Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Жизнь и искусство Поля Гогена: от импрессионизма к символизму Полинезии

Поль Гоген родился в семье журналиста Кловиса Гогена и Алины Марии Шазаль, дочери лидера социалистов и ранней феминистки Флоры Тристан. В возрасте трех лет Гоген с семьей бежал из Парижа в Лиму (Перу) из-за нестабильной политической обстановки во Франции, угрожавшей свободе печати. Во время трансатлантического путешествия Кловис заболел и скончался. Последующие четыре года Гоген, его сестра и мать прожили у родственников в Лиме. В 1855 году, когда Франция вступила в период большей стабильности, семья вернулась и поселилась в городе Орлеан (центр севера Франции), где жила с дедом Гогена. Там Гоген начал формальное образование и в семнадцать лет поступил на службу в торговый флот (по обязательной воинской повинности). Три года спустя он присоединился к французскому военному флоту. Вернувшись в Париж в 1872 году, Гоген устроился биржевым маклером. После смерти матери в 1867 году Гоген переехал к своему назначенному опекуну, Гюставу Ароса, богатому меценату и коллекционеру. Под его влияни

Поль Гоген родился в семье журналиста Кловиса Гогена и Алины Марии Шазаль, дочери лидера социалистов и ранней феминистки Флоры Тристан.

Автопортрет в шапочке, 1875—1877,  холст, масло,	46,6 × 38,4	см. Музей Фогг, Кембридж (США)
Автопортрет в шапочке, 1875—1877, холст, масло, 46,6 × 38,4 см. Музей Фогг, Кембридж (США)

В возрасте трех лет Гоген с семьей бежал из Парижа в Лиму (Перу) из-за нестабильной политической обстановки во Франции, угрожавшей свободе печати. Во время трансатлантического путешествия Кловис заболел и скончался. Последующие четыре года Гоген, его сестра и мать прожили у родственников в Лиме.

Поль Сезанн: Букет цветов в голубой вазе. Около 1873—1875 годов.Холст, масло. 55,2 × 46 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Поль Сезанн: Букет цветов в голубой вазе. Около 1873—1875 годов.Холст, масло. 55,2 × 46 Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1855 году, когда Франция вступила в период большей стабильности, семья вернулась и поселилась в городе Орлеан (центр севера Франции), где жила с дедом Гогена. Там Гоген начал формальное образование и в семнадцать лет поступил на службу в торговый флот (по обязательной воинской повинности). Три года спустя он присоединился к французскому военному флоту. Вернувшись в Париж в 1872 году, Гоген устроился биржевым маклером.

Цветущие яблони, 1879, 	холст, масло, 88 × 115 Художественный музей Филадельфии
Цветущие яблони, 1879, холст, масло, 88 × 115 Художественный музей Филадельфии

После смерти матери в 1867 году Гоген переехал к своему назначенному опекуну, Гюставу Ароса, богатому меценату и коллекционеру. Под его влиянием Гоген познакомился с творчеством романтика Эжена Делакруа, реалиста Гюстава Курбе, Камиля Коро и художников Барбизонской школы французского пейзажа. Это визуальное образование, полученное через работы его предшественников, оказало долговременное влияние на позднее творчество Гогена.

Метте Гоген, 1880,	холст, масло,	116 × 81	Собрание фонда Эмиля Бюрле (Цюрих, Швейцария)
Метте Гоген, 1880, холст, масло, 116 × 81 Собрание фонда Эмиля Бюрле (Цюрих, Швейцария)

Гоген женился на Метте-Софи Гад в 1873 году; впоследствии супруги с пятью детьми переехали из Парижа в Копенгаген. Гоген также начал коллекционировать искусство, собрав скромное собрание импрессионистских работ Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне и Камиля Писсарро. К 1880 году Гоген уже сам писал в свободное время, используя импрессионистскую манеру, как в его "Натюрморте с фруктами и лимонами" (1880).

Натюрморт с фруктами и лимонами, 1880
Натюрморт с фруктами и лимонами, 1880

Он также стал частым посетителем галерей и в итоге снял собственную мастерскую. Кроме того, Гоген работал бок о бок с новыми друзьями-художниками Камилем Писсарро и Полем Сезанном и сам участвовал в официальных выставках импрессионистов в Париже в 1881 и 1882 годах.

Маленькая мечта, или спящий мальчик, 1881, этюд
Маленькая мечта, или спящий мальчик, 1881, этюд

Гоген потерял работу биржевого маклера во время финансового краха 1882 года; к 1885 году он искал новые средства к существованию. Страдая от приступов депрессии, Гоген наконец решил посвятить себя живописи как альтернативной карьере. Он вернулся в Париж, полный решимости стать профессионалом, несмотря на полное отсутствие формального художественного образования.

У окна. 1882 год. Холст, масло. 54 × 65,3 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
У окна. 1882 год. Холст, масло. 54 × 65,3 смГосударственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Тополя, 1883	холст, масло,	73 × 54 см. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген (Дания)
Тополя, 1883 холст, масло, 73 × 54 см. Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген (Дания)

Метте Гоген в вечернем платье,  1884
Метте Гоген в вечернем платье, 1884

Тем временем Метте-Софи с детьми поселилась у родственников в Дании. Несколькомесячное пребывание в Бретани, в Понт-Авене, в середине 1886 года стало решающим поворотным моментом для Гогена, где он выработал символистский стиль живописи, в котором ровные, люминесцентные цвета, подобные цветам витражей, стали олицетворять природный и духовный опыт местных бретонцев.

Две вазы с цветами и веер, 1885
Две вазы с цветами и веер, 1885

Пон-Авеннуаз и ребенок в подлеске, или аллея в лесу, 1886
Пон-Авеннуаз и ребенок в подлеске, или аллея в лесу, 1886

Во время этой поездки и последующего пребывания в Бретани в 1889 году Гоген стремился достичь нового рода "синтеза" — слияния цвета, композиции и сюжета — создавая работы не только перед натурой, как импрессионисты, но и объединяя многочисленные этюды так, чтобы передать внутреннюю жизнь объекта, а не только его внешний облик. В его " Танце четырех бретонок" (1886), например, натуралистичные тона пейзажа сосуществуют с обширными плоскостями узора и цвета, начинающими придавать сюжету символическое значение, выходящее за пределы видимого.

Танец четырёх бретонок, 1886
Танец четырёх бретонок, 1886

Два года спустя Гоген отплыл в Панаму, а затем на Мартинику, часто живя в хижине с другом и коллегой-художником Шарлем Лавалем. Эти путешествия в так называемые примитивные культуры, наблюдение за туземцами в их естественной среде и использование им богатой, вибрирующей палитры вскоре легли в основу его оригинального художественного стиля.

Натюрморт с профилем Лаваля, 1886
Натюрморт с профилем Лаваля, 1886

К концу 1880-х годов работы Гогена привлекли внимание Винсента Ван Гога, другого одаренного молодого художника, который, подобно Гогену, часто страдал от депрессий. Живопись Ван Гога, также уходившая корнями в импрессионизм, демонстрировала потенциал к чему-то совершенно новому. Художники завязали регулярную переписку, обмениваясь картинами, включая автопортреты, среди которых был "Автопортрет "Отверженные" Гогена (1888).

Автопортрет "Отверженные", (1888).
Автопортрет "Отверженные", (1888).

В 1888 году, по приглашению Ван Гога, они прожили и работали вместе девять недель в арендованном доме Ван Гога в Арле на юге Франции. Брат и меценат Ван Гога, Тео, профессиональный арт-дилер, в то время был основным деловым управляющим и художественным доверенным лицом Гогена.

В кафе (госпожа Жину), 1888
В кафе (госпожа Жину), 1888

Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом), 1888. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом), 1888. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

За эти девять недель оба художника создали впечатляющее количество полотен; среди работ Гогена — знаменитые "Ночное кафе в Арле (Мадам Жину)" и этапное произведение "Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом) (обе — 1888). Ни один из художников не имел тогда прочной репутации в мире искусства; оба считались крайне экспериментальными живописцами, ищущими новый стиль, отличный от зрелого импрессионизма Моне, Ренуара и Писсарро. Интенсивный творческий обмен драматически завершился: к концу девяти недель депрессивные и эпизодически жестокие эмоциональные срывы Ван Гога привели к разрыву их партнерства, хотя они навсегда сохранили восхищение творчеством друг друга.

Желтый Христос, 1889
Желтый Христос, 1889

Гоген вернулся в Париж, но ненадолго. К тому времени полностью утратив интерес к импрессионизму и зарождавшемуся постимпрессионизму, он сосредоточился на дальнейшем развитии своего символистского стиля с плоскостным наложением краски и смелой палитрой, как в картине "Желтый Христос" (1889), на которую сильно повлияли японские гравюры, африканское народное искусство и образы, запечатлевшиеся в памяти Гогена во время путешествий в Южную Америку и Французскую Ост-Индию (ныне Карибы).

Автопортрет с нимбом, 1889
Автопортрет с нимбом, 1889

Мать художника, 1890-1893
Мать художника, 1890-1893

Голубой ирис, апельсины и лимон, 1894
Голубой ирис, апельсины и лимон, 1894

В 1891 году, проведя годы в разлуке с женой и детьми, Гоген, по сути, оставил семью, перебравшись в одиночестве, подобно вечному скитальцу, во Французскую Полинезию, где оставался до конца своих дней. Этот переезд стал кульминацией растущего желания Гогена бежать от искусственной, по его мнению, европейской культуры к жизни в более "естественном" состоянии.

Таитянские женщины на побережье. 1891Холст, Масло. 69 × 91 см Музей Орсе, Париж
Таитянские женщины на побережье. 1891Холст, Масло. 69 × 91 см Музей Орсе, Париж

Когда свадьба? 1892
Когда свадьба? 1892

Луна и Земля, 1893
Луна и Земля, 1893

Две таитянки" (1899)
Две таитянки" (1899)

В последнее десятилетие Гоген жил на Таити, затем в Пунаауиа и, наконец, перебрался на Маркизские острова. В это время он писал более традиционные портреты, такие как :Таитянки на побережье" (1891), "Луна и земля (Хина Тефату)" (1893) и "Две таитянки" (1899).

Дух мёртвых бодрствует, 1892
Дух мёртвых бодрствует, 1892

"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?",1897
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?",1897

Он также продолжал экспериментировать с квазирелигиозной и символистской тематикой, как в "Манао Тупапау (Дух мертвых бодрствует)" (1892) и "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?" (1897). Эти работы создавались в период, когда Гоген, по сути, прощался с карьерой — словно атлет, уходящий "на пике формы", но стремящийся к более духовному состоянию. Ища потустороннего покоя и отрешенности, он, как говорят, был одержим собственной смертностью. Он оглядывался на свою жизнь и даже заимствовал фигуры из своих ранних картин, словно желая символически продлить их существование. Примечательно, что к 1899 году Гоген иронично называл себя, написав парижскому коллеге, что пишет лишь "по воскресеньям и праздникам" подобно дилетанту, каким он был до серьезного занятия искусством. Вскоре после этой самоуничижительной шутки он безуспешно пытался покончить с собой, приняв яд.

Любовники, 1902 Национальная галерея в Праге
Любовники, 1902 Национальная галерея в Праге

Автопортрет в шляпе с картиной "Дух мёртвых бодрствует", 1893
Автопортрет в шляпе с картиной "Дух мёртвых бодрствует", 1893

В начале мая 1903 года, нравственно неустойчивый и ослабленный наркозависимостью и регулярными болезнями, Гоген скончался от дегенеративных последствий сифилиса в возрасте 54 лет на Маркизских островах, где и был похоронен.