Знаете ли вы, что общего у полета на Марс, электромобиля последней модели и уютного ирландского паба? Ответ прост и элегантен, как траектория ракеты Falcon 9: Илон Маск. Главный смутьян Кремниевой долины и по совместительству галактический пророк снова взбудоражил старушку Европу, на этот раз предложив ей… немного самораспуститься. Да-да, вы не ослышались. Пока одни строят планы на отпуск, Маск строит планы по демонтажу целых наднациональных союзов.
В своем фирменном стиле, через социальную сеть, которую он сначала купил, а потом переименовал, словно капризный монарх, Илон возвестил: «Ирландия должна выйти из ЕС. Я считаю, всем странам стоит это сделать». И точка. Никаких тебе «с уважением» или «прошу рассмотреть». Коротко, ясно, по-марсиански.
Изумрудный остров на распутье 🍀
Почему именно Ирландия стала первой в этом гипотетическом списке на «выход с вещами»? Неужели Маску не понравился местный стаут или он просто перепутал Ирландию с Исландией? Все куда прозаичнее и одновременно сложнее. Поводом, судя по всему, послужили новые ирландские законопроекты о борьбе с ненавистью в сети, которые идут в унисон с общеевропейским «Актом о цифровых услугах» (DSA). А этот акт для Маска, как красная тряпка для быка, ведь он накладывает на его любимое детище-соцсеть массу обязательств по модерации контента.
И вот, вместо того чтобы спорить о юридических тонкостях, наш визионер решил пойти ва-банк. Зачем менять правила игры, если можно просто перевернуть всю доску? «Разрушает демократию», – бросает Маск в адрес ЕС, и в этом слышится не столько политический анализ, сколько обида гения, которому мешают творить. Помните, как в детстве: «Ах так? Тогда я забираю свои игрушки и ухожу!» Только игрушки у Илона стоят миллиарды долларов, а песочница – весь мир.
Ирландия, страна кельтских мифов и технологических гигантов, оказалась в поистине шекспировской ситуации. С одной стороны – щедрые объятия Евросоюза, с другой – соблазнительный шепот сирены-свободы из уст самого богатого человека планеты. Как тут не вспомнить русскую поговорку: «И хочется, и колется».
«Dexit», «Frexit» и прочие «-exits»: тренд сезона? 🇪🇺
Впрочем, Маск в своем крестовом походе против «брюссельской капусты» не одинок. Эстафетную палочку евроскептицизма у него с готовностью принимает сопредседатель немецкой партии «Альтернатива для Германии» Алис Вайдель. Она, правда, оперирует не столько категориями свободы слова, сколько кошельком простого бюргера. По ее мнению, единая валюта сделала немцев беднее, а сам Евросоюз превратился в бюрократического левиафана, который давно забыл, зачем его вообще создавали.
Так что, возможно, мы наблюдаем рождение нового тренда. После громкого и поучительного «Брекзита» (и тут где-то нервно закурил один британский премьер), на горизонте замаячили призраки «Декзита», «Фрекзита» и, благодаря Маску, даже «Айрекзита». Это похоже на популярный сериал, где каждый сезон одна из главных героинь драматично покидает проект. «Оставь меня, старушка, я в печали», – мог бы сказать Евросоюз, но он слишком занят составлением новых директив.
Как говорил Остап Бендер: «Лед тронулся, господа присяжные заседатели!». Маск, сам того не ведая, нащупал болевую точку современной Европы – вечный конфликт между единством и самобытностью, между общими правилами и национальной свободой. Он, как истинный апостол свободы (прим. ред.: и, возможно, чуть-чуть саморекламы), предлагает странам вспомнить, что они не просто звездочки на флаге, а вполне себе самостоятельные созвездия.
Пророк в своем отечестве… и в чужом Твиттере 🚀
Конечно, к заявлениям Илона Маска можно относиться по-разному. Кто-то видит в нем гения, прозревающего будущее. Кто-то – эксцентричного миллиардера, которому просто стало скучно. А кто-то – великого тролля, который с наслаждением швыряет камни в тихий омут мировой политики, а потом с интересом наблюдает за расходящимися кругами. «Безумству храбрых поем мы песню!» – как писал классик, и это, пожалуй, лучший эпиграф к деятельности нашего героя.
Он призывает к демонтажу системы, которая, по его мнению, тормозит прогресс. Это очень в его духе: если что-то не работает, не чини, а строй новое. Не нравится трафик – копай тоннели. Не нравится планета – лети на другую. Не нравится политический союз – предложи всем из него выйти. Простота, граничащая с гениальностью. Или с наглостью – тут уж кому как больше нравится.
В конце концов, любая большая система, будь то империя или межгосударственный союз, рано или поздно сталкивается с внутренними противоречиями. Это закон природы и общества. Илон Маск, со своей почти детской прямотой, лишь озвучил то, о чем многие думают, но боятся сказать вслух, чтобы не покуситься на «священную корову» евроинтеграции. Он не предлагает готовых решений, он лишь задает неудобный вопрос, заставляя всех вокруг задуматься. А что, если и впрямь? Что, если «большому кораблю» не всегда нужно «большое плавание» в составе целой эскадры, а иногда полезно отправиться в одиночное путешествие к неизведанным берегам? История учит нас, что самые значительные перемены часто начинаются с одного смелого, а порой и абсурдного на первый взгляд, предположения. Чтобы долететь до звезд, ракете необходимо сбросить ступени, которые тянут ее вниз. Возможно, Маск просто предлагает Европе проверить, что для нее является разгонной ступенью, а что — всего лишь лишним грузом на пути к собственному, уникальному будущему. И в этом предложении, как ни крути, есть своя дерзкая и оптимистичная правда.