Найти в Дзене
Чай с Романовой

Девушка, которая молчала 200 лет

История "Девушки с жемчужной серёжкой" — и почему мы всё ещё не знаем, кто она. Она смотрит на нас искоса. Как будто вот-вот скажет что-то важное — но не говорит. Картина Яна Вермеера, написанная в 1665 году, давно стала иконой. Её называют «северной Мона Лизой» — и не зря. Но за её хрупкой тишиной — настоящая головоломка. До сих пор никто точно не знает, кто позировал Вермееру.
Есть три версии:
— его жена,
— старшая дочь Мария,
— или служанка, жившая в их доме. Но правда в том, что, скорее всего… это вообще не портрет. Это — трони. В XVII веке в Голландии был моден жанр, где художники изображали не конкретных людей, а образы — в необычных ракурсах, в экзотических костюмах, с ярким светом и выражением.
«Девушка с жемчужной серёжкой» — как раз такой случай.
Неважно, кто она. Важно — что она чувствует в этот момент. Та самая жемчужина — не обязательно жемчуг.
Историки считают, что это могла быть капля венецианского стекла, покрытая лаком. Почему так уверены? Потому что настоящие жемчужи
Оглавление

История "Девушки с жемчужной серёжкой" — и почему мы всё ещё не знаем, кто она.

Она смотрит на нас искоса. Как будто вот-вот скажет что-то важное — но не говорит. Картина Яна Вермеера, написанная в 1665 году, давно стала иконой. Её называют «северной Мона Лизой» — и не зря. Но за её хрупкой тишиной — настоящая головоломка.

Кто она? Загадочная модель 👤

До сих пор никто точно не знает, кто позировал Вермееру.
Есть три версии:
— его жена,
— старшая дочь Мария,
— или служанка, жившая в их доме.

Но правда в том, что, скорее всего… это вообще не портрет. Это — трони.

Что такое "трони"?

В XVII веке в Голландии был моден жанр, где художники изображали не конкретных людей, а образы — в необычных ракурсах, в экзотических костюмах, с ярким светом и выражением.
«Девушка с жемчужной серёжкой» — как раз такой случай.
Неважно, кто она. Важно — что она чувствует в этот момент.

А что с серёжкой?

Та самая жемчужина — не обязательно жемчуг.
Историки считают, что это могла быть капля венецианского стекла, покрытая лаком. Почему так уверены? Потому что настоящие жемчужины такого размера в XVII веке были редкостью, да и весили бы больше, чем видно на картине.

Но разве это важно?
Серьга сияет. Девушка светится. Этого достаточно.

Италия, которой не было

Вермеер никогда не был в Италии. Но влияние итальянских мастеров в его работе — чувствуется. Поза девушки, поворот головы, композиция — всё это напоминает портреты Тициана и Рафаэля. Это Италия, которой он никогда не видел, но знал по репродукциям и рассказам.

Слава, которая пришла слишком поздно

Выставлялась ли картина при жизни Вермеера?
Скорее всего — нет. После его смерти она… пропала. На два века.
Лишь в 1881 году её купили за копейки на распродаже.
И только в конце XX века — началась настоящая слава.

В 2003 году вышел фильм
«Девушка с жемчужной серёжкой» — с юной Скарлетт Йоханссон в роли таинственной модели.
Это вольная история о том, как простая служанка по имени Гриет попадает в дом Вермеера — и становится его музой.
Фильм снят по одноимённому роману Трейси Шевалье. И пусть мы не узнаем, как всё было на самом деле — это тонкий, красивый взгляд на то, как могла родиться великая картина.

Реставрация и тайны фона

Фон картины долгое время считался зелёным.
Но после реставрации выяснилось: он был тёмным, почти чёрным.
Эта глубина сделала девушку ещё светлее — и ближе.

Где она сейчас?

Картина хранится в музее Маурицхейс в Гааге.
И если вам повезёт оказаться в Нидерландах — обязательно зайдите.
Но будьте осторожны: с этой девушкой легко зависнуть на полчаса.

История искусства — это не только про краски и холсты. Это про взгляды, которые остаются с нами навсегда.

Если вам понравился этот рассказ — подпишитесь на канал.
Каждую неделю — ещё одна картина с характером.