Найти в Дзене

Внутренняя семья

Итак, сегодня поговорим об очень важной во ВсеЛенской терапии теме — «Внутренняя семья». Эта, так называемая, внутренняя семья состоит из внутреннего родителя, внутреннего ребёнка и внутреннего взрослого. Да, в каждом из нас есть внутренний ребёнок, родитель и взрослый — три части, которые формируют наше восприятие мира и влияют на все решения. То, как они взаимодействуют между собой, определяет наши жизненные сценарии, эмоции, способы реагирования и даже уровень дохода. Эта схема взята из транзактного анализа Эрика Берна, но у нас она наполнена ВсеЛенским содержанием. Эти три субличности обеспечивают всё наше существование. Они живут в каждом человеке. Когда-нибудь мы поговорим о том, что в человеке живёт гораздо больше субличностей, чем может показаться. Но пока выделим именно эти три. Внутренний родитель Первая фигура — внутренний родитель. Он призывает соблюдать правила, социальные и семейные нормы, запреты, принятые в обществе, религии, национальности, семье и профессии. Родитель

Итак, сегодня поговорим об очень важной во ВсеЛенской терапии теме — «Внутренняя семья». Эта, так называемая, внутренняя семья состоит из внутреннего родителя, внутреннего ребёнка и внутреннего взрослого.

Да, в каждом из нас есть внутренний ребёнок, родитель и взрослый — три части, которые формируют наше восприятие мира и влияют на все решения. То, как они взаимодействуют между собой, определяет наши жизненные сценарии, эмоции, способы реагирования и даже уровень дохода. Эта схема взята из транзактного анализа Эрика Берна, но у нас она наполнена ВсеЛенским содержанием. Эти три субличности обеспечивают всё наше существование. Они живут в каждом человеке. Когда-нибудь мы поговорим о том, что в человеке живёт гораздо больше субличностей, чем может показаться. Но пока выделим именно эти три.

Внутренний родитель

Первая фигура — внутренний родитель.

Он призывает соблюдать правила, социальные и семейные нормы, запреты, принятые в обществе, религии, национальности, семье и профессии. Родитель может быть разным. Чаще всего он давящий, контролирующий, строгий. Он всё время чего-то от нас хочет, всё время чем-то недоволен. Крайне редко можно встретить поддерживающего и одобряющего внутреннего родителя, но в чистом виде таких почти нет. Чаще всего мы имеем дело со смешанными вариантами. Родительская фигура — та часть личности, которая заботится о нас и помогает социализироваться. Но этот процесс чаще всего (до терапии) проходит не совсем гладко и безболезненно.

Внутренний ребёнок

Вторая фигура — внутренний ребёнок.

Ребёнок — это состояние, в котором мы от жизни получаем радость и удовольствие, проявляем естественное любопытство и открытость. Если у нас с внутренним ребёнком сложности, то ни радости, ни удовольствия от жизни мы не испытываем. Да и расслабиться сложно. Внутренний ребёнок тоже бывает разным. Иногда — самодостаточный, радостный, осознающий свои желания. Но чаще — сопротивляющийся, бунтующий или саботирующий всё, что происходит вокруг. Случается и наоборот — адаптивный, очень мягкий и услужливый, готовый почти на всё ради любви.

Внутренний взрослый

Третья фигура — внутренний взрослый.

Это такой «компьютер», который в идеале просто и рационально решает вопросы, поставленные нам жизнью, без особо сильных эмоций. Большинство людей — больше дети, чем взрослые. Взрослых почти не встречается. Мало у кого есть правильно сформированный внутренний взрослый. Чтобы взрослый был правильным и устойчивым, его надо вырастить. Взрослый — та фигура, которая может брать ответственность за принятие решений и пользоваться властью в разумных целях. Вот именно в этих трёх ипостасях (родитель / ребёнок / взрослый) мы функционируем: с самими собой, с другими, на работе, дома, в отношениях и т. д.

Задача терапии

Задача нашей терапии — идентифицировать каждую часть и наладить их взаимоотношения, создать баланс и гармонию, так как им приходится уживаться на одной территории. Принципиальная разница — кто главный. От этого многое зависит. Если у руля внутренний ребёнок, то при малейшем напряжении, опасности или нагрузке мы регрессируем, то есть впадаем в детство. Задача ребёнка — убежать от ответственности любыми доступными способами: дотянуть до последнего и принять в итоге основанное на сиюминутных эмоциях, невзвешенное решение или просто «смыться» и «слить» ситуацию. Ещё он часто обвиняет во всём других людей или окружающий мир. Для ребёнка ответственность — всегда обуза и напряжение. Чаще всего тотальное доминирование внутреннего ребёнка описывается словом «инфантильность». И с этим мы встречаемся почти на каждом шагу. Если же главный внутренний родитель, тогда мы себя всё время унижаем, оскорбляем и обесцениваем, пытаясь командовать собой и с разной степенью жёсткости направлять на «путь истинный». Если главным стал внутренний взрослый, он берёт на себя ответственность, потому что для него она означает свободу и возможность самостоятельно принимать решения.

Ответственность — это путь к автономии, а значит, к свободе и независимости. Но для многих ответственность связана с насилием — нам её в детстве пытались навязать всеми доступными способами. Поэтому у большинства на неё аллергия. Ещё внутренний взрослый — это эффективность. Под его руководством мы движемся к цели, не расходуя ресурсы — энергию и время — на эмоции и ограничивающие убеждения. Как я уже упоминал, готового взрослого в базовой комплектации нет. Чтобы вырастить взрослого, нужно сначала сепарироваться от родителей. (Психологическая сепарация от родителей — отдельная важная тема, о которой мы поговорим в другой статье.)

Если этого не происходит, ваш внутренний ребёнок или родитель остаются главными в решении большинства вопросов. Если мы не совсем застыли, то в зависимости от ситуации три фигуры могут меняться у руля. Но главный всё равно есть. Особенно это важно в критических ситуациях. Идеального соотношения ролей нет. Всё сугубо индивидуально и зависит от контекста. Тем не менее, если вы хотите больше радости и игры в жизни, важно, чтобы внутреннему ребёнку хватало места и поддержки от остальных фигур. А если хотите карьерного роста — без разумного, владеющего собой взрослого точно не обойтись.

И еще раз Кратко о трёх фигурах

🔹 Внутренний ребёнок — наша спонтанность, радость, творчество. Иногда он берёт верх в неподходящий момент: хочется сорваться на крик или убежать от ответственности. А иногда его слишком мало — и жизнь превращается в рутину без удовольствия.

🔹 Внутренний родитель — часть, которая воспитывает и защищает, но иногда подавляет. Если родитель внутри слишком жёсткий, мы можем загонять себя в гиперконтроль, бесконечную работу, не позволяя себе отдыхать и наслаждаться жизнью.

🔹 Внутренний взрослый — тот, кто умеет зарабатывать деньги, строить отношения, видеть причинно-следственные связи. Если внутри идёт конфликт, если ребёнок боится, а родитель запрещает — взрослый не может взять управление на себя.

Почему важно с этим работать?

Если между этими частями идёт борьба, в жизни наступает хаос:

— Один день хочется всё бросить и отправиться путешествовать — это ребёнок.

— На следующий день появляется чувство вины, включается внутренний родитель: «Ты безответственный, соберись».

— А взрослый при этом даже не участвует в диалоге — и человек застревает в сомнениях и тревоге.

Я бы сравнил эту троицу с героями басни Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласия нет, На лад их дело не пойдёт, И выйдет из него не дело, только мука...»

Вот так и у человека: если во внутренней семье царит рассинхрон, то ни о какой эффективности и речи быть не может. Подобные проявления встречаются довольно часто и знакомы большинству людей, когда человек хочет одно, думает другое, а делает третье. Желательно каждому из нас познакомиться с этими фигурами поближе и посмотреть, какие между ними сложились отношения. Они могут быть в конфликте, в отстранении или даже не знать друг о друге. Изредка бывает наоборот: все трое поддерживают и любят друг друга — и так должно быть в идеале. Желательно, чтобы в разных контекстах разные внутренние фигуры могли проявляться. Когда мы решаем рабочие задачи — чаще всего нужен внутренний взрослый, а когда едим мороженое — не помешает внутренний ребёнок.

Во ВсеЛенской терапии есть разные схемы работы с внутренней семьёй. Это один из самых важных вопросов, с которого стоит начать, потому что он определяет наши отношения с собой, жизнью и окружающим миром.