Найти в Дзене

Забытая героиня Битвы за Москву

Я вот сколько преподаю историю, имя этой женщины не слышала никогда. Хотя сама всегда даю список фамилий героев первых пятилеток сдающим экзамены по истории в 11 классе. Кто она - Зинаида Троицкая? Зинаида Петровна Троицкая. Фото из открытых источников интернет Это имя я встретила, когда искала материал о музее Московского метрополитена. Она была его первым директором. А потом просто захотелось о ней узнать больше. Потому как вот этот плакат 1939 года можно считать её официальным портретом. Советский плакат, изображающий Зинаиду Троицкую на паровозе ФД20 Ленинской железной дороги (1939 год) В Советском Союзе, формально провозгласившем курс на расширение прав женщин, долгое время сохранялись гендерные ограничения на работу в метро или на железной дороге. Однако с 1940-х по 1980-е, чуть меньше полувека, женщины руководили составами и целыми депо. Всё это было достигнуто благодаря Зинаиде Петровне Троицкой. Рассказывая о себе Зинаида Петровна всегда смеялась, что родилась в депо. Ей не ве

Я вот сколько преподаю историю, имя этой женщины не слышала никогда. Хотя сама всегда даю список фамилий героев первых пятилеток сдающим экзамены по истории в 11 классе.

Кто она - Зинаида Троицкая?

Зинаида Петровна Троицкая. Фото из открытых источников интернет
Зинаида Петровна Троицкая. Фото из открытых источников интернет

Это имя я встретила, когда искала материал о музее Московского метрополитена. Она была его первым директором. А потом просто захотелось о ней узнать больше. Потому как вот этот плакат 1939 года можно считать её официальным портретом.

Советский плакат, изображающий Зинаиду Троицкую на паровозе ФД20 Ленинской железной дороги (1939 год)
Советский плакат, изображающий Зинаиду Троицкую на паровозе ФД20 Ленинской железной дороги (1939 год)

В Советском Союзе, формально провозгласившем курс на расширение прав женщин, долгое время сохранялись гендерные ограничения на работу в метро или на железной дороге. Однако с 1940-х по 1980-е, чуть меньше полувека, женщины руководили составами и целыми депо. Всё это было достигнуто благодаря Зинаиде Петровне Троицкой.

Рассказывая о себе Зинаида Петровна всегда смеялась, что родилась в депо. Ей не верили, воспринимали эту фразу, как нечто символическое. Однако, это просто было реальностью. Её отец занимался ремонтом паровозов, а мать трудилась табельщицей в депо Москва-Сортировочная. И родила она дочь прямо на рабочем месте – почти под стук колёс 8 марта 1913 года. В единственной дочке родители души не чаяли. Она просто выросла в депо, и паровозные гудки сопровождали девочку всё детство. В годы Гражданской войны Зина с матерью ездила за отцом, служившим в армии. Саратов, Царицын, Калач, Ростов-на-Дону - и всюду по железным дорогам.

Школу Зинаида окончила в 15 лет, и отец посоветовал поступать в ФЗУ при депо станции Москва-Пассажирская, учиться на слесаря по ремонту паровозов. В жизни это пригодится, философски заметил он. Правда, грезила она поначалу о дальних плаваниях, о морях и океанах...

Но в училище её приняли неохотно, профессия слесаря-ремонтника считалась сугубо мужской. В группе оказалось 12 парней и лишь одна она девушка. В училище их группу прозвали "чёртова дюжина".

Учиться ей нравилось. Зинаида упорно зубрила названия частей локомотива и даже повесила в комнате разрезную модель паровоза. На выпускной экзамен, куда нужно было принести собственноручно изготовленный инструмент, она решилась делать сложный французский ключ (так называют разводной гаечный ключ, у которого расстояние между плоскостями регулируется вращением гайки). Все отговаривали - слишком сложно, не успеешь! - но она не боялась трудностей и заработала высший балл.

Фото из открытых источников интернет
Фото из открытых источников интернет

Группу направили в депо Москва-сортировочная, на всю страну известное как родина "великого почина" – первого коммунистического субботника. Чтобы освоить ремонт паровозов, Зинаида решила поработать на всех участках. Не считала она зазорным поучиться у опытных слесарей.

"А потом по инициативе узлового комитета ВЛКСМ комсомольцы нашего депо стали брать "на штурм" ремонт паровозов, – рассказывала Троицкая. – С радостью оставались после работы, нередко до следующего утра, чтобы вовремя выпустить локомотив. И как-то у нас родилась мысль: на паровозе, отремонтированном по примеру участников первого субботника, отвезти в далёкую Ферганскую долину состав с промышленными товарами. А оттуда привезти хлопок для московских текстильщиков. Паровоз отремонтировали, и комсомольцы Затилов, Масленников, Селемихин повели поезд…"

***

Можно, конечно, сейчас написать, что девушка так хотела быть машинистом, что стала добиваться этого всеми силами. И это будет абсолютной правдой. Только вот вопрос: почему это стало для неё идеей-фикс? Была довольна своей профессией слесаря, а потом вдруг - хочу быть машинистом?

Всегда на уроках смеялась, говоря, что у прогресса есть два двигателя: мужская лень и женская любовь... Ну не пишут, что Зинаида влюбилась. Ну не пишут. Это же личное. Но личное очень часто перерастает во что-то другое. Как в её случае. Ещё на последнем курсе училища девушка влюбилась в помощника машиниста Павла Масленникова. Но роман закончился, так и не начавшись: в 1927 году Масленникова вместе с другими комсомольцами по призыву партии направили строить Турксиб - Туркестано-Сибирскую магистраль.

Зинаида мечтала отправиться на восток вместе с любимым, но комсомольское начальство было неумолимым: на стройке Турксиба нужны машинисты, а не девчонки! И тогда Троицкая решила сама стать машинистом, хотя в те годы женщин к паровозам старались вообще не подпускать.

***

Она чувствовала в себе силы водить составы, а уж о желании и говорить было нечего. Несмотря на противодействие начальства, она добилась, чтобы её в 1930 году приняли на курсы помощников машиниста. Занятия шли по вечерам - после 12-часовой рабочей смены. Троицкая досконально знала устройство паровоза и выпускные экзамены в итоге сдала на отлично – единственная с курса. За направлением, которое вручали вместе с дипломом, Зинаида шла как на праздник, в белом батистовом платье. Но её оставили в ремонтниках. Основание - постановление Наркомтруда: работа на паровозе для женщин считалась "особо вредной". 

Она даже заплакала от обиды. Однако, поостыв, решила не отступать. У Зинаиды насчет этих ограничений имелось совсем другое мнение: "Пусть те, кто не может, не работают, а ко мне это не относится". О том, что Зинаида Троицкая хочет управлять паровозом, в депо Москва-Пассажирская знали все. Она подходила со своей просьбой к начальнику депо, к мастерам, к машинистам, обращалась в комсомольскую организацию. Там ей выбили ещё один экзамен на профпригодность. 8 марта 1935 года Троицкая была приглашена в управление железной дороги, где перед комиссией успешно сдала экзамен, став таким образом первой в СССР женщиной-машинистом локомотива. Правда, машинист, с которым Зинаиду послали на первую смену, отказался брать её с собой, заявив, что такие помощники ему не нужны.

Один из самых опытных и уважаемых сотрудников депо Андрей Ермолаев сам пришёл к начальству и попросил назначить Зинаиду именно к нему в помощники машиниста, увидев, что, хотя опыта у неё нет, но теорию она знает безупречно и по-настоящему хочет работать. Ездили они по маршруту Москва-Рязань.

Только через 4 года Зинаида Троицкая получила свой паровоз. Девушке доверили маневровый паровоз ЧН-394 ("четырёхпарка" конструкции Нольтейна, построен Путиловским заводом в 1899 году), который, однако, среди машинистов депо пользовался дурной славой из-за сложностей в управлении.

Маневровый паровоз ЧН-394 Фото из открытых источников интернет
Маневровый паровоз ЧН-394 Фото из открытых источников интернет

Причина заключалась в том, что на нём была применена компаунд-машина, которая в середине 1930-х уже являлась редкостью (большинство паровозов имело простую паровую машину), однако Зинаида Троицкая освоила управление этим "старичком". Её машину прозвали "женским паровозом", но этот старичок поддерживался в чистом состоянии и даже мог тянуть составы вдвое тяжелее своей нормы. Вскоре руководство депо оценило результаты работы девушки-машиниста и перевело её уже на магистральный локомотив - пассажирский З.104 (тип 2-3-0), который сама Зинаида прозвала "зайкой".

Зинаида Троицкая у паровоза З.104. Фото из открытых источников интернет
Зинаида Троицкая у паровоза З.104. Фото из открытых источников интернет

З.П. Троицкая с её бригадой самостоятельно выполняла мелкий ремонт и даже добилась результата в 22 416 километров межпромывочного пробега что на тот момент считалось уникальным достижением.

В 1936 году на девушку-машиниста обратил внимание Пётр Кривонос, а 4 апреля Зинаида Петровна Троицкая была награждена Орденом Ленина. В том же году она в 23 года стала машинистом первого класса и без отрыва от производства смогла выучиться и получить высшее образование на инженера-механика; тогда же в газете "Гудок" вышла статья "Женщина- на паровоз", в которой Зинаида призывала женщин идти работать машинистами и помощниками машиниста, которых в то время наблюдался дефицит из-за возросшего объёма перевозок.

Нарком путей сообщения Лазарь Каганович писал в приветственной телеграмме Зинаиде Петровне:

"Ваш почин опровергает лживую, вредную теорию, будто женщины не могут быть машинистами, и практически подтверждает, что женщина при желании справится с работой на паровозе не хуже мужчины"

Когда Ольга Дейнеко рисовала плакат "Женщина, на паровоз!", машинистку на нём она изобразила похожей на Троицкую.

Фрагмент плаката О.Дейнеко
Фрагмент плаката О.Дейнеко

К 1939 году уже до 300 тысяч женщин работали на "мужских" железнодорожных профессиях; в составе локомотивной бригады самой З.П. Троицкой помощником машиниста стала Анна Кошкина, а кочегаром - Мария Федосеева. Первым поездом первой в стране женской бригады стал тяжеловесный состав до станции Куровская, при этом уже после опробования тормозов и перед самым троганием поезда в контрбудке оказался инженер технического отдела Павел Масленников, который, однако, со смехом был тут же прогнан.

В Куровскую поезд прибыл с опережением графика на 1 час 17 минут; это достижение было отмечено статьёй в «Гудке».

В октябре 1938 года бригада Троицкой от перрона Казанского вокзала отправилась в Ташкент. По радиорупорам пассажирам сообщили, что поезд обслуживается полностью женской бригадой, а паровоз ведёт машинист-орденоносец Зинаида Троицкая. Но вдруг ночью случился резкий толчок. Пассажиры возмущались и сетовали, что все-таки женщина не может управлять транспортом. Но к утру выяснилось, что З.П. Троицкая использовала экстренное торможение, потому что впереди на участке рабочие не закрепили после ремонта рельсы. Если бы не её внимательность, случилась бы катастрофа.

По возвращении Зинаиду Петровну встречали как героиню. Паровоз украсили лозунгом "Женщины, овладевайте техникой управления локомотивом!". Вскоре Совнарком исключил ряд железнодорожных профессий из списка запрещённых для женщин.

В том же 1938 году Зинаида Троицкая стала первой и единственной в мире женщиной-начальником железнодорожной магистрали - Московской кольцевой железной дороги (сейчас она известна под названием МЦК). Её звание звучало так: "генерал-директор тяги".

З.П. Троицкая на рабочем месте. Фото из открытых источников интернет
З.П. Троицкая на рабочем месте. Фото из открытых источников интернет

Осенью 1941 года в период битвы за Москву Московская окружная превратилась в прифронтовую, и по ней прошёл первый из трёх рубежей обороны. Железнодорожникам приходилось выполнять огромный объём воинских перевозок, а северное и казанское направления стали ключевыми при эвакуации людей и предприятий.

Изображение из открытых источников интернет
Изображение из открытых источников интернет

З.П. Троицкая на тот момент находилась на 8 месяце беременности, но при этом она регулярно объезжала дорогу с проверкой. Утром 16 октября возникла особенно опасная ситуация - Москву охватила паника. Когда Зинаида Петровна приехала на работу, она обнаружила, что в депо никого нет, тогда как надо было встречать прибывший с Урала воинский поезд и эвакуировать раненных. Тогда Зинаида Петровна, вспомнив прошлое, сама встала за управление паровозом, а её личный шофёр Чернов выполнял обязанности кочегара. Вдвоём они провели поезд по маршруту Курский вокзал - Серебряный Бор, выгрузили военнослужащих и забрали раненых. Там же были собраны девушки-машинисты и ремонтники и организована работа паровозных бригад. Только за ночь с 16 на 17 октября московские железнодорожники вывезли из столицы 100 поездов, на которых были эвакуированы 150 тысяч человек. А через месяц Зинаида Троицкая родила дочь Аллу.

В архиве сохранился любопытный документ. В ноябре 1943 года, накануне очередной годовщины праздника Октябрьской революции, народный комиссар путей сообщения СССР Лазарь Каганович направил на имя Сталина список 142 "особо отличившихся работников железнодорожного транспорта", кому предлагается присвоить звание Героя Советского Союза. Одной из первых была упомянута и Зинаида Троицкая. Её фамилию — единственную из всего списка — Сталин вычеркнул. И вместо неё вписал Кагановича. Почему Сталин так поступил — никому не известно. Возможно, генералиссимусу было неприятно любое напоминание о позорных событиях октября 1941 года и осознание того, что битву за Москву выиграли не чекисты с генералами, но беременная женщина небольшого росточка со стальным характером. https://life.ru/p/901422

***

Согласитесь, факт не просто интересный. Удивительный. Потому что потом ни в одном рассказе о Битве за Москву фамилии Троицкая мы не встретим! Вообще. Одни мужчины.

Но, между прочим, именно с её подачи стали формироваться автономные поездные бригады. Они состояли из кондуктора и смены машинистов, нередко на опасных участках к ним присоединялись несколько слесарей.

Автономная паровозная бригада 1942 г. Фото из открытых источников интернет
Автономная паровозная бригада 1942 г. Фото из открытых источников интернет

Что это давало? Ну, во-первых, поезд шёл без остановки на смену бригады. А во-вторых, зачастую в боевых условиях или в условиях беспрерывного обстрела на механизмах локомотивом производился ремонт прямо на ходу.

Следующим шагом стало сведение таких автономных бригад в паровозные колонны, первые 11 из которых были сформированы осенью 1941-го года под Москвой. Каждая паровозная колонна состояла из 30 однотипных локомотивов, имела свой передвижной штаб, свою передвижную реммастерскую, склад запчастей и личный состав в 427 человек.

30 однотипных паровозов в одной колонне означают, что при 90% поломок нужная запчасть найдется прямо в штабе, и ремонт сломавшегося локомотива займет не больше суток. Кроме того, у начальника колонны имеется локомотив «горячего резерва» для быстрой замены выбывшего паровоза. Поездная бригада сама могла устранять повреждения путей и техники, возникающие при перевозках, а также практически не зависела от особенностей прифронтовой инфраструктуры.

О том, как они работали можно посмотреть и на примере Московского сражения, и вспомнить про блокадный Ленинград, да и Сталинградское сражение также имеет примеры работы этих бригад.

Но... женщины тут ни при чём. Фамилия Троицкая - забыта. И вообще победу ковали наши мужчины...

Горько.

***

З.П. Троицкая. Фото из открытых источников интернет
З.П. Троицкая. Фото из открытых источников интернет

В 1944 году Зинаиду Петровну Троицкую назначили заместителем начальника Московского метрополитена. Он тогда входил в состав МПС. При З.П. Троицкой началось строительство четвёртой очереди московского метро, прежде всего Кольцевой линии.

Метродепо Северное 1935–1940,Россия, Москва, ЦАО, Красносельский район. Фото из открытых источников интернет
Метродепо Северное 1935–1940,Россия, Москва, ЦАО, Красносельский район. Фото из открытых источников интернет

В 1967 году она стала инициатором создания музея Московского метрополитена. Зинаида Петровна понимала как никто, что история метро должна остаться для всех, а не только для тех, кто его когда-то строил. Музей тогда расположили в небольшом помещении в наземном вестибюле станции метро "Спортивная".

В 1974 году 61-летняя Зинаида Петровна Троицкая ушла на заслуженный отдых, проработав в метро 30 лет. Она умерла в Москве в 1981 году.

***

Парадоксально, но в 1970-е годы, по сути, "заглохло" дело её жизни. В 1971 году Кодекс законов о труде снова запретил женщинам работать на железной дороге. Запрет сняли только в 2021 году.

Сегодня в архивах Московского метрополитена о З.П. Троицкой и её родственниках не сохранилось практически никаких сведений. Дело дошло до того, что в ответ на запрос журнала "Лайф" из пресс-службы метрополитена прислали копию заметки из газеты "Гудок" шестилетней давности: дескать, это вся информация, которой мы располагаем. Неудивительно, что сегодняшней молодёжи её имя ничего не говорит.

А жаль.

Один из источников - статья Владимира Чистова в газете "Гудок" https://gudok.ru. Ещё - статья Арсения Замостьянова уже в "Литературной газете" https://lgz.ru.

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!