Для многих группа "Зоопарк" и "Кино" узнаваемы и любимы слушателями по всему СССР. Майк Науменко со соей группой был одним из первых кто стал выступать в Ленинградском рок клубе, проповедуя настоящий русский рок с затравкой на западных исполнителей. Режиссер попытался воспроизвести становление группы "Кино" и жизнь самого Майка по воспоминаниям вдовы Майка Науменко Натальи. Давайте разберемся, получилось ли это у режиссера и стоит ли смотреть фильм.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ПРОСТЫМ ЛЮБИТЕЛЕМ КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В НАДЕЖДЕ НАЙТИ ОТКЛИК И НАЙТИ ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ ПО ЛЮБВИ К ФИЛЬМАМ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Контраст.
В начале 80-х годов в Советском Союзе зарождался рок. Зарубежные пластинки с записями таких исполнителей, как Talking Heads, Игги Поп и Лу Рид, проникали в страну, и их музыка становилась всё более популярной. Фильм рассказывает о дружбе, любви и искренних, честных, добрых и благородных отношениях между людьми. О том, что в современном мире встречается всё реже.
С одной стороны, мы видим музыкантов, которые не ограничены в своём свободном времени и могут устраивать квартирники, обсуждать последние новости с Запада и выпивать. С другой стороны, мы видим суровую реальность, где они ходят на работу, живут в коммунальных квартирах и не могут позволить себе никакой свободы. Выступления в рок-клубах проходят формально, все сидят без эмоций и слушают музыку, от которой хочется двигаться.
Летом возникает непреодолимое желание движения, открытия чего-то нового, ощущение жизни «по душе» жизни «бездельников» которые не ограничены внешними правилами и запретами. При этом «бездельники» Науменко и Цой не сражаются с системой, как это делали Бродский и Довлатов в недавнем фильме «Довлатов» Германа младшего. Для них этой системы просто не существует, и их отстранённость и инаковость разрушают её быстрее и эффективнее, чем любые организованные протесты.
Поколение начала перемен.
В своём фильме режиссёр рассказывает о молодых людях, которым около двадцати лет. Он выбирает тех, кто стал голосом перемен в девяностые годы. Режиссёр намеренно показывает Майка Науменко и группу «Кино» задолго до их популярности. Он показывает саму суть зарождения рока в СССР, как это происходило, чем жили ребята и чем вдохновлялись. Конечно, в фильме много вымысла, но суть и сердцевину, я думаю, режиссёр передал отлично.
Для режиссёра главные герои его фильма — не просто формирующиеся музыканты, не просто фанаты прогрессивного и авангардного западного рока. Это яркие представители поколения начала перемен, которые взрослели в год смерти «дорогого Леонида Ильича». Поколения, которое росло в эпоху без смартфонов и социальных сетей, получало информацию не из Интернета, а из книг и могло очень просто жить без денег в убогих коммунальных квартирах, радуясь самым простым и элементарным вещам. Возможно, это было последнее поколение чистого, незамутнённого и не зомбированного сознания.
Режиссёр стилистически прерывает фильм вставками, которые передают суть размышлений главных героев о том, о чём они думали и как составлялись тексты их песен, о музыке, которая звучала у них в голове. Именно эти визуальные вставки делают фильм уникальным опытом для зрителя, позволяя ему глубже проникнуть в суть творчества легендарных рокеров Цоя и Науменко, что в конечном итоге складывается в потрясающий смысловой концепт.
Думающая и свободная молодежь.
Режиссёр мастерски передал атмосферу эпохи, когда в период застоя, при правлении Брежнева, любое неидеологическое прославление СССР в кино или музыке подвергалось жёсткой цензуре со стороны функционеров КПСС, у которых был план по идеологическому восхвалению коммунизма и не было места для свободы самовыражения, особенно в музыке, исполняемой на западный манер.
В то время молодёжь была вынуждена проявлять изобретательность и хитрость, и это получалось у них гораздо лучше, чем у современной молодёжи. У молодёжи того времени не было ни интернета, ни социальных сетей, но они умудрялись использовать свои знания, разум, книги, общение, а также информацию из-за рубежа, чтобы выразить себя. В духовном и творческом плане та молодёжь была сильнее, чем современная. Сейчас не создаётся ничего подобного. Только однодневные песни, которые уже настолько надоели, что исполнители работают только ради рекламы и закрытых концертов, чтобы заработать побольше. В то время в музыке была идея, потому что она рождалась в эпоху запретов и ограничений.
Специально для этого периода Режиссёр ввёл персонажа «Скептика» который представляет собой некоего усреднённого человека из сегодняшнего времени. Он не понимает ту эпоху и её героев, но ломает четвёртую стену и критикует всё с позиции современности.
Операторская работа и актерская игра.
Оператор Влад Опельянцев выбрал черно-белый формат для фильма, который передаёт атмосферу времени, запретов и ограничений, нужды и бессмысленности существования. Некоторые сцены, снятые на плёнку прошлого века, добавляют фильму ещё больше аутентичности.
Эта необычная визуализация подчёркивает ностальгию по ушедшей эпохе чёрно-белой фотографии. Некоторые сцены были сняты длинными кадрами, что придаёт фильму документальную атмосферу и делает его более эмоциональным и достоверным.
Вместо того чтобы снимать в душных павильонах, фильм снимался в реальных квартирах Санкт-Петербурга, которые почти не изменились за последние сорок лет. И хотя снимать в маленькой квартире было сложнее, чем в павильоне, режиссёр сделал это намеренно, чтобы актёры могли более естественно передать ощущение единения героев в маленьких комнатах коммунальных квартир, где люди лишены личного пространства.
Хочется отметить игру Ромы Зверя, который потрясающе передал интеллигентность и меланхоличность Майка Науменко. Хотя Тео Ю и Билык не похожи на прототипы участников группы «Кино» это не имеет значения при просмотре фильма. Актёры прекрасно передали аутентичность своих прототипов. Тео Ю, озвученный Денисом Клявером, очень естественно и органично передал не только энергию, но и главное качество Цоя — его отстранённость и инопланетность, которые отличали его от многих других ярких и самобытных музыкантов того времени.
Заключение.
Подводя итоги картины, можно сказать, что, несмотря на меланхоличность, многослойность и даже местами безысходность, «Лето» это удивительно тёплый фильм, который дарит особое удовлетворение. После просмотра фильма хочется размышлять и анализировать увиденное.
Хотя финал фильма, который был ожидаем, но всё же неожиданный, обрывается на полуслове, как когда-то трагически оборвались жизни Цоя и Науменко, оставляя зрителей наедине с чёрным экраном. Вглядываясь в завораживающую законченность этого образа, сознание наполняется ощущением полноты бытия, присущим героям той ушедшей эпохи. Это ощущение делает тебя таким же живым и свободным, как и вечно живой Виктор Цой.
Вы можете стать Меценатом нашего канала оформив ПРЕМИУМ подписку, средства пойдут на приобретение оборудования для создания подкастов и создания видео по разбору глубокого кино всего за 99 рублей!
Разово поддержать канал:
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)✅