И психопаты обаятельные, и нарциссы обаятельные. Даже один профессор психологии, чьё имя мы не будем называть, тоже является обаятельным человеком. Очаровательно, не правда ли? Сегодня мы поговорим о том, какая же разница между обаянием психопата и предполагаемым обаянием нарцисса. Я не знаю, многие ли из вас знают то, что в диагностических критериях антисоциального расстройства личности и в тестах, используемых для диагностики психопатов (особенно в тесте Роберта Хаэра (PCL-R)), поверхностное обаяние и красноречие являются клиническими признаками психопатии и антисоциального расстройства личности.
Оценочный лист психопатии Хаэра (PCL-R) – это один из самых известных опросников, которые используют для определения уровня психопатии. Обычно, его используют, чтобы обнаружить психопатические или антисоциальные наклонности личности. Психопаты безжалостно манипулируют другими, используя харизму, обманы и жестокость для достижения своих целей. Этот тест опирается на оценочный лист психопатии Хаэра, однако также использует факторные анализы.
Как психопаты, так и просоциальные, общинные нарциссы с виду очень обаятельные, разговорчивые, харизматичные, притягательные, общительные и покладистые люди. Они излучают уверенность в себе и вдохновляют последователей. Просоциальный нарцисс и психопат часто не отличаются по поведенческим факторам. Но, психодинамика и идеология кардинально отличаются. Например, антисоциальные нарциссы наглые, дерзкие, надменные, высокомерные, самодовольные, эгоистичные и эгоцентричные. Такой тип нарциссов не обладает обаянием.
Это было подтверждено многочисленными исследованиями. Такие нарциссы могут быть в центре внимания, душой компании, столпами общества, но, на самом деле, у них нет обаяния или шарма. Исследования, проведённые в Гарварде и других местах, показали то, что нарциссы вызывают мгновенное отвращение, дискомфорт и чувство неловкости. Рядом с нарциссом вы начинаете чувствовать себя неловко. Как будто что-то пошло не так, ощущаете какую-то фальшь или как будто что-то звучит не в такт. Нарцисс запускает в людях, так называемую, реакцию «ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ».
Эффект «зловещей долины» – это явление, основанное на гипотезе, сформулированной японским учёным-робототехником и инженером Масахиро Мори. Она подразумевает, что робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно, как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей.
Это происходит в течение от трёх до тридцати секунд с момента начала контакта с нарциссом. Да, вы меня правильно поняли. Исследования довольно убедительно и неоднократно демонстрировали то, что при общении с классическим, явным нарциссом, в течение от трёх до тридцати секунд, у людей развивается реакция «ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ». Происходит следующее: вы начинаете чувствовать себя некомфортно, растерянным, смущённым и вам не по себе. Вы чувствуете, что что-то не так и не можете понять, в чём дело. Вроде бы всё в порядке, но, есть общее ощущение чего-то жуткого и несовместимого.
Как будто нарцисс, с которым вы столкнулись – это нечто недоделанное, находящееся в процессе становления. Или, если хотите, то перед вами не вполне человек. По этой причине, нарцисс не является обаятельным человеком. Наоборот, он вызывает реакцию «ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ». Как я уже сказал, просоциальные, общинные нарциссы являются благодетелями напоказ. Они демонстративно нравственные, этичные, услужливые и альтруистичные, особенно перед камерой. Это их способ получения нарциссического ресурса. Эта конкретная подгруппа нарциссов действительно, на первый взгляд, обаятельная, разговорчивая, лёгкая в общении и так далее. Но, речь идёт исключительно об этой конкретной подгруппе, которая, по оценкам, составляет от двух до трёх процентов всех нарциссов.
Так как же так получается, что очень много людей, особенно бывших, настоящих и будущих самопровозглашённых и настоящих жертв утверждают то, что были очарованы нарциссом, хотя, на самом деле, это не так. Все эти люди обманули самих себя, думая, что они очарованы. Они хотели быть очарованными. Я не знаю, почему. Возможно, некоторые из них были одинокими, некоторые из них ощущали нехватку секса, кто-то из них искал общения, а у некоторых из них проявилась аутопластическая защита.
Аллопластическая и аутопластическая адаптация – это термины, введённые для разграничения адаптивных реакций индивида, которые изменяют: а) окружающую среду, и б) реакций, которые изменяют его самого. Это форма адаптации, когда субъект пытается изменить окружающую среду, столкнувшись с трудной ситуацией. Преступность, психическое заболевание и активизм – все они могут быть классифицированы как категории аллопластической адаптации.
Они даже винили себя за то, что чувствовали себя некомфортно. Некоторые говорили следующее: «Давайте дадим этому парню или девушке ещё один шанс». Какова бы ни была причина (социальная, культурная, индивидуальная или психологическая), эти люди не поддались чарам явного нарцисса. Они, просто, обманывали самих себя, считая то, что их очаровывают или очаровали. Обаяние было амулетом их собственного изготовления или реакцией на присутствие нарцисса, чтобы сохранить взаимодействие, продвинуть его вперед и развить взаимоотношения.
Опять же, исследования, которые длятся более двух десятилетий, убедительно показывают то, что даже минимальное взаимодействие с нарциссом (по фотографии или по видео, которое длится 30 секунд, и даже, хотите верьте, хотите нет, по сообщению, присланному по электронной почте), вызывает сильное беспокойство. Это такое сильное ощущение, которое граничит с каким-то предчувствием или ощущением зловещей обстановки. Это чувство (реакция «ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ»), провоцирует агрессию. Как правило, это внутренняя агрессия. Человек, который испытывает реакцию «ЗЛОВЕЩЕЙ ДОЛИНЫ», винит самого себя.
Он не говорит: «С этим парнем или девушкой что-то не так. Возможно, он или она – нарцисс». Он говорит: «Что-то не так со мной. Я слишком сильно осуждаю другого человека. Скорее всего, у меня, просто, плохой день. Это моё поведение плохое. Это я ошибаюсь и незаслуженно осуждаю невиновного человека». Наше общество заставляет людей брать всю вину на себя и развивать это чувство вины. Современное общество – это такое общество, в котором царит чувство вины. Итак, вернёмся к теме.
Классические, явные нарциссы являются полной противоположностью обаянию. Они отталкивающие. Хотя просоциальные, общинные нарциссы могут быть обаятельными. Большинство психопатов обладают внешним обаянием и шармом. Я называю это явление патологическим обаянием. Люди с патологическим обаянием реагируют яростью и агрессией, когда их предполагаемые жертвы не воспринимают их обаяние, соблазн, заманивание и травлю, которые идут рука об руку с обаянием. Важно понимать, что обаяние психопата и просоциального, общинного нарцисса, носят макиавеллистский и манипулятивный характер.
Макиавеллизм – это политика, основанная на пренебрежении нормами морали, на культе грубой силы для достижения своих целей.
Обаяние и шарм ориентированы на достижение цели. Цель заключается в том, чтобы вызвать изменения в объекте воздействия. Например, изменить поведение жертвы таким образом, чтобы поменять настроение, вызвать или спровоцировать определённые эмоции, аффекты и так далее. Всё это про манипуляции. И, когда вы по какой-либо причине сопротивляетесь этим манипуляциям, то это вызывает сильнейшую ярость и внешнюю агрессию у психопатов и, в меньшей степени, у просоциальных, общинных нарциссов. Это, своего рода, нарциссическая травма: «Твоё обаяние не работает и ничего для меня не значит. Я вижу тебя насквозь. Ты прозрачный. Я знаю, что ты пытаешься очаровать меня, чтобы дальше манипулировать».
Подобные послания от потенциальной жертвы или цели, в которых отвергается шарм или обаяние, заставляют как психопата, так и нарцисса чувствовать угрозу, отвержение, унижение и травму. А это, как я уже говорил, провоцирует агрессию. Как у психопата, так и у просоциального, общинного нарцисса, агрессия выносится наружу на все сто процентом, потому что у таких людей есть аллопластические защиты. Они обвиняют других людей, а не себя, никогда не берут на себя ответственность и не занимаются самоанализом. Поэтому, когда что-то идёт не так, когда их стратегии терпят неудачу, они никогда не винят себя. Они обвиняют жертву или цель, которая отказалась сотрудничать с мошеннической схемой, не поддалась психопату и просоциальному, общинному нарциссу на, якобы, неотразимое обаяние.
Патологическое обаяние – это макиавеллизм. Хотя и нет каких-то исследований, подтверждающих этот факт, но вполне очевидно, что макиавеллизм у личностей из тёмной триады или тетрады, отчасти связан с обаянием, магнетизмом и харизмой.
Тёмная триада – в психологии представляет собой группу, включающую три личностные черты: нарциссизм, макиавеллизм и психопатию. Определение «тёмный» указывает на злонамеренные, негативные для окружающих особенности данных черт.
Тёмная тетрада – в психологии относится к группе из четырёх «тёмных» черт личности: нарциссизму, макиавеллизму, психопатии и садизму. Эти черты характеризуются эгоцентричностью, отсутствием эмпатии, манипулятивностью и склонностью к причинению вреда другим людям.
Тёмные личности действительно обладают притягательностью и харизмой. Но это тема для другого видео. На сегодняшний день, как я уже сказал, нет доступных исследований, глубокого анализа и изучения такого феномена, как обаяние. Это очень печально, потому что, в современной, постмодернистской цивилизации, особенно в её политике, обаяние является валютой. Это такая монета. Люди используют обаяние, чтобы привлечь внимание, чтобы манипулировать другими людьми и достигать своих целей. Обаяние превратилось в оружие. Оно является ключевым оружием в арсенале психопата и просоциального, общинного нарцисса, включая профессора психологии.