Время правления Н.С. Хрущева не зря называют «хрущевской оттепелью». Заметна она была и в сельском хозяйстве. 07.04. 1957года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об отмене обязательных поставок сельскохозяйственных продуктов государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих». Это стало большим облегчением для населения деревень.
Жизнь стала потихоньку налаживаться, все чаще пекли пышки на пшеничной, а не на ржаной муке. С 1954 года начали строиться новые или перестраиваться старые дома. В начале 50-х построил новый дом Гришакин Николай Лукъянович.
Кирпич для строительства возили на быках из Панино. Кирпичные дома в то время свидетельствовали о достатке. Железные крыши тоже были большой редкостью, за материалом хозяину пришлось ехать в Москву. Справа от дома хлев для скотины, крытый чаканом (камышом). Соломенные крыши и плетень, разделяющий огороды, встречались в деревне вплоть до 1970-х. У Гришакиных забор из горбыля - помогли знакомства в Спасской ремконторе. Дом с выходом на озеро, на нижнюю дорогу. На строительстве дома помогала вся деревня. Так было принято - всё делать сообща.
Люди строились, но новые и дорогие стройматериалы мало кто мог себе позволить. Часто покупались старые дома в соседних деревнях, разбирались, кирпич перевозили, очищали от раствора и использовали для строительства. Стены обычно штукатурили и белили. Размеры дома тоже зависели от бюджета. Голь на выдумки хитра, в это время популярными стали шлаковые блоки. На кожзаводе в производственном процессе использовался известковый раствор для удаления шерсти. Это называлось «отзолить кожу», а сам раствор «отзол». Отработанный отзол, похожий на жидкую творожистую массу, закачивался в цистерны, водители отвозили его на свалку. Но люди придумали использовать его вместо цемента. Они готовили дома яму, просили водителя слить туда отзол, потом засыпали в отзол шлак, заранее привезенный от котельной. Все перемешивалось и с неделю «зрело». Потом раствор накладывался в деревянные формы и оставался в них до полного застывания. В основном, из таких блоков строили сараи или гаражи. Материал, конечно, не долговечный, но лет на 10-20 хватало. Некоторые фермы в колхозе тоже частично были из этих блоков.
Обычно воспоминания о колхозных строениях в деревне Горки начинается со слова «бригада». Бригада в данном случае означает небольшой деревянный домик напротив Крючковых, в котором с утра собирались колхозники, получали наряды на рабочий день, решали свои вопросы. Мужчины имели обыкновение курить в помещении свои самокрутки. Дым стоял коромыслом, невозможно было разглядеть сидящих. В каждой семье женщины знали, где искать мужа или деда, если он задержался с работы. За отцами и дедами посылали детей, которых так поражала увиденная картинка, что «бригада» запомнилась им на всю жизнь. Запомнился также телефон с ручкой, который висел на стенке, такой теперь только в кино можно увидеть.
В 60-е годы здесь же неподалеку стоял продовольственный магазинчик, в который мужики время от времени ныряли за чекушкой, поэтому у магазинчика было народное название «Голубой Дунай». Примерно в 1965 году продавцом там был Василий Егорович Чукин, который при Марии Петровне Морозовой работал заместителем председателя колхоза. А еще раньше, в 1950-е годы, торговая палатка находилась напротив его дома, и в ней продавался изумительный плиточный / прессованный чай, который дети дома украдкой отламывали и ели, как конфетку.
По левой стороне в деревне находились фермы, потом шли парники. В 1966 году рядом с парниками построили новую конюшню и омшаник для пчел. Чуть подальше, в сторону озера, находилась так называемая пожарка, в колхозе и должность пожарника существовала. У него была лошадь, ее запрягали в телегу, на которой стояла бочка для воды. Воду в бочку набирали с помощью ручного насоса из пруда под названием «Котятник».
Что касается воды, то даже колодцы появились в деревне только после войны, до этого воду брали из озера и носили на коромыслах. Один колодец вырыли напротив дома Игнатова Ф.К., другой в конце деревни. В первой половине деревни подземные воды находятся очень глубоко, здесь даже журавль был наставной (позже он был заменен на ворот). Поэтому, когда в начале 70-х годов в деревню проводили водопровод, скважину бурили на самом высоком месте. На вопрос, когда в деревне появились первые колонки, мнения очевидцев расходятся. Кто-то утверждает, что в 1967 году, кому-то запомнился 1972 год.
Видимо, строительство животноводческого комплекса планировалось уже тогда, потому что одновременно пробурили вторую скважину поблизости от будущего двухэтажного здания правления. Здесь водонапорную башню не ставили, но сделали огромный подземный резервуар. Обе скважины соединены между собой. Предполагалось, что если из строя выйдет насос на одной башне, то второй сможет на время ремонта обеспечить водой население и фермы. Скважина в деревне была глубиной 60м, и много лет вода поступала очень чистая и вкусная. Но с каждым ремонтом насоса она становится все хуже и хуже.
Централизованное электроснабжение появилось в деревне чуть раньше водопровода. В начале 60-х годов электричество поступало от дизельной установки, которая находилась в красном кирпичном здании напротив дома Гуреевых. Властелином света был Ломтев Владимир Дмитриевич. Он включал электричество с наступлением темноты, а выключал в 21.00 - 22.00. Но если в деревне было какое торжество, например, свадьба, то ее продолжительность зависела от его расположения. В конце 60-х в деревне поставили новые столбы и провели электричество.
В 1965 году население в Горках составляло 269 человек, насчитывалось 60 домов, из них 23 семьи с фамилией Никитины. В деревнях в таких случаях всё решается просто. Помимо официальной фамилии существует неофициальная, часто по имени ее главы. Как пример можно назвать Денисовых, Тараскиных или Андреяхиных.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 мая 1966 года ввело гарантированную оплату труда колхозников, что означало фактическую отмену трудодней. Колхозники все чаще стали вывозить на базар продукцию со своего хозяйства. Летом продавали овощи, зимой резали телят и возили в Москву (сначала на автобусе, потом стали заказывать грузовик на несколько семей). Появились наличные деньги, стали делать покупки. В 60-е годы, даже при дизельном электроснабжении в деревне стали появляться телевизоры, сначала маленькие «КВН-49», потом побольше: «Чайка», «Славутич», «Минск» (наверху проигрыватель для пластинок)… «Расскажи ты мне дружок, что такое Манжерок?» - лился голос Эдиты Пьехи из окна Кувшиновой Мавры Федоровны. Это означало, что к внучке Наде пришли подружки. Первые большие телевизоры появились у Николаева Михаила Константиновича и Епихина Виктора Ильича (Васёнкина).
Вечерами колхозники собирались в клубе. Завклубом в 60 - е годы работал Чукин Николай Егорович. В обычные дни мужчины смотрели телевизор «КВН», играли в домино, дым, как и в «бригаде», стоял столбом.
Периодически на лошади привозили киноленту. В 50-60-е годы это были кинопередвижки. В комплект передвижной аппаратуры входили кинопроектор, усилитель, громкоговорители, трансформатор. С аппаратурой приезжал киномеханик. Билет стоил 20 копеек для взрослых и 5 копеек — для детей. Летом экран вешали на улице. После кино были танцы. В 50-е под гармонь с частушками. По праздникам типа 1 Мая собирались всей деревней за общий стол, и каждый приносил, что мог. В 1970-е годы в клубе была своя киноустановка с кинопроектором «Украина». Фильмы «крутил» М.К. Николаев. Михаил Константинович в послевоенное время, когда в колхозе было много лошадей, был востребованным специалистом – шорником. Но со временем лошадей становилось все меньше, и ему пришлось приспосабливаться. От Спасского молзавода он долгое время был приемщиком молока у населения. И работал в клубе. О его жене, Прасковье Ивановне, нужно сказать отдельно. Она из тех русских женщин, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Прасковья Ивановна долгое время была бригадиром полеводческой бригады, а там работали одни мужчины (в отличие от овощеводческой). Поэтому бригадир должен был владеть всеми разновидностями русского языка. Прасковью Ивановну уважали, не раз избирали депутатом райсовета. Родом Прасковья Ивановна из села Панино, из семьи Чернецовых (Майорчиков), поэтому в деревне ее звали Майориха. Она вышла замуж за Михаила Константиновича Николаева, жителя д. Горки, и прожила там всю жизнь. Каждое лето в доме Николаевых было полно детворы: двое своих сыновей, Сашка и Мишка, их друзья, а также племянники, которые очень любили приезжать к гостеприимной тете. За детьми обычно присматривала ее свекровь Ирина Дмитриевна, обычно её называли Арина.
О Николаевой П.И. 1927 г.р. рассказывает ее племянница Наталья: «Рабочий день Прасковьи начинался в 4 утра, и до 7 часов она уже успевала управиться с домашним хозяйством (корова, куры поросята, лошадь, овцы). Но самое главное - наготовить еды на весь день на всю нашу дружную ораву. В кухне стоял длинный деревянный стол и на нем разнообразные деревенские блюда на целый день: рыба жареная (с утра дядя Миша уже сходил на озеро), яйца, каша, картошка, молоко в крынках, сметана, творог, огурцы, помидоры. (никакой "химии"!). Все это накрыто большим льняным полотенцем. Уходя, Прасковья Ивановна будила нас, давала разные поручения: поворошить сено на бугре, прополоть грядки, постирать белье и прополоскать его в озере, сходить на летнюю дойку с бабушкой, вечером встретить стадо, загнать овец и корову и т.п. Свободное время дети проводили весело: купались, катались на лодке, строили шалаши, играли в карты, читали, слушали музыку, ходили за ягодами и грибами. Семейство Николаевых очень гостеприимное, в доме было людно: приходили соседи, друзья сыновей, колхозники - по делу и просто так, приезжали родственники. Всех Прасковья Ивановна встречала, со всеми находила общий язык. Мы любили тётю Паню, часто вспоминаем ее веселые присказки и прибаутки». Одну частушку Прасковьи Ивановны (самую пристойную) помнят и жители деревни:
У моего у Мишки
Есть в кармане пышки!
Мишка лезет целовать,
А я пышки воровать!
Дмитрия Чернецова и его жену Марию в деревне тоже хорошо знали. Брат Прасковьи был каменщиком, а Мария штукатуром. Они жили и работали в Рязани, но часто подрабатывали по специальности в деревне Горки.
Вспомнили о приёмщике молока, напрашивается рассказ о деревенском стаде. В 60-х годах в деревне насчитывалось 60 домов. Практически в каждом, за редким исключением, была корова, свиньи, куры, овцы. В летний период корову и овец выгоняли на пастбище. За стадом целый день следил пастух, которого жители нанимали на определенных условиях. Обычно оплата производилась частично деньгами, частично натурпродуктами, картошкой и пр. Кроме того, питание тоже обеспечивали наниматели. Иногда пастуха кормил кто-то один, иногда вся деревня по очереди (приносили обед во время дневной дойки и вечером приглашали на ужин в свой дом). Когда пастух не находился, пасли по очереди. Наемный работник мог оговаривать свои предпочтения. Например, пастух украинского происхождения по прозвищу «Це Семён» просил, чтобы каждый день обязательно был сладкий чай и сало с хлебом. Стадо выгоняли с того конца в 4.00-4.30, оно проходило по всей деревне и уходило в луга. В обед у Гавриловского озерца стадо располагалось на отдых и водопой. Это было время обеденной дойки. Многие дети приходили сюда вместе с бабушками или мамами, кто помочь, кто за компанию. Вечером, часов в 9 стадо возвращалось обратно, звуки стада незабываемы, рев коров и блеяние овец слышны издалека. Скотина всегда торопилась домой, все знали свой двор и свою хозяйку. Первыми, помахивая хвостиками, забегали овечки, потом тяжелой поступью шла корова, неся в своем вымени ведро парного молока.
Доктором Айболитом как у колхозного, так и у деревенского стада был Игнатов Николай Фролович.
При освобождении Белоруссии в июле 1944 года Николай Фролович получил осколочное ранение в ногу. В полевом госпитале её хотели сначала ампутировать, но потом попытались спасти и отправили солдата в тыл. Несколько месяцев Николай Фролович провел в госпиталях, в декабре 1944г он вернулся домой, но еще полгода ходил на костылях.
Будучи грамотным человеком, Николай Ф. закончил курсы ветфельдшеров в Спасске, потом в Варских и начал работать в колхозе. Долгое время он разрывался между фермами в Горках и Спасске. На одной ферме запоносили телята, на другой пора прививки делать. А ночью за ним опять бегут: «Фролович, помоги! Корова никак не растелится!» Сначала ездил в Спасск на велосипеде, потом ему дали лошадь. Дома собралась целая библиотека книг по ветеринарии. Возраст уже не тот, чтоб университеты заканчивать, а отставать от науки непозволительно. В 1956 году в колхозе было 440 голов крупнорогатого скота, из них 160 коров. Свиней насчитывалось 126 голов, овец 518. И поголовье с каждым годом увеличивалось. Шутка ли, отвечать за такое стадо! Только в 1970 году в колхозе появился ветврач, Семенов Алексей Павлович. Но поголовье скота выросло к тому времени в разы, поэтому работы не убавилось.
Мы уже писали, что до войны и после войны в деревне были ясли. Читайте об этом во второй статье. Глагазина Мария Егоровна – заведующая, няньками обычно работали женщины, у которых были свои маленькие дети. В начале 60-х годов работали Александра Михайловна Наумкина, Валентина Юрьевна Крючкова, Галина Александровна Гуреева.
Начальная школа в конце 50-х стала совсем ветхой. Учителя ездили из Спасска. В довоенное и военное время школьным учителем был Федор Васильевич Трушин.
После войны здесь много лет здесь работала Миронова Мария Ивановна (тетя Масленковой Тамары Васильевны), она выучила все послевоенное поколение. Потом были Трубкина Елена Станиславовна, Пивко Александра Васильевна, Коняева Александра Ивановна. Иногда в школе работало 2 учителя на 1-4 классы, иногда один. В конце 60-х годов школу посещало 28 человек. На завтрак детям давали сладкий чай, а перекус дети приносили с собой. В 1970 году построили новую школу. Но дети проучились в ней всего год. Все больше семей переезжало в Спасск. Молодежь стала уезжать на учебу в Рязань и там оставаться. Детей в деревне становилось все меньше. В Спасске уже 7 лет работала школа-интернат, её тоже надо было наполнять. Поэтому через год после открытия школу закрыли, здание разобрали, перевезли в Спасск и из него собрали в начале бора спортивную школу.
Первые паспорта колхозникам стали выдавать в 1974 году. Молодые люди потянулись в город. На 1 января 1990 года в деревне осталось 50 жилых домов и 85 жителей. В 21 веке это тихое красивое место облюбовали дачники. Сейчас в деревне Горки насчитывается 104 дома, из них только пятая часть принадлежит коренным жителям.
Мы благодарим всех, кто помог своими воспоминаниями воспроизвести историю деревни Горки послевоенного времени. Если вы нашли неточности или хотите дополнить информацию, пишите в комментариях. О колхозе «Факел» и его передовиках читайте здесь.
***
Отклики читателей
Женские посиделки
Надежда Ш. поделилась с нами своими воспоминаниями. Оказывается, женщины деревни тоже любили проводить досуг в компании подруг. Находились радушные хозяйки, у которых по вечерам собирались гости. Просторный, современный дом был у Матрены Никитичны Епихиной, родственники и соседи охотно проводили у нее свободное время. А в доме Марфы Федоровны Никитиной (Денисовой) вечерние посиделки тоже были традицией, особенно в зимнюю пору. Надежда вспоминает, как ее мама сажала своих дочек в санки, и они отправлялись в гости. Там уже были другие женщины: завсегдатаи Кувшинова М.Ф., Данилова А.Е., Епихина М.Н., Николаева И.Д. и др. Чем же они занимались? Играли в карты! На деньги! У женщин была популярна игра "в петуха". В доме хозяйки был небольшой телевизор, дети ждали передачу "Спокойной ночи, малыши". Дочери бабушки Марфуши, проживавшие в Москве, привозили ей гостинцы, поэтому на столе всегда были конфеты, мандарины или апельсины. Женщины были довольно заядлыми игроками, засиживались допоздна, потом расходились.
История одного дома
В деревне Горки много красивых домов, которыми хочется любоваться. Но один дом невольно притягивает внимание, и сначала не понимаешь, почему. И хочется подойти поближе, еще ближе, и ловишь себя на мысли, что рассматриваешь … кирпичи! Каждый кирпичик!
Этот дом построили Глагазины Андрей Семенович (1893гр) и Ефросинья Леонтьевна (1896гр). Андрей Семенович родился в с. Панино. Его отец Семен Денисович Глагазин овладел ремеслом изготовления кирпича и приобщил к нему сыновей. В советское время несколько работников объединились в артель и недалеко от озера Селище основали «кирпичный заводик». Он представлял собой несколько печей для обжига кирпича, находящихся под открытым небом. Глину возили на лошадях с Окского берега. Рядом с печью яма, в которой смешивалась глина с песком, рядом с ямой место для формовки кирпичей (там, где кирпичи «били») и двускатный навес, где кирпичи сушились перед обжигом. Кустарное производство. Кирпич получался темного красно-коричневого оттенка. Из этого кирпича в 1929 году был построен один из первых кирпичных домов в деревне Уродово, дом семьи Глагазиных.
У Андрея Семеновича и Ефросиньи Леонтьевны родились сын Иван и дочь Марья. Андрей Семенович и его сын Иван погибли в Великую Отечественную войну, а Марья вернулась с войны очень сильно израненной и умерла от ран в августе 1945г.
Глагазин Иван (сын Андрея и Евфросиньи) до войны женился на Марии Егоровне (в девичестве Гришакина, уроженка с. Панино), в 1940г у них родился сын Михаил. Мария Егоровна много лет проработала заведующей яслями.
Новые владельцы оставили дому его первозданную красоту. Через 4 года ему будет 100 лет!