Найти в Дзене
Qub

Папирус Эберса: Древнейшая Медицинская Энциклопедия. Что знали врачи фараонов 3500 лет назад?

Добро пожаловать в мир древнеегипетской медицины! Сегодня мы погрузимся в один из самых удивительных и важных документов в истории человечества – Папирус Эберса. Это не просто старый свиток, а самая объемная и хорошо сохранившаяся медицинская энциклопедия древнего мира, дающая нам беспрецедентное понимание знаний и практик врачей времен фараонов. Готовы к путешествию во времени? Только факты, даты и научно подтвержденные данные!

Georg Ebers
Georg Ebers

1. Основные Сведения: Что, Где, Когда?

  • Название: Получил имя по имени своего первого владельца в новое время – немецкого египтолога Георга Эберса (Georg Ebers), который приобрел его в Луксоре в 1873 году.
  • Дата создания: Папирус датируется периодом Нового Царства, примерно 1550 годом до н.э. (приблизительно 18-я династия, правление фараона, возможно, Аменхотепа I). [Источник: Датировка по палеографии и упоминаниям, общепринятая в египтологии].
  • Происхождение: Скорее всего, создан в Фивах (современный Луксор), крупнейшем религиозном и культурном центре того времени. Найден, по всей видимости, между ног мумии в фиванской гробнице.
  • Современное место хранения: Библиотека Лейпцигского университета, Германия (Leipzig University Library, Inventar-Nr. Papyrus Ebers). [Источник: Официальный сайт библиотеки Лейпцигского университета].
  • Физические характеристики:
    Длина:
    Около 20.23 метров – это самый длинный из сохранившихся древнеегипетских папирусов.
    Ширина: Около 30 сантиметров.
    Форма: Свиток, состоящий из 108 листов, склеенных в единую полосу.
    Письмо: Написан иератическим письмом (скорописная форма иероглифов) черными и красными чернилами. Красным выделены заголовки разделов, рецептов, ключевые слова (например, дозировки, слова "знай!" или "другой рецепт"). [Источник: Физическое описание по данным хранителей папируса и публикациям].

2. Содержание: Энциклопедия Древней Медицины

Папирус Эберса – это не просто сборник рецептов. Это систематизированный трактат, охватывающий множество аспектов медицины:

  • Объем: Содержит 877 отдельных разделов (параграфов), описывающих болезни, симптомы, диагнозы, прогнозы и методы лечения.
  • Структура (примерная): Хотя строгой современной систематизации нет, папирус условно делится на разделы, посвященные:
    Внутренние болезни: Заболевания желудка, кишечника, сердца, печени, мочевыводящих путей, диабетоподобные состояния, глистные инвазии.
    Дерматология: Кожные болезни, опухоли, нарывы, ожоги, облысение, проблемы с ногтями.
    Офтальмология: Болезни глаз (очень подробно!).
    Гинекология: Женские болезни, контрацепция, тесты на беременность и определение пола будущего ребенка.
    Стоматология: Зубная боль, абсцессы, шатающиеся зубы (один из древнейших текстов по стоматологии!).
    Хирургия: Лечение ран, переломов (включая шинирование!), ожогов, опухолей, абсцессов. Описаны инструменты.
    Паразитология: Описаны аскариды, солитеры, острицы и методы избавления от них.
    Психиатрия и неврология: Состояния, похожие на депрессию, истерию, эпилепсию, мигрень.
    Косметология: Средства для ухода за кожей, удаления морщин, окрашивания волос, борьбы с запахом пота.
  • "Сердце" в понимании египтян: Папирус содержит знаменитый отрывок (параграф 855), описывающий сердце как центр системы сосудов, по которым движутся кровь, воздух, слезы, моча, сперма. Хотя понимание кровообращения было неполным, признавалась связь пульса с состоянием сердца. [Источник: Ebbell B. The Papyrus Ebers: The Greatest Egyptian Medical Document. 1937; переводы основного текста].

3. Методы Лечения: Разум и Магия в Сплетении

Медицина Древнего Египта представляла собой сложный синтез эмпирических (опытных) знаний и магико-религиозных практик.

  • Рациональные подходы:
    Диетология:
    Использование определенных продуктов для лечения.
    Фармакология: Огромное количество рецептов (более 700!). В них упоминаются сотни ингредиентов:
    Растительные: Алоэ, мак (опиум), клещевина (касторка), финики, лук, чеснок, можжевельник, мирра, ладан, кориандр, мята, полынь.
    Минеральные: Сода, поваренная соль, сульфат меди (медный купорос), свинцовые белила, глина, оксид железа (охра).
    Животные: Мед (сильный консервант и антисептик), молоко (особенно ослиное), жир различных животных (бычий, гусиный, змеиный, крокодилий), кровь, печень, экскременты (мускус цибетин от циветт, помет мух, навоз).
    Хирургия: Обработка ран (медом, жиром, запекшейся кровью), наложение швов (льняными нитями), вправление вывихов, шинирование переломов (деревянные дощечки, льняные бинты, пропитанные затвердевающей смолой – прообраз гипса!), прижигание, удаление поверхностных опухолей.
    Диагностика: Тщательное наблюдение за симптомами (цвет кожи, состояние глаз, характер болей, выделений), пальпация, измерение пульса (хотя без понимания кровообращения), оценка дыхания.
  • Магико-религиозные практики:
    Заклинания и молитвы:
    Часто предваряли или сопровождали лечение. Обращения к богам (особенно Тоту, Исиде, Хатхор, Сехмет, Бесу) и демонам, считавшимся причиной болезней. Пример: Заклинания против "ползучего зверя" (глистов) или мигрени.
    Амулеты и обереги: Использовались для защиты от болезней и злых духов.
    Сны: Иногда рассматривались как диагностический инструмент или способ общения с божеством.
  • Важное замечание: Магические и рациональные методы не противопоставлялись, а дополняли друг друга в рамках единой системы мировоззрения. Врач (swnw) мог также быть жрецом (wab).

4. Уникальные Аспекты и Открытия

  • Первое описание опухолей: Хотя без понимания их природы, опухоли описываются и классифицируются.
  • Сердечно-сосудистая система: Представление о сердце как центре сети сосудов (metu), по которым движутся жизненные субстанции, было передовым для своего времени.
  • Мигрень: Содержит одно из древнейших подробных описаний мигренозной головной боли.
  • Депрессия: Описаны состояния, очень похожие на клиническую депрессию.
  • Тест на беременность: Описан метод, где женщина мочилась на зерна ячменя и пшеницы; прорастание ячменя предвещало мальчика, пшеницы – девочку, отсутствие роста – отсутствие беременности. Интересно, что современные эксперименты показали некоторую эффективность из-за содержания эстрогенов в моче беременных. [Источник: Ghalioungui P. et al. Food & Nutrition Bulletin, 1983].
  • Контрацепция: Приводятся рецепты пессариев (например, из помета крокодила и кислого молока) и спринцеваний, направленных на создание барьера или кислой среды.

5. Научное Значение и Изучение

  • Расшифровка и публикация: Первую полную публикацию с иероглифической транскрипцией, переводом на немецкий и комментариями осуществил Герман Грапов (Hermann Grapow) в серии "Grundriss der Medizin der alten Ägypter" (1954-1973). Классический английский перевод (хотя и с некоторыми неточностями по современным меркам) выполнил Бенгт Эббелл (Bendt Ebbell) в 1937 году. [Источник: Grapow H. et al. Grundriss der Medizin der alten Ägypter; Ebbell B. The Papyrus Ebers].
  • Ключ к пониманию: Папирус Эберса – основной источник наших знаний о медицине Древнего Египта наряду с другими папирусами (Эдвина Смита, Кахуна, Херста, Лондонский медицинский и др.).
  • Наследие: Демонстрирует высокий уровень эмпирических наблюдений и систематизации знаний древнеегипетскими врачами. Многие растительные компоненты их рецептов действительно обладают фармакологическими свойствами (антисептическими, противовоспалительными, слабительными и т.д.), подтвержденными современной наукой.
  • Современные исследования: Папирус продолжает изучаться:
    Филологами: Уточнение переводов, понимание терминологии.
    Историками медицины: Анализ концепций болезней, эффективности методов.
    Фармакологами и химиками: Изучение состава рецептов и их потенциального действия (этнофармакология).
    Археоботаникам/археозоологам: Идентификация растений и животных, упомянутых в рецептах.

Заключение: Мост через Тысячелетия

Папирус Эберса – это не просто артефакт. Это живое свидетельство интеллектуальных достижений древней цивилизации. Он показывает нам, что врачи времен фараонов были внимательными наблюдателями, систематизаторами знаний и практиками, использовавшими все доступные им средства – от природных лекарств и хирургических приемов до магических заклинаний – для борьбы с болезнями. Изучение этого папируса позволяет не только понять истоки медицины, но и оценить сложность и глубину древнеегипетской науки. Он остается бесценным источником, мостом, соединяющим нас с медицинской мыслью, зародившейся более 3500 лет назад.