Мы с вами в подмосковном городе Клину, в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П. И. Чайковского.
Всего лишь полтора года (с мая 1892 по октябрь 1893) прожил Пётр Ильич в этом доме 1870-х годов постройки, снимая его у мирового судьи В. С. Сахарова и мечтая однажды купить его.
Однако же до сих пор кажется, зайдя вовнутрь, что композитор лишь ненадолго вышел прогуляться и поймать вдохновение для своих новых произведений.
Клинская земля поистине приютила Чайковского в последние годы жизни и по-настоящему стала для него родной. "Я к Клину сам не знаю как ужасно привязался и не могу себя представить в другом месте...", - признавался композитор.
Поселиться под Москвой Пётр Ильич решил в 1885 году - тихие уединённые сельские места хорошо подходили для работы над музыкальными произведениями, а расположенная рядом железная дорога способствовала быстрому приезду в Москву или в Петербург при необходимости.
Первым подмосковным местом жительства Чайковского стало имение Майданово в окрестностях Клина. Здесь композитор снимал флигель с февраля 1885 по апрель 1888 годов.
Уже в 1886 году в Майданово по инициативе Чайковского была открыта школа - Пётр Ильич занимался не только собой и думал не только о собственной славе.
К сожалению, флигель, где жил композитор в Майданово, до наших дней не сохранился.
Также не дошёл до нас и дом Чайковского во Фроловском, тоже в окрестностях Клина, куда Чайковский переехал из Майданово весной 1888 года.
Сегодня на месте усадьбы Фроловское лишь памятный обелиск в честь Чайковского и остатки парка. Как-то про Фроловское я уже писал, ссылка будет в конце этой статьи.
В Майданово и во Фроловском Пётр Ильич очень много работал, нередко испытывая сильные переутомления.
Здесь были созданы оперы "Черевички", "Чародейка", "Иоланта", симфония "Манфред", увертюра-фантазия "Гамлет", балеты "Щелкунчик" и "Спящая красавица", ряд романсов и других произведений. Здесь было принято решение написать оперу "Пиковая дама" по Пушкину и эти планы последствии здесь же были воплощены.
"Жить в деревенском уединении, работать, много ходить и дышать чистым воздухом - вот условия, необходимые для моего благополучия".
В 1891 году композитор возвращается в Майданово, но годом позже, в мае 1892 года, перебирается на тогдашнюю окраину города Клина, в дом мирового судьи В. С. Сахарова. Этот дом после смерти Петра Ильича в 1893 году и станет музеем.
Несмотря на то, что дом Чайковского стоит поблизости от шоссе Москва-Петербург, в окружающем его парке царит тишина и покой.
Честно говоря, я даже не знаю, как они, эти покой и тишина, отсюда, из ныне довольно оживлённого города, ещё до сих пор не сбежали. Наверное, музейная атмосфера и огромная любовь сотрудников Музея к своему делу помогают остаться.
В парке хорошо в любое время года. И летом...
"Из дома чудесный вид, и при нём сад весьма достаточный. Может быть, впоследствии я его и куплю".
...и осенью.
Хочется включить что-нибудь из музыки Чайковского и неспешно прогуляться. Здесь, в Клину, как и в Майданово с Фроловским, было написано тоже немало: симфония №6, шесть романсов, восемнадцать пьес для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром №3 и другие мировые произведения.
Дом-музей П.И. Чайковского в Клину - старейший мемориальный музыкальный музей в России. Он создан по инициативе младшего брата композитора Модеста Ильича Чайковского и открыт уже через год после смерти Петра Ильича, в декабре 1894 года.
Чайковский жил на втором этаже. На первом жила семья его слуги Алексея Ивановича Софронова, а также находились кухня и столовая с террасой и выходом в парк.
"Мне необходимо, это я чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть - и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов".
В Доме-музее полностью сохранена бытовая обстановка последних лет жизни композитора, его личные вещи, библиотека и архив. Музей содержит около 200 тысяч предметов, включая фонды П. И. Чайковского и рода Чайковских.
"Мне дома хорошо, и заниматься я нигде не могу с такими удобствами, как здесь".
Изначально я подумал, не мешает ли такое обилие предметов жизни, работе и отдыху, но в целом в интерьерах 80-90-х годов 19 столетия так и было принято.
Стол покрыт скатертью из сукна с аппликациями в виде растительного орнамента. Это работа О.С. Чайковской, жены брата композитора Николая.
В центре - потрет горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795-1880), отца композитора. Под ним - сын сестры Александры Владимир Львович Дадывов (1871-1906), любимый племянник Петра Ильича, которому он посвятил несколько своих произведений.
Это кабинет-гостиная Петра Ильича. Тут книжные и нотные шкафы, письменный стол, большой кабинетный диван, гостиный гарнитур. Часть предметов была перевезена в Клин из Майданово и Фроловского - Чайковский любил при переездах сохранять атмосферу и обстановку прошлых домов.
В комнате выделяется рояль "Беккер", подаренный композитору владельцем фабрики музыкальных инструментов П.Л. Петерсеном в знак признательности. На нём Чайковский играл всё, написанное им за 8 лет обладания этим роялем. Нередко с приезжающими гостями он играл в 4 руки.
На фотографиях в кабинете-гостиной изображены дорогие композитору люди - его родственники, друзья, одноклассники по Петербургскому училищу правоведения, учителя, коллеги и он сам в наиболее торжественные и важные моменты жизни. В общем - на фотографиях почти весь жизненный путь Петра Ильича.
Над диваном в овальной раме - пианист, композитор, дирижёр, основатель первой русской консерватории в Петербурге и учитель Чайковского по классу инструментовки Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894).
В верхнем левом углу - брат, Модест Ильич Чайковский, стараниями которого Музей был сохранён для потомков.
Камин облицован голубым кафелем. На камине часы, купленные Чайковским в Праге в 1888 году, и два портрета. Слева - императрица Мария Фёдоровна (1847-1928), жена Александра III, с автографом (подарок императрицы в знак благодарности за посвящённые ей романсы) и сестра - Александра Ильинична Давыдова (1842-1891), которую Пётр Ильич очень любил.
Снова родственники, знакомые, друзья. Большое фото в центре - племянница Петра Ильича Татьяна Львовна Давыдова (1861-1887) на смертном одре. Ниже - близкий друг сестры композитора А.И. Дадыдовой Наталья Андреевна Плеская.
Крошечное фото ещё ниже - Надежда Филаретовна фон Мекк (1831-1894), меценатка, покровительница Чайковского, друг по переписке на протяжении 14 лет. Несмотря на то, что они никогда не виделись в жизни, Надежда Филаретовна регулярно присылала композитору деньги, чтобы никакая работа не отвлекала его от создания музыки.
Поющий петух - подарок Люсьена-Жермена Гитри, ведущего артиста французской драматической труппы Михайловского театра в Петербурге.
Несколько кружек-жбанов, подарков Чайковскому в Москве и в Одессе, а также настольная статуэтка - миниатюрная копия скульптуры А.Г. Эйфеля "Свобода", подарок композитору в США.
Спальня П.И. Чайковского.
Покрывало на кровати - работа племянницы композитора А.Л. Давыдовой-Мекк.
Домашние туфли Петра Ильича - работа его двоюродной сестры Н.В. Поповой.
Тут же в красном углу - икона Казанской Божией матери начала 19 века, подаренная композитору его крёстной, двоюродной сестрой отца Н.Т. Вальцевой, туалетный стол и стол с умывальными принадлежностями, полка и несколько картин.
Рядом с кабинетом-гостиной комната для гостей с двумя этюдами братьев Маковских, хороших знакомых Чайковского. Многочисленные гости Петра Ильича при посещении его дома останавливались именно в этой комнате.
Напротив комнаты для гостей - спальня Модеста Ильича, брата. Здесь находятся копии с картин Леонардо и Рафаэля. Модест Ильич был ценителем итальянского искусства, часто бывал в Италии и очень её любил.
К кабинету-гостиной примыкает небольшой балкон-фонарик с разноцветными стёклами. Одно из любимых рабочих мест Петра Ильича.
И его можно понять!
В 1899 годах по заказу Модест Ильича Чайковского и В.Л. Дадыдова к основному дому была сделана пристройка, в которой они жили в качестве хранителей музея.
Эта часть дома внешне отличается от тех комнат, что помнят Петра Ильича. Потолок и стены тут украшены досками с резьбой.
В пристройке располагается кабинет Модеста Ильича Чайковского, брата композитора. Портреты отца и брата Петра, письменный стол, шкаф с книжными и нотными собраниями, копии итальянских скульптур и гравюр.
Комната Владимира Львовича Давыдова, любимого племянника композитора, восстановлена в 1980-х годах. Здесь проводились музыкальные вечера.
Диван, портрет отца, дворянина Льва Васильевича Давыдова и мужа сестры Чайковского Александры Ильиничны, работы различных художников, стол с одной из последних фото композитора (март 1893 года) с дарственной надписью "Бобу для письменного стола".
На первом этаже сохранилась столовая, из которой можно выйти на террасу и в парк. В столовой Чайковский любил обедать, а завтракал и ужинал чаще всего у себя на втором этаже. При хорошей погоде летом обедали на террасе.
В этой комнате с 1919 по 1927 годы жил брат Петра Ильича Ипполит Чайковский. После революции он был на короткое время арестован, но быстро выпущен под предлогом возраста (хотя может новая власть всё же просто не решилась держать в заточении брата великого Петра Чайковского и таким образом тот был спасён). Ипполит Ильич переехал в Клин, работал в Музее, а также был талантливым резчиком по дереву.
В комнате видим ширму, изготовленную им, на которой выжжен рисунок по сюжету "Фауста" Гёте.
Ещё одна комната Музея посвящена Чайковскому-дирижёру. Тут же справа в витрине - личные вещи Петра Ильича (одежда, визитки, письменные принадлежности) и подарки от его поклонников.
При композиторе здесь жил его слуга Алексей Софронов.
В этой комнате привлекает внимание портрет Петра Ильича - увеличенная копия фотографии, сделанная в марте 1893 года. Это одна из последних фотографий Чайковского.
По рассказам фотографию сделали после концерта, когда поклонники творчества композитора посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли прямо в нём через весь зал. Затем его усадили в фаэтон и отвезли в фотостудию.
Тут же скульптурный портрет Чайковского (1892 год, И.Я. Гинцбург. Композитор сам позировал ему).
К дому примыкает несколько хозяйственных построек. Одна из них - флигель, в котором в 1930-40-х годах останавливались гости Музея - артисты Большого театра, композиторы, музыканты. Сегодня флигель используется как выставочное пространство.
"Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я всего более нуждался".
В 1916 году по завещанию Модеста Ильича Чайковского, дом, выкупленный им сначала на имя слуги композитора Алексея Софронова, а позже перепроданный племяннику Петра Ильича Владимиру Давыдову, перешёл в ведение Московского отделения Русского музыкального общества.
В первые годы советской власти он был национализирован, но сохранён в неприкосновенности. В годы Великой Отечественной войны сильно пострадал, но был тщательно восстановлен.
Будете в Клину, очень рекомендую посетить!
Фроловское (окрестности Клина). Монумент на месте дома Чайковского:
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. При желании автора всегда можно поддержать донатом - кнопка на главной странице канала.
Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!