Почему обязательства по уплате налогов за водителей пока не перекладываются на платформы
Пока обсуждается закон о платформенной экономике, многие водители и самозанятые с тревогой следят за новостями: а не станет ли агрегатор тем, кто будет не только блокировать и оценивать, но и взыскивать налоги? Пока — нет. И это, возможно, к лучшему.
🧭 Закон в разработке, и путь долгий
На днях заместитель министра финансов Алексей Сазанов в интервью «Ведомостям» заявил:
«Будем двигаться в этом направлении по мере созревания рынка и появления законодательного регулирования платформенной экономики. Рано или поздно мы к этому придем».
Иными словами, вопрос признания агрегаторов (включая такси-сервисы, маркетплейсы и фриланс-платформы) налоговыми агентами встанет не раньше, чем будет принят закон о платформенной экономике. А он вступит в силу только 1 марта 2027 года.
📌 Что значит “налоговый агент”?
Если агрегатор признается налоговым агентом, он будет обязан удерживать и перечислять налоги за всех партнёров: водителей, курьеров, продавцов, фрилансеров. Сейчас эта обязанность лежит на самозанятом, который сам отвечает за оплату налога — обычно это 4–6% от дохода.
⚙️ Что сейчас происходит в такси?
На сегодня из всех агрегаторов только "Яндекс.Такси" удерживает налог на профессиональный доход у самозанятых по умолчанию — но это не обязаловка закона, а добровольный механизм. Другие платформы действуют по старинке: кто не платит — того дело.
💼 Что будет, если агрегатор станет налоговым агентом?
Плюсы:
Простота для самозанятого: ничего считать не надо
Уверенность государства — налоги точно поступят
Возможный допуск к льготам, медстраховкам, пенсиям в будущем
Минусы:
Любая ошибка — ответственность на платформе
Вероятное ужесточение условий и роста комиссий
Возможные массовые блокировки «недобросовестных» водителей
Потеря гибкости: всё через агрегатор, даже если работаешь «по чуть-чуть»
📅 Почему всё это «ещё не скоро»
Во-первых, закон о платформенной экономике всё ещё не принят. Планируется, что он вступит в силу только в марте 2027 года.
Во-вторых, эксперимент с самозанятостью, в рамках которого и действует текущая модель налогообложения, продлён до конца 2028 года.
А это значит — никаких радикальных изменений до этих сроков не будет.
🧮 Агрегатор и налоги: кто платит, тот и заказывает?
Многие эксперты говорят: как только агрегатор начнёт платить налоги за водителя — он получит больше власти. Например, при споре с налоговой он будет обязан доказать, что водитель действительно оказал услугу. Не доказал — сам заплатит.
Это может привести к тотальному контролю: видеозаписи, геотрекинг, переписки с клиентом — всё это может превратиться в доказательства «правильности» поездки. Так что перспектива не только о налогах, но и о приватности.
📌 Вывод
📅 Пока никаких резких движений не будет.
🚕 Работаете — платите сами.
🧾 Агрегаторы — лишь наблюдатели, не участники.
📊 Вопрос станет актуальным после 2027 года — и только при наличии законодательной базы.
#такси #самозанятые #налоги #агрегаторы #платформеннаяэкономика #яндекс #госдума #реформа #деньги #закон2027 #ГолосТаксиста