Добрый день, подписчики и гости канала.
В прошлый раз мы обсудили дневки, полудневки и радиальный выход, для которого (возможно) нужен лабаз.
Продолжим.
Посмотрим на даты движения группы Дятлова по версии Масленникова:
28 января — 15 км;
29 января — 5 км;
30 января — 17 км;
31 января — 14 км;
1 февраля — 2,5 км.
29 января группа прошла всего 5км. Это реально? Да.
1. Второй день пути, рюкзаки тяжелые, усталость первого дня - по нормам рекомендуется сбавить темп. Но не на столько же!
2. Поздний выход. Есть такое, см. Дневник неизвестного
3. Трудности передвижения: глубокий снег, наледи (налипание снега на лыжи). См. Днеаник Зины - наледи. Но , опять же, не на столько, чтобы идти со скоростью 1км/час, иначе об этом бы написали.
4. Сбились с пути, заблудились. Заблудились - вряд ли, а вот сбились с пути, точнее, отклонились от маршрута обходя бурелом - теоретически возможно. Тогда общий километраж 10-12 км, а по маршруту продвинулись на 5км. Однако в дневниках об этом ни слова.
Было ли у кого - то такое: 5 км за ходовой день? Оказывается, было:
5 км за ходовой день
31е января. Выходим из избушки в 10 часов. Впереди 12км до кардона. Но увы! Их нам не суждено пройти было в январе. ... Продолжаем идти по тому же просеку, на котором стоит Тальничная избушка, до первого квартального столба примерно всего 1,5км. Далее сворачиваем на северный просек и в течении всего дня проходим эти 5 км до следующего квартального столба, около которого сваливаемся замертво на ночевку.
....
1е февраля. Сегодня проходим оставшиеся 6км до кардона. От квартального столба идем по западному просеку до следующего столба. Участок наиболее неприятный: крутой подъем, глубокий снег. Несчастные 3км ползем 3 часа. Далее сворачиваем на северный просек. Идем уже быстрее - спуск. Через 3,5км выбираемся, наконец-то, из таежных дебрей на санную дорогу...
Вот пример прохождения маршрута со скоростью 5км за ходовой день. Сложные условия, пересеченная местность (возможно у Дятловцев) - и в результате пройдено так мало.
Кстати, Масленников нигде не пишет о
5 км. Он говорит, что прошли 3 км вверх по Ауспии от места слияния с Лозьвой. Все говорят, что неизвестно, что за карты и кроки были у Дятловцев. Но ведь у Масленникова те же самые карты были. И что и как там указано, мы не знаем. Может, там на этом участоке пути они действительно сделали крюк.
Допрос Масленникова:
Протокол
допроса свидетеля Масленникова Евгения Поликарповича
10 марта 1959 г
Вопрос: Каков по Вашему мнению был фактический маршрут группы?
Ответ: Из дневников, кроков, а также данных поиска (включая, конечно, и те данные, которыми я располагал еще до выхода группы в поход) считаю, что группа Дятлова доехала поездом до ст. Ивдель, оттуда автобусом до пос. Вижай, от Вижая автомашиной доехала до 41 квартала, а там стала на лыжи и дошла до 2-го Северного поселка. Рюкзаки их до 2-го Северного были довезены на лошади.
На 2-м Северном от группы отделился и вернулся в Свердловск студент Ю.Юдин, т.к. у него заболела нога, а группа продолжала движение.
28.01.59 г. группа прошла около 15 км и остановилась на ночевку на реке Лозьва. На следующий день 29.01 группа дошла до устья р. Ауспия и прошла вверх по
Лист 73
ее течению до 3 км. 30.01.59 г. они прошли еще 17 км, вышли в этот день они в 10.30. Эта та теплая ночевка, о которой хорошо отзываются все участники похода. Место этой ночевки установлено группой Слобцова.
31.01 группа прошла 14 км и вечером пришла к перевалу р. Лозьвы, на то место, где у нас в последующем была вертолетная площадка. В дневниках участников похода записано, что перевал встретил их ветром, который бывает при подъеме самолета. Непогода, а также непригодность места для ночевки в таких условиях вынудили группу вернуться на 1000 м вниз и заночевать в лесу, на левом берегу реки Ауспия.
На следующий день – 1.02 группа устроила лабаз (склад) и в 3 часа дня, после обеда, пошла по старому своему следу на перевал между вершинами "1079" и "880".
Я считаю, что группа допустила ошибку в том, что вышла на перевал левее того места, куда им нужно было выйти и подойдя вплотную к вершине "1079" они продолжали двигаться к гребню ее отрог в сторону р. Лозьвы. Это метров на 700 левее нужного им пути.
Я считаю также, что они приняли этот отрог за подъем на перевал, который им требовался и здесь остановились, т.к. из-под гребня дул сильный ветер, который не позволял им перевалить гребень главного хребта. Надо сказать, что в планы группы Дятлова не входило переваливать в этом месте главный хребет, но они фактически к нему подошли, хотя я считаю, что они об этом не подозревали.
Может быть это будет очень смелым, но я считаю, что группа остановилась
Лист 74
на том месте, где потом была разбита палатка, и один или два человека поднялись на гребень отрога высоты "1079", там их встретил сильный ветер и разведчики вернулись обратно.
Еще накануне группа безуспешно пыталась взять перевал и вернулась. 1.02 они прошли дальше и им было не взять гребень отрога. В таких условиях можно принять 2 решения: 1) снова спуститься в лес и заночевать и 2) разбивать палатку на голом месте, провести холодную ночевку, а утром, не потеряв достигнутой высоты, легко взять перевал. Дятлов принял второй вариант.
По моему мнению, намеренно остановиться на ночевку в этом месте, зная о том, что это склон главного хребта, Дятлов не мог. Он очень был осторожным человеком и опытным туристом.
Наутро, 2.02 группа рассчитывал подойти к вершине г. Отортен, заночевать там, а 3.02 подняться на вершину и вернуться к своему лабазу за один день в случае хорошей погоды и за два дня в случае непогоды. От лабаза группа должна была пройти в верховья р.Пурмы, затем до реки Вишеры, выйти в верховья реки Ниолс, оттуда подняться на г. Ойка Чакур и по р. Северной Тошемке придти в Вижай.
Вопрос: Каковы по Вашему мнению причины гибели группы Дятлова?
Ответ: Я считаю. Что причиной гибели было какое-то чрезвычайное обстоятельство, которое заставило группу считать нахождение в палатке более опасным, чем в штормовой ветер полуодетыми ночевать на снегу. В том. что группа сознательно уходила от палатки, нет сомнений. Мы обнаружили следы почти.
Лист 75
всей группы. Обстоятельства оставления палатки, причем порез ее для меня необъяснимы.
Протокол записан с моих слов верно,
Мною лично прочитан.
Е. Масленников (подпись).
Прокурор-криминалист Иванов (подпись).
Обратимся к дневникам.
28 января общий дневник
Вышли в 11.45. Идем вверх по реке Лозьва. Каждый торит тропу по 10 минут. Глубина снега в этом году значительно меньше, чем в прошлом. Часто приходится останавливаться и соскабливать мокрый снег с лыж, ибо встречаются еще такие незамерзшие места. Юрка Кри идет сзади и делает кроки маршрута. Берега реки в районе 2-го Северного скалистые, особенно правый берег, затем скалы (сложенные из известняка) попадаются только местами, и в конце концов берега становятся пологими, сплошь покрытыми лесом.
Встаем на привал в 5.30 на берегу Лозьвы. Сегодня первая наша ночь в палатке.
Фотографии от 28 января. Лозьва дневной привал (все фотографии по Деду Мазая)
29.1.5 9 г. Общий дневник
День второй, когда мы идем на лыжах. Шли от ночевки на Лозьве к ночевке на р. Ауспии. Шли по тропе манси. Погода хорошая минус 13 С. Ветер слабый. Часто на Лозьве встречаем наледи. Все.
Коля Тибо
29.1. дневник Зины Колмогоровой
Идем сначала по Лозьве потом на Ауспию свернули. Места красивые.
Вдоль Ауспии проехали манси. Виден след, зарубки, видна тропа. На тропах часто знаки встречаются. Интересно о чем они пишут? Сейчас мансийская тропка сворачивает строго на юг.
Есть место, где тропка (точнее, Ауспия) сворачивает строго на юг. И по проекту 11 км должный пройти. Не 5, а 11. И строго на юг повернуть. Значит, стоянка (могла быть) дальше по Ауспии.
29.1. дневник Зины Колмогоровой
сейчас мы сидим трое: Рустик, Юрка и я и ждем остальных
А что, если остальные не отстали, а наоборот, ушли вперед на разведку?
Двумя группами, чтобы определится, куда идти утром? Точнее, найти дорогу поудобнее - идти по реке, по правому или левому берегу. А эти трое остались на месте будущей ночевки с рюкзаками всей группы, чтобы разведчикам налегке было легче искать дорогу на завтра?
Дневка и разведчики
[начало 29 января, 6й день]
3-е февраля. Вот, наконец, долгожданный день отдыха. Только сегодня мы ощутили, что у нас каникулы. Отсыпаемся вовсю, но едим по норме....В этот же день посылаем разведку, которая прокладывает дорогу в Европу - т.е.через Еловый Урал.
Разведка
Стр.22 Двоих послали на разведку, так как по книге Масленникова и Рубель мы должны были обнаружить одну разрушенную и одну приличную избу. Найденная же изба не могла быть ни одной из них, так как она была слишком мала и очень свежей постройки.
"Путешествия по Уралу" Масленников Евгений Поликарпович, Рубель Раиса Борисовна - это та книга, на которую ссылаются туристы
И да, это тот самый Масленников, руководитель поисковых работ и член маршрутной комиссии. (Книжку хотела купить/скачать - не получилось)
Масленников еще книжки писал, и не мало. По своей специальности тоже, и даже художественную, но нам интереснее про туризм:
Фотографии, предположительно сделаные группой 29 января 1959 года (Дед Мазая)
29 января задержать их могли наледи на реке, когда приходится каждые 10-15 минут останавливаться и чистить лыжи. Отсюда 5 км за ходовой день. Кроме того, мы не знаем, во сколько группа вышла.
Но, судя по дневнику неизвестного, довольно поздно:
30
С утра 17° - похолодало. Дежурные (повторно С.Колеватов т К.Тибо за вчерашний медленный сбор) долго разводили костер... Около 9-30 утра начался пассивный подъем
30.01.59 общий дневник
Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, потом и она кончилась. Шли целиной очень трудно, снег до 120 см глубиной. Лес постепенно редеет, чувствуется высота, пошли березки и сосенки карликовые и уродливые. По реке идти невозможно не замерзла, а под снегом вода и наледь, тут же на лыжне идем опять берегом. День клонится к вечеру, надо искать место для бивуака. Вот и остановка на ночлег. Ветер сильный западный, сбивает снег с кедра и сосен, создавая впечатление снегопада.
30.2.59 дневник Зины Колмогоровой
Идём по Ауспии айсерм. Мансийская тропка кончилась. Лес хвойный. С утра солнышко было, а сейчас айсерм. Весь день шли вдоль Ауспии. На мансийской тропке стали на ночлег.
30 января дневник неизвестного
Около 2-х часов останавливаемся на обед- привал. Корейка, горсть сухарей, сахар, чеснок, кофе, запасенное еще утром- вот наш обед. Настроение хорошее. Еще два перехода - пять часов - время остановки на ночлег.
Долго искали место, вернулись метров на 200 назад. Место прелестно. Сухостой, высокие ели, словом все необходимое для хорошего ночлега.
Фотографии, предположительно сделаные 30 января 1959 года
31 Общий дневник
Постепенно отделяемся от Ауспии, подъем непрерывный, но довольно плавный. И вот кончились ели, пошел редкий березняк. Мы вышли на границу леса. Ветер западный, теплый, пронзительный, скорость ветра подобная скорости воздуха при подъеме самолета. Наст, голые места. Об устройстве лабаза даже думать не приходиться. Около 4-х часов. Нужно выбирать ночлег. Спускаемся на юг в долину Ауспии. Это, видимо, самое снегопадное место.
(Я читала исследования Евгения Носкова, возможно, фотография сделана в другом месте. Но я уже все фото беру по Деду Мазая, пусть так и будет. Тем более, если брать фото не как привязку к местности, а как иллюстрацию записи дневника) Видимо, так выглядело место, с которого они повернули назад. И, внимание: не к реке Ауспия, а в долину Ауспии, к лесу.
Почему уже повернули? Потому, что плавный подъем превратился в плавный спуск.
Спустились и готовятся встать на ночлег. Ну, еще на пару метров в лес зайдут, но рюкзаки уже снимают.
И вряд ли они ушли на километр (Масленников), чтобы понять, что на склоне под ветром заночевать не получится.
31 января, вошли в лес (следующий кадр на пленке).
Заготовлены дрова, напилены но не наколоты (внизу слева) - очень похоже на бревнышки, но может это и не они; установлена палатка (вверху справа) Вот они, горе-дежурные, дежурили 29 и 30.
Сюда же относят кадры с пленки Х - утро на Ауспии. Я воздержусь.
31 января по Дед Мазая
Утро 31 или стоянка с 31 на 1?
Теоретически, т к это пленка Х, это может быть любое утро с 29.01 по 6.02, так как нет предыдущих и последующих кадров, не с чем выстроить временной ряд. (Уважаемая Фрида опять скажет, что место определено и все деревья и веточки посчитаны.) Допустим, однако:
«По некоторым предположениям, фотографии группы Дятлова, которые называют «Утро на Ауспии», были сделаны утром 29 января 1959 года не на А успии, а на Лозьве, после первой ночёвки дятловцев в палатке.
Нейросеть»
Но "всем понравилась" ночевка 30го. Возможно, это она.
А ведь это очень важно, узнать где сделаны именно эти снимки. Почему? Позвольте ненадолго сохранить интригу.
Говорят, что ребята возможно сбились с пути. Однако по крайней мере двое - Дятлов и Кривонищенко - прекрасно ориентировались на местности. Зина имела грамоту по спортивному ориентированию. Золотарев, как инструктор по туризму и человек, окончивший спецфакультет тоже умел находить дорогу по карте и компасу.
Поэтому я не думаю, что они пропустили Ауспию. Даже если учесть, что там крохотный заваленый снегом ручеек.
Обратимся к показаниям Риммы Сергеевны Колеватовой. В частности, вот этому кусочку из протокола допроса:
Заместитель председателя спортивного клуба при УПИ т. Мильман, узнавший от третьих лиц о том, что у меня была карта со схемой маршрута перед отправлением группы в поход, позвонил моей сестре Нине Сергеевне Анисимовой с просьбой доставить карту, по которой можно было бы начать поиски. Но эту карту мой брат Александр взял с собою в поход. Карту эту брату дал Игнатий Фокич Рягин, заместитель начальника треста «Гипромедьруда» (если я не ошибаюсь в названии), наш знакомый. Он знал те места и беседовал с братом о предстоящем походе. После звонка из турклуба УПИ И. Ф .Рягин по нашей просьбе по памяти восстановил маршрут и нанес его на карту, которую я лично 19 февраля передала полковнику Ортюкову (он первым вылетел на поиски группы).
Обратите внимание - карта не у Масленникова, а у Ортюкова. Именно для организации поисков. Скорее всего, и Масленников и прокуроры эту карту видели. И ее могли даже приобщить к делу. А после его закрытия уничтожить с другими вещдоками (как рассказывал Иванов), в том числе с кроками.
Продолжение следует...