Найти в Дзене

Агрегатор не отвечает: почему налоги всё ещё на водителях

Почему обязательства по уплате налогов за водителей пока не перекладываются на платформы

Пока обсуждается закон о платформенной экономике, многие водители и самозанятые с тревогой следят за новостями: а не станет ли агрегатор тем, кто будет не только блокировать и оценивать, но и взыскивать налоги? Пока — нет. И это, возможно, к лучшему.

🧭 Закон в разработке, и путь долгий

На днях заместитель министра финансов Алексей Сазанов в интервью «Ведомостям» заявил:

«Будем двигаться в этом направлении по мере созревания рынка и появления законодательного регулирования платформенной экономики. Рано или поздно мы к этому придем».

Иными словами, вопрос признания агрегаторов (включая такси-сервисы, маркетплейсы и фриланс-платформы) налоговыми агентами встанет не раньше, чем будет принят закон о платформенной экономике. А он вступит в силу только 1 марта 2027 года.

📌 Что значит “налоговый агент”?

Если агрегатор признается налоговым агентом, он будет обязан удерживать и перечислять налоги за всех партнёров: водителей, курьеров, продавцов, фрилансеров. Сейчас эта обязанность лежит на самозанятом, который сам отвечает за оплату налога — обычно это 4–6% от дохода.

⚙️ Что сейчас происходит в такси?

На сегодня из всех агрегаторов только "Яндекс.Такси" удерживает налог на профессиональный доход у самозанятых по умолчанию — но это не обязаловка закона, а добровольный механизм. Другие платформы действуют по старинке: кто не платит — того дело.

💼 Что будет, если агрегатор станет налоговым агентом?

Плюсы:

Простота для самозанятого: ничего считать не надо

Уверенность государства — налоги точно поступят

Возможный допуск к льготам, медстраховкам, пенсиям в будущем

Минусы:

Любая ошибка — ответственность на платформе

Вероятное ужесточение условий и роста комиссий

Возможные массовые блокировки «недобросовестных» водителей

Потеря гибкости: всё через агрегатор, даже если работаешь «по чуть-чуть»

📅 Почему всё это «ещё не скоро»

Во-первых, закон о платформенной экономике всё ещё не принят. Планируется, что он вступит в силу только в марте 2027 года.

Во-вторых, эксперимент с самозанятостью, в рамках которого и действует текущая модель налогообложения, продлён до конца 2028 года.

А это значит — никаких радикальных изменений до этих сроков не будет.

🧮 Агрегатор и налоги: кто платит, тот и заказывает?

Многие эксперты говорят: как только агрегатор начнёт платить налоги за водителя — он получит больше власти. Например, при споре с налоговой он будет обязан доказать, что водитель действительно оказал услугу. Не доказал — сам заплатит.

Это может привести к тотальному контролю: видеозаписи, геотрекинг, переписки с клиентом — всё это может превратиться в доказательства «правильности» поездки. Так что перспектива не только о налогах, но и о приватности.

📌 Вывод

📅 Пока никаких резких движений не будет.

🚕 Работаете — платите сами.

🧾 Агрегаторы — лишь наблюдатели, не участники.

📊 Вопрос станет актуальным после 2027 года — и только при наличии законодательной базы.

#такси #самозанятые #налоги #агрегаторы #платформеннаяэкономика #яндекс #госдума #реформа #деньги #закон2027 #ГолосТаксиста