕГЭ по русскому языку. У дочери было 83 балла.
- И плюс достижения, у дочери 10 баллов дополнительно.
В прошлом году зачисление на 55 мест было от 86+ баллов в среднем за экзамен, мы прошлый год внимательно отслеживали, в конкурсе в 2024 было 300+поступающих.
Для дочери был самый главный вопрос - что же с ПОРТФОЛИО?
Т.е. ты подаешь свои работы - свои стихи, рассказы и тп - и как их оценивают?
Она этого момента больше всего боялась, не будет ли резкой критики, потому что это удар по самому чувствительному - Творческому ЭГО.
И в прошлом 2024 году ответ - ВСЕ ОК! Из 300+ поступающих ниже 60 баллов получили около 20 человек! Т.е. отсев на этом этапе был менее 10%. Многим поставили ровно 60 баллов, и достаточно много было и 100 баллов и и высоких значений. Далее были письменный Этюд и Собеседование. По этим экзаменам также основные оценки были 60 баллов, почти никого не выкидывали из конкурса. На собеседовании в основном ставили высокие баллы 80 и 90.
По конкурсу прошлого года, что мы наблюдали, у нас возникло МАКСИМАЛЬНО ТЕПЛОЕ чувство к Литературному институту. Ставили 60 баллов, а значит поступающий проходил по минимальным требованиям, получая возможность участвовать до конца чтобы победил сильнейший. Итоговый список поступающих был огромным. Но многие не дали согласие и в итоге средний проходной бал был 86, что вообще говоря РЕАЛЬНО!
Вот такие выводы мы сделали наблюдая поступление прошлого года.
И вот началось наше поступление 2025 года
Дочь сдает творческие работы (свои стихи и начало повести), которые были хорошо оценены на подготовительных курсах. Мы за них даже не переживали. Понимая, что вся борьба будет на Этюде и Собеседовании.
И утром приходят результаты по Творческим работам: ПРОЗА 20 баллов и ПОЭЗИЯ 40 баллов.
Все, дочь не поступила, ее просто не пропустили далее, поставив такие КРАЙНЕ НИЗКИЕ ОЦЕНКИ.
На минуточку, 20 баллов из 100 = 2.
40 баллов из 100 = 2,5, даже не 3 (оценка 3 начинается с 50 баллов).
Уже НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ от таких оценок!
А почему же ее работы не критиковали их же преподаватели на подготовительных курсах? Дочь не гений, уровень может быть ниже чем у других, но хотя бы на 60 баллов рассчитывали, как ставили большинству в прошлом году.
А тут все, ОТРЕЗАЛИ. И мы были к этому совсем не готовы...
Дочь была просто в шоковом состоянии.
В списках с баллами - а очень многие получили 20, 40, и представляете кто-то получил издевательские 59! Минус всего 1 балл и выбыл из конкурса!
В этом году также поступало 300+ человек, и ниже 60 баллов получили за творческие работы 117 человек!
В прошлом году отсев на этом уровне всего 20 человек и большинство с 60 баллами пропускали дальше. А в этом году жестко отрезали поступающих молодых людей - поставив массово поступающим за творческие работы по 20 и 40 баллов (оценив их на 2 и 3)!
Понимание - что происходит - вообще пропало! Как такое может быть в разные годы? Поступающие резко испортились? Или - изменилась приемная комиссия? Т.е. каждый год разная приемная комиссия и что хочет - так и делает? А как же стандарты, лицо и уровень института? Стало очень печально...
Еще конкретный пример, подруга с подготовительных курсов за еще одну работу получила 84 балла. И за ПРОЗУ (а она также подавалась на 2 направления) те же 20 баллов, что и моя дочь. Как это может быть? Одновременно человеку получить и 84 и 20? Ответ получается простой. СУБЪЕКТИВНОСТЬ. Разные Мастера оценивали. В ПРОЗЕ самый высокий конкурс, и оценивающие Мастера в этом году направо и налево накидали по 20 и 40 баллов... А что, им за 3 дня надо было оценить 300+ работ... Что тут церемониться. НО ПОНИМАЮТ ЛИ ОНИ КАК НЕХОРОШО ПОСТУПАЮТ?
Была возможность подать на апелляцию
Дочь понимала, что скорее всего это бесполезно. Но ей нужно было услышать ПОЧЕМУ. Ну и может как-то повлиять на оценку по ПОЭЗИИ, чтобы поучаствовать в конкурсе до конца.
Апелляция проходила ОДИН ДЕНЬ с 10 утра до 18 вечера. Вначале был онлайн-эфир ожидания, и там была огромная очередь, надо было ждать своей, регистрируясь под своим ФИО. И дочь смотрела список ожидающих апелляции, и говорила - и с этим я училась, и с этой... Т.е. многие с подготовительных курсов отсеяны на первом же экзамене, как и дочь...
Сначала была апелляция по ПРОЗЕ. С этой стороны монитора - одна ДОЧЬ, сказала что сама, меня попросила выйти, и с другой стороны КОМИССИЯ. Я честно говоря подслушивала под дверью, потому что эмоции просто переполняли от ужаса до жалости и растерянности...
По голосам - это были очень старые мужские голоса. Диалога не было вообще. У дочери апелляция была где-то в 16 часов по времени, они с 10 часов утра уже получается очень много человек "проапеллировали". Полистали ее работу, зачитывали по очереди отдельные фразы и говорили - а это зачем написала, пустой абзац, только время мое потрачено. А это что за сравнение, тут оно неуместно. И тп. Апелляция длилась 8 минут, за это время дочь ни о чем не спросили, просто по очереди критиковали куски текста. Я ее потом спросила - а ты почему сама ничего не спросила? Она ответила - я была в шоке, потому что сразу первыми фразами они стали критиковать текст, и поняла, что бессмысленно что-либо им говорить, мое мнение или объяснение им не нужно.
Потом сразу была вторая апелляция по ПОЭЗИИ, она длилась 14 минут. Сплошные негативные оценки каких-то отдельных кусков. Придирки по рифмам, по используемым словам и тп...
Хорошо, что в творческом потенциале не отказали, сказали он есть. Но уровень работ недостаточный, надо самостоятельно его подтягивать и если захочется, пробовать еще раз...
Творческие работы в Литинститут подаются ОБЪЕМНЫМИ. Проза от 20 до 25 страниц, Поэзия от 200 до 250 строк. Я теперь понимаю, почему такие объемные работы. КРИТИКОВАТЬ потом легко. А в прозе у дочери вообще создалось впечатление, что до конца не читали...
Не было никакого разбора на уровне: критерии оценки работ такие-то, 20 баллов сняли за это и 20 баллов за это. Понимаете?
Да, и я забыла написать, в сумме по 2 ЕГЭ и доп-балам у дочери было 187 баллов до начала вступительных экзаменов, и с ними она была на 32 месте в рейтинге (а всего 50 мест и поступало 300+ чел). 32 из 300 - вполне неплохое начало было...
Когда пишу статью, еще идет уточнение кто дает согласие, а кто нет, но до итоговых списков добралось всего 86 человек из этих 300+ поступающих. И средний балл выше прошлогоднего, за 90+.
Вот так и закончилось наше поступление в Литературный институт
Дочь 3 дня приходила в себя. Я боялась оставлять ее одну.
Да, не написала, ни в какие другие ВУЗы документы не подавали. Это было ее давнишнее решение: поступать в один ВУЗ и все силы на него. Дочь так верила в себя...
И вот после 3х дней переживаний дочь собралась. Сказала, что считает несправедливым, что и почему говорили ей на апелляции, а значит у таких она и сама не хотела бы учиться.
Интересно ли вам писать, что будет дальше?
Потому что теперь целый год у дочери на самоопределении.
В какие ВУЗы поступать в следующем году, а еще она хочет попробовать работать... Честно скажу, за эти 3 дня дочь изменилась и повзрослела...
Все что выше - писала с разрешения дочери.
P.S. Очень хочется дать хоть одно стихотворение, чтобы ну не голословно, а был пример, что подавала и с чем не прошла. Жду что дочь разрешит.
P.P.S Небольшой отрывок:
... И так забавно, закономерно, принадлежно к вечности
Люди после смерти распадаются на сны и вещи...
Период полураспада до ужаса велик
В человечьей памяти - но в мире просто миг -
Мгновение ничтожное, заключающее целую память
О жизни человека, - но все обречённо растаять...