Начало здесь
Рассказав в предыдущем очерке про замечательный альбом Стена Гетца «Dynasty», я забежал вперёд, пропустив пару очень важных для его творчества лет из периода с 1969 по 1972 год, когда Стэн Гетц во второй раз переехал из Штатов в Европу. Тогда он поселился со своей семьёй в испанском городишке Марбелья.
Сейчас это фешенебельный курорт, испанский ответ Сан-Тропе, который иногда называют «особым местом для особых людей». Таких, например, как потомки аристократических европейских родов или представители арабских монархий. В 1969-ом году, когда в Марбелью от своих проблем «сбежал» Стен Гетц с женой и детьми, там всё ещё сохранялась атмосфера «деревенского» уклада. Это ощущение чего-то патриархального возникало, по-видимому, от того, что этот маленький городок, полный интересных и дружелюбных людей, располагал к отдыху, производил впечатление умиротворённости, что располагало к созерцательности и помогало забвению накопившихся с годами неразрешимых противоречий, порождённых лихорадочным образом жизни джазмена с её непредсказуемыми виражами.
До той поездки в Европу, Стен Гетц за целый год не провёл ни одной рекорд-сессии. Последний раз он был в студии 14 февраля 1968 года, когда записывал последние треки для альбома «Stan Getz Plays Bacharach And David - What The World Needs Now». И вот, 12 февраля 1969-го года Стен Гетц вновь перед микрофонами, но не студийными, а сценическими. В тот вечер он отыграл концерт для парижских любителей джаза, хорошо знавших и давно полюбивших нашего героя. На сцене его сопровождало мощное трио партнёров в составе: пианист Стенли Коуэлл (Stanley Cowell), басист Мирослав Витус (Miroslav Vitous) и барабанщик Джек Де Джоннетт (Jack DeJohnette). Молодые, дерзкие, но искушённые в своём деле профессионалы. Это был новый и очень амбициозный квартет, который, как всегда безупречный в своём вкусе, собрал Стен Гетц, твёрдый в своём намерении окончательно вернуться в лоно бибопа.
Майкл Г. Настос рецензируя работы этого квартета утверждает, что в тот период Стен Гетц руководил «группой, которая в совокупности, может быть, была самой талантливой командой из всех, что когда-либо аккомпанировали Стэну Гетцу». Стенли Коуэлл, пианист-вундеркинд, тяготевший в те годы к джазовому авангарду, обладал неслыханной техникой, был полон смелых новаторских идей и только что издал свой первый сольник «Blues for the Viet Cong», отражающий в стилистике фри-джаза, антивоенную тему, актуальную в те годы в свете протестов против вьетнамской войны. Когда Коуэлл появился на переполненной событиями нью-йоркской джазовой сцене 1960-х, он был многообещающим музыкантом в те непростые, стремительные времена, наполненные расовым и социальным недовольством. Городская и социальная революция, а также волнения и беспорядки, которые её сопровождали, во многом повлияли на мировоззрение многих музыкантов, участвовавших в движении свободного джаза. Коуэлл был частью этого движения, в которое входили такие музыканты, как Арчи Шепп, Мэрион Браун, Санни Мюррей, Рашид Али и другие фри-джазовые мастера, стремившиеся к справедливости. Как мы помним, в конце 1960-ых Стен Гетц близко соприкасался с авангардной тематикой, особенно заметной по его альбому «Sweet Rain». Так что Стенли Коуэлл пришёлся ко двору, заменив Чика Кориа, покинувшего своего босса в очень трудный для него момент.
Мирослав Витус к 1969-ому году уже искушённый басист, успевший поработать с такими асами джаза, как Майлс Девис, Кларк Терри, Херби Манн, к тому же записавший свой первый сольный проект в качестве лидера, несмотря на свою молодость. Виртуозная игра Витуса на контрабасе уже в 1960-ых поставила его в один ряд с такими выдающимися мастерами этого инструмента, как Скотт ЛаФаро, Нильс-Хеннинг Орстед Педерсен и Оскар Петтифорд. Альбом Now He Sings, Now He Sobs (1968), где Витус был сайдменом группы с Чиком Кориа на фортепиано и Роем Хейнсом на ударных, демонстрирует прекрасное чувство ритма басиста, его смелые новаторские ходы, а также интенсивность, находчивость и раскованность в роли импровизатора.
Джек ДеДжонетт, которого многие считают одним из величайших барабанщиков в современном джазе, уже тогда обладал широким диапазоном стилей, что в итоге сделало его динамичным саунд-продюсером и лидером нескольких джазовых групп. С 1960-х годов он поработал практически со всеми ведущими джазовыми исполнителями, включая Майлза Дэвиса, Херби Хэнкока, Орнетта Коулмана, Сонни Роллинза и других. Его разносторонним качествам в игре на барабанах помогало профессиональное мастерство клавишника: он десять лет учился игре на классическом фортепиано, прежде чем взялся за барабаны. А наибольшую известность он получил в качестве участника знаменитой в середине 1960-ых группы Чарльза Ллойда, где он вместе с шефом группы и с пианистом Китом Джарреттом создавал первые образцы мультижанрового сплава в стилистике джаза.
Так что эти трое как нельзя лучше подошли для продолжения линии, начатой Стеном Гетцем в 1967-ом, когда он работал над альбомом Sweet Rain, ставшим, как известно воплощённым обретением классического звучания Мастера на протяжении всей его карьеры: небольшие ансамбли, скромные форматы и задумчивые, неземные тона, которые мог создавать только он.
Обновлённый квартет Стена Гетца не оставил ни одной студийной записи, но много концертировал (в основном в Европе), благодаря чему сохранилось несколько концертных записей этого периода. Первой из них была запись парижского концерта, сделанная, как я уже сообщил выше, 12 февраля 1969 года. Однако увидела свет эта запись лишь в 1990-ом, когда на испанском лейбле Sarpe вышел CD - релиз с кратким названием «Stan Getz Quartet», содержавший 10 треков. В 1996-ом этот компакт-диск был переиздан на лейбле Laserlight Digital под названием «The Song Is You», а в 2001-ом под тем же названием на лейбле Lester Recording Catalog.
Имеется также и версия 1991-года, изданная итальянским лейблом Armando Curcio Editore под названием «Stan Getz - Dizionario Enciclopedico Del Jazz» (DEJ-02b). Вот трек-лист первоначально изданного релиза:
1. The Song Is You 5:51
2. O Grande Amor 6:02
3. For Jane 3:22
4. Dane's Chant 7:36
5. Major General 6:32
6. Folk Tune For Bass 5:11
7. Tonight I Shall Sleep / Desafinado 13:08
8. All The Things You Are 6:51
9. Summer Night 3:42
10. One Note Samba 1:58
Эти записи являются наиболее каноническим примером стиля и репертуара обновлённого квартета Стена Гетца образца 1969-го года. В треках этого релиза Стен Гетц, словно искусный канатоходец балансирует между несколькими эпохами своей карьеры. Он играет преимущественно в стиле, очень похожем на его работу времени «Sweet Rain», с удивительно насыщенными эмоциональными соло, наполненными болью и тоской. Но при этом в записи также присутствуют отголоски более раннего периода, когда Стен Гетц был признанным вождём босса-новы. Особенно это заметно в композиции «One Note Samba», в которой звучит вокал неназванной в оригинальном издании вокалистки. И только в титрах переиздания 2001-го года названо имя этой певицы. Это Флора Пурим (Flora Purim), чьё имя через 3 года станет знаменитым благодаря второму альбому Return To Forever, эпохальной фьюжн-группы Чика Кориа, который так бесподобно украсит голос Флоры Пурим.
Майкл Г. Настос в своей рецензии для портала Allmusic назвал этот релиз «спящим хитом», отметив как динамизм партнёров Стена Гетца, так и уверенное звучание самого лидера, который, сохранив некоторые мелодии босса-нова, когда то способствовавшие его восхождению к славе суперзвезды, позволяет в тоже время участникам своей группы исполнять собственные композиции, а так же и выступать соло. Вот выдержка из его рецензии:
«…С первых тактов заглавной композиции «The Song Is You» становится ясно, что происходит нечто особенное: экстраполированное вступление, дополненное фортепианной партией Коуэлла, расширяет тему, прежде чем она будет раскрыта и заявлена Гетцем. Не отступая далеко от своей стилизованной босановы, Гетц исполняет четыре песни Антониу Карлоса Жобима на фоне густых и жёстких басовых партий Витуса в «O Grande Amor» и «Summer Night», сочетая и сопоставляя контрастные подразумеваемые ритмы, созданные ДеДжонеттом, которому на тот момент было 27 лет, но он уже сформировал своё фирменное звучание. Барабанщик также сочинил короткую, милую и спонтанную балладу «For Jane» и разнонаправленную композицию «Major General», в которой басовая партия Витуса переходит в свинг и боп, настолько плотно, насколько это возможно, а ритм-секция наполнена кинетической энергией. Коуэлл написал «Dane's Chant» в свободном и плотном ритме 6/8, вставленном в 4/4, подобно теме Диззи Гиллеспи. Поскольку это запись под руководством Гетца, вы услышите ожидаемый плавный и округлый тенор, который он развил в 1960-х годах. Его спокойствие проявляется в более свободном настроении в джазово-босса-попурри «Tonight I Shall Sleep/Desafinado», в то время как в «All the Things You Are» он полностью и целенаправленно сдержан. Витус в свои 22 года играет соло без аккомпанемента, временами неуклюже или гармонически кисло, но гибко, быстро и разнообразно в «Folk Tune for Bass», демонстрируя мастерство, намного превосходящее его возраст. В двухминутном финале «One Note Samba» вокалист, имя которого не указано, поёт на смеси английского и португальского языков, что напоминает Флору Пурим, но, возможно, это был итальянский друг Гетца. «The Song Is You» — недостающее звено между не слишком удачным сотрудничеством с Биллом Эвансом и более современной музыкой для квартета, которую Гетц впоследствии исполнял с Кориа, Джимми Роулзом, Джоан Бракен или Кенни Бэрроном…»
Не соглашусь с Майклом Настосом только в том, что сотрудничество Стена Гетца и Билла Эванса было не очень удачным. Чтобы доказать обратное, достаточно вспомнить какое количество прекрасных записей оставило слушателям их совместное творчество. Их творческий союз скорее был непростым, поскольку каждый из этих двух титанов был гений, знавший себе цену и обладавший весьма сложным характером. Что и являлось причиной того, что их совместное творчество сопровождалось весьма непростыми обстоятельствами, не имевшими отношение к творческому процессу.
К сожалению, по той же причине и эта блестящая команда Стена Гетца, которой так восхищался Майкл Настос, недолго играла вместе. Каждый из молодых коллег Стена Гетца был яркой музыкальной личностью, и вместе им было тесновато. Так что обширного наследия эта группа после своего распада не оставила. Кроме вышеупомянутого концертного сета имеется ещё неофициальный релиз, изданный лейблом J For Jazz под названием «Stan Getz, Gerry Mulligan - Broadcasts: Never On LP Before» в середине 1970-ых. Судя по названию, на альбоме должны были звучать две радиопередачи-одна со Стеном Гетцем, вторая с Джерри Маллигеном. Однако согласно сведениям, приведённым на портале jazzdisco.org, на этой пластинке 1969-го года записан только квартет Стэна Гетца (Стэн Гетц — тенор-саксофон, Стэнли Коуэлл — фортепиано, Мирослав Витус — бас-гитара, Джек ДеДжонетт — ударные). По всей видимости, это запись радиоэфира. По крайней мере, это следует из названия релиза. Состав композиций:
A1) Stan's Blues
A2) Lorraine
A3) La Fiesta
B1) Lover Man
B2) Desafinado
B3) Con Alma
B4) Wave
И необходимо так же отметить, что в 2014 году лейблом Twilight Music был издан альбом «Jazz At Radio Rai: Stan Getz Quartet Live» с записью эфира радиопрограммы Via Asiago 10, в которой квартет Стена Гетца образца 1969-го года сыграл целый сет:
1. The Song Is You (Live).
2. O grande amor (Live).
3. I Remember Clifford (Live).
4. Matrix (Live).
5. Spring Can Really Hang You Up the Most (Live).
6. Folk Tone (Willinge By River) (Live).
7. Desafinado (Live).
8. Felicidade (Live).
К сожалению, сегодня записи этих сессий сложно найти. Слишком невелик был тираж релизов. Но по составу записанных композиций очень чётко прослеживается напряжённая работа Мастера в выборе текущего репертуара, в поиске того самого идеального сочетания стилей, которое «выстрелит» позже, с приходом 1970-ых.
Продолжение здесь