Гвардеец Ляодунского гарнизона в северо-восточном Китае (часть современной провинции Ляонин) времен поздней династии Мин, облачён в бригантную броню анцзя (暗甲). Экипирован наручами, называемыми бифу (臂縛, букв. «обмотанные руки» ) - часто используемыми всадниками Мин и состоявшими из сегментированных бронированных полос, которые по совпадению напоминают римские наручи-маники. Он вооружен длинной саблей "Чандао", (长刀, букв."длинный меч") и аркебузой с фитильным замком. После 1600-х годов династия Мин начала использовать аркебузы и чандао, хотя в течение некоторого времени ими пренебрегали. В более поздний период их применение вновь возросло.
Эти охранные части были созданы в рамках масштабных усилий династии Мин по укреплению северной границы. Ляодунский гарнизон, в частности, был продолжением центрального участка Великой китайской стены Мин и представлял собой весьма укрепленную границу вдоль узкого перешейка Ляодунского полуострова. Это был крайне опасный регион, населённый грубыми солдатами и (в плохие времена) наводнённый непокорными разбойниками, которые превратили холодные горы в свои логовища. И, дабы усугубить ситуацию, вдоль границы постоянно совершали набеги племена чжурчжэней (позднее - маньчжуров). Эти земли стали горнилом, в котором выковывались характеры стойких людей, противостоящих друг другу.
РАСПРОСТЁРШИЕСЯ НА СЕВЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ МИН
Тумуская катастрофа побудила Мин к активному строительству Великой стены. После поражения, двор начал возводить ряд стен на петлях Ордоса: огромной простирающейся степи между землями монголов и династии Мин. В течение следующего полувека на северной окраине империи появились участки того, что мы называем Великой китайской стеной. За этим вскоре последовало расширение стен на западе, в провинции Ганьсу, а также вокруг Пекина. Пока, в конечном итоге, к концу периода Мин, почти все щели не были полностью перекрыты, в том числе на некоторых самых невообразимых склонах и вершинах.
Воин вооружён длинной саблей "Чандао", (长刀, букв. "длинный меч") и аркебузой с фитильным замком. После 1600-х годов династия Мин начала использовать аркебузы и чандао - хотя в течение некоторого времени ими пренебрегали, в более поздний период их применение вновь возросло. Двуручные клинки использовались в китайском военном деле еще со времён династий Цинь и Хань, и частенько применялись в китайских конфликтах вплоть до республиканской эпохи. Более того, жители Запада, вероятно, уже знакомы с ними.
РАЗВЁРТЫВАНИЕ ОБОРОНЫ - ДЕВЯТЬ ГАРНИЗОНОВ
"Чжэнь" (镇) или "Городок" - это региональный центр, отвечающий за значительный участок Великой китайской стены. Это большой город с множеством охраняемых ворот. Каждый такой гарнизон располагался в глубине огромного ряда сторожевых башен, контрольно-пропускных пунктов и фортов, и отвечал за командование всеми ими, находясь на вершине иерархии. Всякий раз, когда враг проникал за стену, ряд оборонительных сооружений перед ним сообщал о точном месте прорыва, и командир городка высылал подкрепления, чтобы задержать захватчиков.
Вдоль северного хребта Великой китайской стены Мин располагались более 1100 военных гарнизонов различных размеров. В совокупности эти посты дополнялись несколькими тысячами сигнальных башен и связных станций. В целом, оборонительная система Великой китайской стены династии Мин состояла из девяти стратегических гарнизонов, называемых "Девять гарнизонов Цзюбянь" (九边) или "Цзючжэнь" (九镇), установленных во время правления императора Хунчжи (弘治) между 1487 и 1505 годами.
Эти Девять гарнизонов действовали как региональные командования на ключевых участках Великой Китайской стены, и отвечали за подготовку и размещение армий династии Мин на севере, а также отправку подкреплений к участкам стены, на которых происходил прорыв противника.
Сторожевая башня возвышалась над главными воротами. Многоэтажная конструкция позволяла лучникам разных ярусов одновременно вести огонь с бойниц и с зубчатых стен. Это были внушительные сооружения, сравнимые с современными многоэтажными жилыми домами. Зачастую эти и без того внушительные ворота дополнительно защищались барбаканом (навесной башней) или рвами с разводными мостами.
ГЛУБОКО УКРЕПЛЁННЫЕ РУБЕЖИ
Каждый из огромных гарнизонов династии Мин был спроектирован так, чтобы иметь возможность самостоятельно противостоять крупномасштабному вторжению вражеской армии. Каждый из гарнизонов подразделялся на пять уровней в порядке убывания: Чжэнь (镇), Лу (路), Вэй (卫), Со (所) и Бао (堡). Это можно перевести как «Городок > Придорожное поселение > Сторожевой пост> Охранное управление> Крепость». Их можно рассматривать как продуманную глубоко эшелонированную систему, в которой у командиров, находящихся в тылу, есть время для подвода подкреплений и уничтожения увязшего в обороне противника.
МНОГОУРОВНЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В такой схеме обороны была осуществлена система подстраховки. Некоторые из постов охраны и контрольно-пропускных пунктов могли оказаться вблизи прорыва, но, несмотря ни на что, подкрепление всегда было на подходе. Как только следующая линия обороны сообщала о своем затруднительном положении, на помощь им направлялась деблокирующая армия. И чем больше передовые отряды вступали в бой с захватчиками, тем больше захватчиков должно было увязнуть и оставаться на месте, дабы убедиться, что их силы вторжения не обойдут с флангов. Прежде всего, это сводило на нет два самых важных преимущества степных армий: скорость и непредсказуемость. При этом обороняющиеся максимально использовали два важнейших преимущества: мощные укрепления и численное превосходство.
Таким образом, даже если бы мощное войско из степи могло прорваться через Великую стену Мин, оно продолжало бы наталкиваться на ещё более мощные и укреплённые сторожевые посты. По мере того, как оно погружалось бы все глубже и глубже, все больше и больше его частей увязало бы в оборонительных линиях Мин. Тем временем, самый многочисленный гарнизон армии Мин, дислоцированный в штаб-квартире в "Чжэнь" (镇) или "Городке", смог бы точно определить направление прорыва захватчиков и, позволив линиям оборонительных постов измотать их, в итоге, обрушить на врагов всю мощь региональных подкреплений Мин.
Цзяхочжаньчэ (架火战车), или ракетные повозки (букв. "Огненные колесницы") - были одним из самых опасных и универсальных видов оружия династии Мин. По сути, это шесть съёмных блоков ракет, уложенных на раму повозки. Каждая повозка включала в себя четыре блока "Змеиных стрел, поражающих врага" (长蛇破敌箭 чаншэподицзянь) по тридцать ракет с отравленными наконечниками в каждом, и два блока "Стрел ста тигров, разящих залпом" (百虎齐奔箭 байхуцибэньцзянь) по сто ракет в каждом. Всего - 320 ракет, которые имеют централизованный взрыватель, позволяющий запускать их единым залпом. Помимо этого вооружения, каждая повозка также состояла из трёх предварительно заряженных съёмных дульнозарядных вертлюжных орудий для использования при приближении противника, а также двух копий и складного плотного хлопчатобумажного заслона для защиты от летящих стрел.
Любое войско, которому будет приказано атаковать этот боевой расчёт, столкнётся с перспективой попасть под стальной шквал из тысяч запущенных ракет и отравленных стрел. И это задолго до того, как оно окажется в пределах досягаемости любого из стрелковых отрядов .
Застава Шаньхайгуань (山海关), изображённая на рисунке выше, относится к концу 16 века, когда династия Мин построила в этом районе стоившие ей больших усилий укрепления. Перевал Шаньхайгуань, также известный как "Первый шаг под небесами", служил внутренними воротами северо-восточного Китая. Таким образом, Ляодунский гарнизон заведовал отдалённой военной провинцией за пределами Великой китайской стены.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НА ВОСТОКЕ И В ЛЯОДУНЕ
Укрепление Ляодуна произошло после того, как был возведён центральный хребет Стены. Как и следовало ожидать, столкнувшись с такими глубокими укреплениями, монголы попытались обойти их с флангов, чтобы атаковать с запада (в Ганьсу) и востока (в Ляонине и т.д.). Восточный проход считался наиболее опасным, поскольку он открывал степным налётчикам путь на столицу Пекин. К 1540-м годам, возведя Девять гарнизонов, династия Мин начала стремительно закрывать большую часть ключевых брешей, пока в конце столетия полностью не окружила северный Китай замкнутыми стенами. С 1544 по 1549 год вдоль северо-восточного прохода был начат чрезвычайно амбициозный проект по строительству сооружений. Проектом руководил Вэн Ваньда (翁万达, 1498-1552), верховный главнокомандующий, ответственный за области Сюаньфу, Датун и Шаньси.
Казнозарядные вертлюжные орудия, заряжаемые с задней части, были завезены в Китай после победы династии Мин над португальцами в 16 веке. В битве при Сицаоване в 1522 году, после победы над португальцами в сражении, китайцы захватили вертлюжные орудия, а затем переделали их, назвав их "Фоланцзи" или "Фо-лан-чи" (佛郎机炮 , что означает «европейские пушки», от слова «франкские»). Династия Мин уделяла большое внимание скорострельным пушкам, и эти орудия имели камеры в форме кружек, позволяющие выстреливать заранее заряженными снарядами, которые затем немедленно вынимались и заменялись другой заряженной камерой. Корпуса этих пушек назывались цзыпао (子炮 "Пушка-дитя", вспомогательная часть), а ствол - мупао (母炮 "Пушка-мать"). К 1620-м годам пушки династии Мин были одним из самых ценных средств борьбы во время осад на глубоко укреплённом северо-восточном Ляодунском фронте.
Войска были дислоцированы вдоль внешней линии, были построены новые стены и сигнальные башни, а укрепления были восстановлены и расширены вдоль обеих линий. Примерно в это же время на стенах и башнях впервые появились огнестрельное оружие и артиллерия, как для защиты, так и для подачи сигналов. Вэн Ваньда утверждал, что только с помощью огнестрельного оружия можно было надеяться на успех в борьбе с быстро наступавшими монголами, и распорядился закупить особые орудия как для обороны Великой китайской стены, так и для наступления войск, сражавшихся в степях.
При беглом взгляде на Великую китайскую стену династии Мин можно заметить, что она состоит, по сути, из трёх сегментов. Центральная линия между засушливой провинцией Ганьсу и степными пограничными землями, которые касались подножия высоких гор в провинции Шаньси - представляла собой первый и центральный виток Стены. После завершения строительства этого участка, Мин возвела западную и восточную части стены, чтобы объединить все северные границы Китая в единую систему обороны для предотвращения фланговых атак монголов. При строительстве этих новых участков были добавлены четыре дополнительных гарнизона. На пике строительства восточная часть Великой китайской стены насчитывала около 850 километров (530 миль), причём некоторые участки были усилены двумя линиями стен, а некоторые тремя или даже четырьмя.
Взято с сайта DRAGONS ARMORY и переведено с английского Shabao.
(http://dragonsarmory.blogspot.com)