Это авторско-режиссерская страница, обобщающая опыт. Создана исключительно в рамках подготовки ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМЕДИЙНЫХ АКТЕРОВ в жанрах эксцентрики и буффонады (большей частью – клоунады).
1.
Сколько предметов обязан освоить будущий клоун?
В теме «Обучение клоунов» - это здесь:
https://www.ruscircu...showtopic=22883
указывает более 50-ти, (если считать подвиды). Еще раз – БОЛЕЕ ПЯТИДЕСЯТИ предметов! Утомит даже сам перечень. Его составили «методисты» (читай – теоретики, что самолично не выходили на сцену, а именно – не практиковали ни один из жанров комического).
Так сколько же предметов необходимо освоить на самом деле? Чтобы приобрести профессию и добиться успеха? Три! Еще раз – ТРИ! И четвертый, если решитесь обратиться к такой редчайшей из специализаций (практически исчезнувшей в нашем времени), как «Буффонада».
Когда-то ГУЦЭИ (московское цирковое училище) отводило на подготовку клоуна 4 года. Предметов было на порядок меньше, чем в руководстве 20хх года, но тоже изрядно. Не буду их перечислять, но отдадим должное - система, пока в ней были профессионалы, работала.
(Сегодня – не странно ли? - прием на «отделение клоунады» в ГУЦЭИ, уже несколько лет как, закрыт. Клоунов больше не готовят. Почему? Отсутствием специалистов? Деградацией самого жанра?.. И опять-таки – почему? Кто виновен? Вопрос остается открытым…)
Я возьмусь выпустить профессионального клоуна за 4 месяца, но при одном условии. Это должен быть «человек с улицы», который ничем подобным не занимался. Почему? Он не должен быть испорчен ни одной из «систем». (Или хуже того – самодеятельным подражанием навязываемым образцам!) Переделывать в разы сложнее. Возраст не имеет значения (но чем старше – тем лучше). Если выигрышно типажен, готовить проще. Если нет – «типажность» создается. Четырех месяцев, после которых (уже актер!) достигнет уровня, чтобы подписать свой первый профессиональный контракт на исполнение, вполне достаточно. Два месяца из них - освоение трех крайне важных предметов, два - постановка образа и создание репертуара.
Что до остального…
Человека делает не образование, а самообразование. Образование – засидевшийся гость, ум – хозяин. Образование не есть развитие ума. Оно – наполнение и дисциплина подчинения авторитетам. Заполняя (засоряя!) по большей части ненужным, дисциплинирует «быть таким как все» (когда необходимо стать исключением). Ум способно развить лишь самообразование, потому как здесь разум выбирает сам, по приметам ищет кратчайшие и наиболее верные дороги.
Что следует знать… Профессия существует, но не создано ни одного учебника клоунады» (методического руководства), и именно практиком, кто добился исключительных успехов в предмете, его представляя и развивая. Того самого учебника, в котором сводился бы практический опыт, рекомендовались действующие рецепты подготовки и самоподготовки через рекомендации тех, кто создавал на основе собственного подхода опять-таки собственный (авторский!) репертуар, улучшал чужой (доводил его до эталона) и оттачивал классический…
/Этой заметкой начинаю серию размещений, доказывающую сказанное.
С уважением, Александров В.А.
И повторюсь. Я гарантирую подготовку полностью готового (с репертуаром!) клоуна-коверного (проще пару, но сложнее тройку) за 4 месяца (2 и 2 с перерывом между) на условии отрыва от других предметов (кроме натаскивания!), а желательно и самого образа жизни… Почему в этом уверен? Уже делал. Сегодня, с обретением в разы большего опыта (багажа), вижу - можно сработать гораздо быстрее./
2.
Какие гарантии? Чем и как может быть застрахован ученик?
Работа педагога не должна оплачиваться. Разве писателю платят за процесс написания книги? Нет, ему платят за «конечный результат» - каков успех, получилась ли книга, будут ли ее покупать. Его перспективы – авторские и «прокатные» (включая дополнительные тиражи и заказы на продолжение, ввиду успеха предыдущей «книги»).. Лишь на таких условиях можно создать ответственность за отнятое время жизни «ученика», стимулируя полную отдачу того, кто за него возьмется.
Штатный педагог «мастерства актера» может быть одаренным (но недалеким), проходимцем (сосуном, отбывающим часы), ремесленником (подельщиком) и - спаси нас всех! – рабом спущенных и утвержденных методических указаний по актерской подготовке.
Сегодняшнее время любопытно тем, что ученик может выбрать учителя, исходя из разумения – у кого приобретет больше. Но количество знаний о предмете, не говорит ни о качестве этих знаний, ни их практической пользе. Нелегкий выбор. Не в том дело, что выбор далеко не всегда и представляется, если человек поступает в учебное заведение, подписывая с ним «условный контракт» на отнятие столь драгоценного времени с неизвестным результатом. Отсутствие гарантий результата возлагается ответственностью на выпускника, а не на тех, кто его обучал. Это касается всех заведений.
Отсутствие качества обуславливается и тем, что у педагога много учеников, когда должно быть обратное. У одного ученика, на условиях когда он «штучный товар», должно быть «много педагогов» (точнее - достаточное), чтобы заниматься им и только им, согласуя меж собой действия и выбирая стратегию.
Клоун (комедийный актер) – это цельное произведение. Это – «книга», «фильм», а еще точнее – успешный сериал. Суть в том, что над сериалами давно уже работают команды. Кто-то пишет канву сюжета, кто-то его дорабатывает, расширяет, отдельные авторы пишут диалоги, отдельные работают над «образами», попутно создают, согласующиеся с ним «гэги» (поступки, раскрывающие и подчеркивающие черты характера), и все ищут «контрасты» - неожиданности для зрителя. Пусть зрелище, поставленное на поток, предоставляет фантазию подчас переизбыточную (зрителю уже нет необходимости что-то додумывать, а лишь жевать попкорн), но востребованную. «Качество продукта» гарантировано.
На условиях, когда нет такой команды, будущему комедийному актеру (что твердо намерен достичь высот в выбраной профессии), следует обратиться к практику-универсалу (единовременно педагогу «мастерства актера», «режиссеру-постановщику» и «автору репертуара»). Но есть еще один вариант. О нем позднее…
3.
Простота сложного пути.
Здесь и далее о проверенных методиках. Замахивайтесь на большее, меньшее само в руки упадет.
Парадоксально, но проще создать оригинальный клоунский СПЕКТАКЛЬ, чем обеспечить репертуарный лист клоунской паре. Еще сложнее создать солиста. А именно клоуна-одиночку. В спектакль сгодится все, там найдется место любым обрезкам, «незавершенкам». Но выходы клоунов (в программе), за редким исключением, должны быть цельными законченными произведениями. Вот это, полностью принадлежащее «исполнителю» (пока того не обокрали конкуренты), сделанное исключительно под него и для него, создавать не в пример сложнее.
Мы начали со спектакля под заказ (новогодний), и лишь затем, когда потребовались отдельные дивертисментные выходы, порезали его на куски, в ряде случаев получив законченные, логически выверенные, произведения. Но их пришлось дорабатывать. В спектакле они не имели ярко-выраженных «завязок-развязок» - это были попросту тематические, сцепляющиеся между собой логикой происходящего, наборы гэгов (комедийных трюков). Обкатываясь на публике, они получали продолжения, а случаем и ударные концовки, после чего и превращались в отдельные клоунады и репризы. Если бы мы начали с постановки (изобретения) отдельных произведений, работа бы застопорилась.
В чем прелесть работы независимым клоунским коллективом (по определению – «мини-театром»). Можно моментально внедрять-проверять самые бредовые идеи и находки, вводя их в канву спектакля. Не прошло? В мусорное ведро или в запасники (до следующего раза)! Новое, непроверенное, прятали в среде «старого», подпирая с боков «верняками». В условиях спектакля разрешено провалить фрагмент (эксперимент), ведь целое останется в неприкосновенности и вытащит, о сбое забудут. Манежные клоуны (дивертисментных программ) таких щедрых возможностей лишены. И со временем становятся трусоваты. Решиться проверить что-то (провести эксперимент) им становится все сложнее и сложнее. «Творческая Фантазия» уже не про них. Важнейший из предметов не развивается. Они держатся за свои «верняки», ничего не меняя, десятилетиями.
Наш репертуар создавался и улучшался принципами коллективного творчества. В условиях проката цирковых программ такой свободы творчества достичь нереально. А это значит, что и не получить нужной школы.
(Типичный пример – клоун Анатолий Марчевский. Как начал с образа подростка со своим "озорным подростковым репертуаром", так и доподростился с ним, репертуаром и образом, до пенсии…)
Говоря же о такой легендарной клоунской паре - Юрии Никулине с Михаилом Шуйдиным, можно говорить о «лаборатории смеха». Прослеживая их путь, мы видим, что они обновляли репертуар, и шедевры собственного времени появлялись с завидной регулярностью. Однако, от Юрия Никулина, который выступал главной действующей в этом дуэте (репертуар), не оставлено записей о пружинах собственной фантазии, словно он не понимал их сам, хотя выступал, как известно, главным гэгменом в комедиях Леонида Гайдая. Принцип сочинения гэга и моделирования становится ключевым в одном из трех обязательных предметов обучения комедийного актера. Назовем его - «Творческая Фантазия». Но предмет потребует серии отдельных тем. Пока же поговорим об ином…