Найти в Дзене

Народное гуляние в Городском парке г. Слободского (статья 1902 года)

Статья о борьбе с пьянством и народном гулянии в Городском парке г. Слободского в газете «Вятские губернские ведомости», №86 (20 июля), 1902 год: «7 июля Слободской комитет попечительства о народной трезвости устроил здесь бесплатное народное гулянье, явившееся новинкой для слобожан. Значительное потребление алкоголя не уничтожилось, конечно, с введением казенной продажей питей, и закрытие простонародных клубов-кабачков не послужило, понятно, для лиц, привыкших к водке, достаточной причиной бросить её употребление. Употребление и злоупотребление алкоголем остались пока те же, изменившись лишь с внешней стороны. В самом деле, отовсюду раздаются жалобы на уличное пьянство с его деморализующим влиянием, с его бесшабашным опорожнением бутылок «из горлышка», не смотря ни на тропический жар, ни на лютую стужу. Но вот энергичными мерами уличный алкоголизм подавлен: ссоры, дикая брань захмелевших людей не тревожат более беспокойным диссонансом уха привилегированного обывателя. Все это перенесе

Статья о борьбе с пьянством и народном гулянии в Городском парке г. Слободского в газете «Вятские губернские ведомости», №86 (20 июля), 1902 год:

«7 июля Слободской комитет попечительства о народной трезвости устроил здесь бесплатное народное гулянье, явившееся новинкой для слобожан.

Вид со смотровой площадки парка Александровых на слободу Демьянка, начало ХХ века.
Вид со смотровой площадки парка Александровых на слободу Демьянка, начало ХХ века.

Значительное потребление алкоголя не уничтожилось, конечно, с введением казенной продажей питей, и закрытие простонародных клубов-кабачков не послужило, понятно, для лиц, привыкших к водке, достаточной причиной бросить её употребление. Употребление и злоупотребление алкоголем остались пока те же, изменившись лишь с внешней стороны. В самом деле, отовсюду раздаются жалобы на уличное пьянство с его деморализующим влиянием, с его бесшабашным опорожнением бутылок «из горлышка», не смотря ни на тропический жар, ни на лютую стужу.

Но вот энергичными мерами уличный алкоголизм подавлен: ссоры, дикая брань захмелевших людей не тревожат более беспокойным диссонансом уха привилегированного обывателя. Все это перенесено в ветхие домишки, в подвальные этажи, в убогие квартиры, все эти бутылки перенесены в семьи, в среду покорных детей и жен.

Здесь уже нет места для протеста и широкая и русская речь с похвальбами низменных пошибов живо воспринимается юными головками окружающих слушателей и зрителей.

С другой стороны, не следовало бы забывать, что рабочему человеку, – и привилегированному, и непривилегированному, все равно – нужен отдых не только от самого труда, но и от тех однообразных утомительных ежедневных впечатлений, которые делают недели, месяцы, годы изо дня в день похожими друг на друга. Нервная система не выносит столь долгого отсутствия свежего здорового возбуждения и поневоле человек, не превратившийся ещё в машину, ищет обновления впечатлений.

Привилегированный человек сумеет, конечно, отдохнуть, освежиться «культурно» – ему нигде пути не заказаны. Но куда денется в такие минуты простолюдин? Вот комитеты попечительства о народной трезвости и являются, так сказать, патентованными учреждениями, нравственно взявшими на себя заботу предоставить неимущему населению возможность более разумно пользоваться его нечастым досугом. Знакомить простой люд с развлечениями более культурного характера, систематически приучать его к таким развлечениям, – это представляет собой одну из симпатичных сторон всякой воспитательной системы.

Мы совершенно не касаемся здесь других сфер возможной деятельности комитета трезвости, касающейся распространения знаний по разным отраслям науки, расширения нравственного горизонта и принципов самодеятельности, – этих требований мы здесь не касались, как не входящих в программу данного конкретного случая: устройств народного гулянья. 

Комитеты попечительства о народной трезвости, облеченные особым доверием и располагающие достаточными правительственными средствами, имеют возможность широко развить свою культурную деятельность, при должном желании участвующих в них лиц и любви к делу. Иначе эти комитеты рискуют прекратиться в узко-бюрократические учреждения, в которых форма закроет собой действительную жизнь.

После этих предварительных замечаний скажем о состоявшемся у нас бесплатном народном гулянье.

С разрешения господ Александровых распорядители воспользовались для этой цели их обширным и красивым садом – парком, раскинувшимся по нагорному берегу реки Вятки. Сад щедро снабжен беседками, открытыми верандами, павильонами, с которых открываются вдаль живописные пейзажи. Место для гулянья было выбрано таким образом как нельзя более удачно и за разрешение, данное господами Александровыми относительно их сада, нельзя не высказать им полной благодарности.

Во время самого гулянья в одном месте сада играл оркестр музыки под управлением господина Грехова, в другом молодецки пел хор песенников из солдат местной команды, в третьем публика охотно слушала и дивилась граммофону, уступленному на этот вечер господином Вахрушевым. Было также эффектно пущено несколько ракет.

Несмотря на большое количество публики, в саду был всё время полный порядок, ни разу не нарушенный ни безобразной выходкой захмелевшего человека, ни крикливой ссорой веселой компании, ни беспорядочной толкотней. 

Общее впечатление получилось очень хорошее, публика осталась вполне довольна, и мы вместе с ней поблагодарим распорядителей бесплатного народного гулянья господ Довгилло, Кибардина, Фронтинского и Ружевского.

Городской парк г. Слободского, 1984 год.
Городской парк г. Слободского, 1984 год.

Но, конечно, одна ласточка не делает весны.. Действительно польза от устройства подобных развлечений скажется лишь тогда, когда они получат более постоянную организацию, будут проводиться систематически и по более обширной программе.

Пожелаем же, чтоб первое народное гулянье в Слободском не было и последним…»