Найти в Дзене
КОСМОС

Почему многие взрослые индийцы остаются детьми — каста, вероятно, является скрытой причиной

Оглавление

Общество, сосредоточенное на сохранении касты, уничтожает автономию и достоинство самих людей, которые его составляют

Когда мой отец умер в 2021 году, его активы нужно было переоформить на мою мать. Нам пришлось связаться с банками, агентствами по недвижимости и брокерскими компаниями, чтобы начать процесс, используя его завещание.

«История в деталях» — телеграм канал для тех, кто любит видеть прошлое без прикрас, через неожиданные факты и забытые мелочи. Погружайтесь в историю так, как будто вы там были. Подписывайтесь!

В некоторых из этих учреждений нам сказали, что для переоформления потребуется личное присутствие моей матери.

В ту ночь у неё случился сильный приступ паники.

— Я никогда не была в банке, — сказала она.

Ей было 56 лет.

Я была ошеломлена. У моей матери были собственные счета и инвестиции в паевые фонды. Она была совладельцем нашего дома. Как же она всем этим управляла, никогда не переступая порога банка?

— Мой отец приносил домой документы, — объяснила она. — Он говорил: «Подпиши здесь», — и я подписывала.

— Ты знала, что подписываешь?

— Он что-то объяснял. Но я никогда их не читала.

Финансами полностью ведал мой отец. Она не знала, сколько у него денег, где они находятся и какие у неё права. Он ей никогда этого не говорил, а она никогда не спрашивала.

Она посмотрела на меня, ожидая, что я всё возьму на себя. Я сказала, что помогу, — но при условии, что она останется вовлечённой. Это теперь её деньги. Ей нужно научиться ими управлять.

Культура, которая восхваляет невежество

Это был не единичный случай. Хотя гендерные роли явно сыграли свою роль — мой отец управлял финансами, моя мать — домом, — более глубокую проблему нельзя было игнорировать.

В индийском обществе невежество воспевается.

Почему?

Потому что невежество сохраняет вас в детском состоянии. А в Индии оставаться ребёнком — послушным, зависимым, бессильным — часто социально приемлемее, чем становиться самостоятельным взрослым.

После смерти отца я также узнала, что его семья много лет была вовлечена в тяжбу по поводу недвижимости. Одного из его братьев лишили наследства из-за психического расстройства, но его дочь теперь боролась за свою долю в родовой земле.

Я даже не знала, что у меня есть эта двоюродная сестра.

Я сразу с ней связалась и пообещала поддержку. Но когда я спросила других родственников о земле — её размере, стоимости, разделении долей — никто ничего не знал. Никто не видел документов.

Старший брат отца удерживал их, и никому не приходило в голову спросить.

В конце концов мы получили документы из суда. По закону каждому наследнику полагалось не менее 100 000 долларов, исходя из рыночной стоимости земли.

Но десятилетиями семья просто принимала на веру всё, что ей говорили — в основном мужчины, обладающие властью.

Как каста сохраняет нас в детском состоянии

Почему индийское общество так терпимо к подобному бессилию?

Потому что инфантилизация полезна. Она помогает сохранять кастовую систему.

Сохранение кастово-патриархального порядка — главная цель индийского общества.

Каста в Индии — это не только религия или этническая принадлежность, это статус, профессия и социальные роли. Часто ваша фамилия выдаёт вашу касту. Моя — Шарма — сигнализирует, что я брахманка, представительница традиционной жреческой касты.

Каста управляет двумя нашими базовыми потребностями: экономическим выживанием и выбором спутника жизни. Если вы мужчина, от вас ожидают, что вы продолжите профессию отца и женитесь на девушке из своей касты.

Кастовые сети — основа вашей финансовой безопасности и социального принятия.

Вы не развиваете навыки для участия в формальной экономике и не ищете партнёра самостоятельно — ведь ваша каста решит эти вопросы за вас.

Полагаясь на свою кастовую сеть, вы не учитесь важнейшим жизненным умениям.

Государство пыталось разрушить касту, но потерпело неудачу

Что говорит закон? Индийское законодательство не запрещает саму кастовую систему — оно запрещает лишь дискриминацию на её основе.

Это сбивает с толку и наносит ущерб, потому что, пока система существует, дискриминация будет.

Это всё равно что сказать: рабство допустимо, если оно «доброжелательное». Но насилие заложено в самой сути рабства.

Квоты и позитивная дискриминация в государственных учреждениях, возможно, стали самой действенной мерой, предпринятой индийским государством для поощрения равенства каст.

Но это — социальная проблема, и этого вмешательства недостаточно.

Моему отцу было 13 лет, когда он понял, что никогда не хочет быть священником. Хотя его собственный отец им не был, в нашей семье было много жрецов и хранителей древних храмов. Но отец стал атеистом.

Мы выросли без ритуалов и суеверий. Его выбор дал ему независимость, но лишил общины. Немногие решаются на такой шаг.

Разорвать связи, выбрать собственную работу, партнёра и идентичность — значит разрушить саму систему, на которой держится ваша община.

Альтернативой кастовой сети могло бы стать государство. И я верю, что в Индии были политические лидеры, пытавшиеся это сделать.

Однако это означало бы, во-первых, передачу власти от местных кастовых лидеров к государственным чиновникам в таких вопросах, как, например, распределение пресной воды в деревне. Но традиционные структуры яростно сопротивляются такой передаче.

Кроме того, при массовой безработице и нехватке возможностей для получения высшего образования непросто порвать с общиной, которая является вашим единственным источником поддержки.

Каста как институт не может быть упразднена без сильной государственной инфраструктуры и устойчивой экономики, предлагающей возможности для всех.

Но этого нет. Неравенство богатства в Индии — одно из самых высоких в мире.

Поэтому большинство людей остаются. Они женятся в рамках своей касты, живут рядом с семьями, остаются зависимыми — экономически, эмоционально, юридически.

И, делая это, они никогда по-настоящему не вырастают.

Почему взрослые индийцы остаются детьми

Многие взрослые из Южной Азии испытывают трудности с решением проблем, принятием решений и обретением независимости. Они боятся автономии, но жаждут контроля. Их воспитывают, чтобы они служили семьям, касте и общине — а не становились самостоятельными личностями.

Система поддерживает их в детском состоянии так:

Детство с родительской нагрузкой

Индийское детство не про исследование и самопознание.

Если вы девочка, вы становитесь маленькой помощницей матери, рано включаясь в домашние заботы. Если повезёт — получаете образование.

Если вы мальчик, вы обязаны учиться, чтобы преуспеть в сверхконкурентной образовательной системе. Если не можете — занимайтесь тем же, что отец и община.

Вам никогда не дают свободно дышать и наслаждаться беззаботным детством, если только вы не из очень привилегированной семьи.

Ранние браки

Я убеждена, что жениться и выходить замуж до 25 лет не стоит — именно тогда формируется префронтальная кора мозга. Но большинство женщин в Индии выдают замуж в начале 20-х, и вскоре они становятся матерями.

По сути, они переходят прямо из подросткового возраста в материнство — не испытав самостоятельности взрослой жизни.

Большинство из нас выросли с матерями-«девочками» — чрезмерно зависимыми от мужей и свекров, лишёнными навыков принятия решений и решения проблем.

Мужчины же переходят из-под опеки матери под опеку жены, так и не научившись элементарным бытовым навыкам — вроде приготовить себе еду или постирать бельё.

Эмоциональная близость важнее решения проблем

Лояльность — или, скорее, слияние — ключевой элемент работы индийских семей.

Вы должны «быть рядом», даже если пользы от вас нет и отношения токсичны.

Но не пытайтесь решать проблемы. Решатель проблем воспринимается как угроза, потому что он обнажает некомпетентность и плохое руководство авторитетов.

Властные фигуры хотят, чтобы вы были всегда рядом, на их зов, покорные и услужливые.

Нежелание учиться или адаптироваться

Моя мать выросла без банков и без знаний о финансовых навыках, но ей и в голову не приходило их освоить.

Люди предпочитают полагаться на тех в семье, кто считается более умным или разбирающимся в технологиях, вместо того чтобы самим осваивать новые умения.

Возникает парадокс: обучение не приносит гордости, а зависимость — чувство принадлежности.

Защита от последствий

Вам не дают возможности потерпеть неудачу — и вы не учитесь восстанавливаться. Вы не сталкиваетесь с последствиями.

Например, вы можете оскорблять жену, потому что она не может уйти — в вашей общине браки не распадаются.

В Индии настоящая взрослость — это бунт

Она угрожает кастовой системе.

Она требует, чтобы вы вышли за рамки своей наследственной идентичности и спросили: «Кто я на самом деле?»

Этот вопрос, каким бы простым он ни казался, опасен.

Он может стоить вам семьи, общины и статуса.

Но он может дать то, чего традиция никогда не даст.

Вас самих.