Найти в Дзене

Морис Равель: сколько авторов было у "Болеро"?

Авторские права в наследственной массе встречаются, конечно, нечасто. А между тем, это интереснейший актив! И в первую очередь потому, что наследодатель очень часто забывает указать в завещании, кому он оставляет авторские права. Про недвижимость и деньги помнит, а вот про авторские права – нет. Почему? Во-первых, не всегда автор рассматривает свои права как приносящие доход. Более того, очень часто реальный доход от авторских прав появляется только после смерти автора. Это касается не только музыкальных и литературных произведений, например, но и изобретений, патентов и т.п. Ведь сколько создателей работают «в стол», опережая время! Некоторые особенности. 1. Доход не обязательно принадлежит автору. Право на доход могло быть передано автором по договору третьему лицу. Это не отменяет его авторства – оно неотъемлемо от создателя, но судьба дохода – совсем иное дело. 2. Не всегда авторство должным образом зафиксировано. Иногда это требует дополнительных усилий. 3. Авторство – бессрочно,

Авторские права в наследственной массе встречаются, конечно, нечасто. А между тем, это интереснейший актив!

И в первую очередь потому, что наследодатель очень часто забывает указать в завещании, кому он оставляет авторские права. Про недвижимость и деньги помнит, а вот про авторские права – нет. Почему? Во-первых, не всегда автор рассматривает свои права как приносящие доход. Более того, очень часто реальный доход от авторских прав появляется только после смерти автора. Это касается не только музыкальных и литературных произведений, например, но и изобретений, патентов и т.п. Ведь сколько создателей работают «в стол», опережая время!

Некоторые особенности.

1. Доход не обязательно принадлежит автору. Право на доход могло быть передано автором по договору третьему лицу. Это не отменяет его авторства – оно неотъемлемо от создателя, но судьба дохода – совсем иное дело.

2. Не всегда авторство должным образом зафиксировано. Иногда это требует дополнительных усилий.

3. Авторство – бессрочно, а вот исключительные права (в т.ч. дающие право на доход) действуют в РФ в течение 70 лет после смерти автора (а на патенты и изобретения и того меньше). Но если произведение было обнародовано только после смерти автора, то 70-летний срок будет считаться с даты обнародования (при условии, что это обнародование в свою очередь произошло в течение 70 лет со дня смерти автора).

4. Если соавторов несколько, и произведение неделимо (Ильф и Петров, например), то авторские права в случае смерти одного из авторов остаются у живых авторов, а наследство можно получать только после смерти всех авторов.

5. Исключительные права не входят в совместно нажитое имущество, а вот доходы от них – входят.

6. Что будет, если завещать одному из наследников произведения искусства на материальных носителях, но не указать, кому передаются исключительные права на эти произведения? Возможно, будет спор - другие наследники могут претендовать на доход от использования произведения.

Для иллюстрации вышеизложенного приведу прекрасный кейс по наследованию авторских прав, который ровно год назад завершился в суде.

Невероятные приключения наследственных прав на "Болеро"

Я долго выбирала, какой вариант «Болеро» из десятков, представленных в ютьюбе, предложить. Вот этот – самый лучший. https://www.youtube.com/watch?v=L6DFGSY05IQ&ab_channel=%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%91%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2

Итак, известное всем оркестровое произведение «Болеро» было создано Морисом Равелем по заказу и задумке Иды Рубинштейн. Премьера состоялась 22 ноября 1928 года в исполнении труппы И. Рубинштейн, в постановке Брониславы Нижинской на сцене парижской Гранд-Опера, дирижировал Вальтер Страрам. Спектакль шёл в декорациях А. Бенуа. Успех и мировое признание сопутствовал произведению с первого дня опубликования.

В 1937 году холостой и бездетный Равель умирает от серьёзного заболевания мозга, сделавшего его на несколько лет дементным. Кстати, заболевание было связано с автокатастрофой, в которую композитор попал в 1932 году.

В наследство вступил его младший брат Эдуар. По стечению обстоятельств, в 1954 году он тоже попал в автокатастрофу, оказался в больнице, где познакомился с массажисткой Жанной Таверн, которая затем стала его «домохозяйкой» (разведясь предварительно с мужем Александром, который, однако же, стал шофером в доме Эдуара). Эдуар даже венчаться собирался, но не успел – умер в 1960 году за 8 дней до свадьбы. В благодарность за заботу вдовый и бездетный Эдуар Равель оставил Жанну своей единственной наследницей, а значит – правообладателем исключительных прав на творчество Мориса Равеля. А ведь ранее он публично обещал передать большую часть авторских прав Парижу «на развитие музыкальной культуры и поощрение молодых талантов».

После смерти Эдуара «безутешная» Жанна снова выходит замуж за бывшего мужа Александра. Дальние родственники Равеля пытались оспорить её права на наследство, судебное разбирательство длилось 10 лет и завершилось присуждением супругам Таверн выплаты в размере 36 млн франков (порядка €45 млн). Кстати, доход от авторских прав является совместно нажитым имуществом супругов.

Можете представить себе, сколько раз было исполнено «Болеро», которое входило в репертуар почти всех оркестров мира? До недавнего времени считалось, что «Болеро» исполняется в мире каждые 15 минут. И с каждого исполнения, с каждой студийной записи, с каждого использования в эфире полагались отчисления.

Пережив Жанну, Александр в 1970-е передаёт права в созданную оффшорную компанию с целью оптимизации налогообложения, и вскоре умирает. Бенефициаром становится последняя жена его Жоржетта, после смерти которой в 2012 году права перешли к её дочери от первого брака Эвелин Пен де Кастель. Поразительно, благодаря каким невероятным совпадениям некая Эвелин становится наследницей Мориса Равеля!

Только в период с 1970 по 2006 год выплаты превысили €46 млн. Срок охраны авторских прав был продлён из-за упущенной выгоды во время военных потрясений. И вот в 2016 году истекает охраны авторских прав. Произведения Мориса Равеля переходят в статус ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ. А значит – прекращается право наследников семьи Таверн на доходы, чего им очень не хотелось бы. И тут в голове у их юристов рождается план – объявить «Болеро» коллективным творением! А это значит, что 70-летний срок будет исчисляться с даты смерти последнего соавтора. Красиво же!

Действующая наследница заявила в суде, что «Болеро» было создано в соавторстве с художником Александром Бенуа, ушедшим в 1960, и хореографом Брониславой Нижинской, умершей в 1972. Соответственно, и авторские права действуют минимум до 2039 года (а то и до 2051), а ей и наследникам Нежинской и Бенуа полагаются отчисления за период с 2016 года.

Жаль, что изящная гипотеза юристов не была оценена французским судом. 28 июня 2024 года суд города Нантера отклонил иск, назвав его «уловкой» и признав Мориса Равеля единственным автором «Болеро».

Больше наследственных историй - на ТГ-канале
https://t.me/Anastasia_Poletaeva_Asnis