Найти в Дзене
Факты про артефакты

Большой горн с резонатором: находка в Ирландии которая была свидетелем

Он лежал в болоте больше двух тысяч лет. Труба, которую несли в бой и опускали в воду вместе с воинами. Кто играл на этом горне и зачем его скрыли на дне? История, которая звучит до сих пор — громко и по-настоящему. На глубине, в торфе, среди корней и ила, почти два столетия назад рабочие наткнулись на бронзовый горн. Никто из них не знал, что держит в руках последнего свидетеля исчезнувшего мира. Они вытащили его из болота, как находят кость или камень. Не было фанфар, хотя как раз их этот предмет и создавал. Они не знали, что это голос Ирландии Железного века. Горн из Лафнашейд был найден в 1794 году у берега одноимённого озера рядом с Эмейн-Махой. Тогда ещё никто не связывал это место с древним центром власти, но местные предания хранили память о важности этих мест. В том же торфе нашли и человеческие кости. Возможно, это был ритуал. Возможно, свидетельство войны. Возможно, забытая сцена прощания, где человек и инструмент ушли под воду вместе. Инструмент оказался редкостью. Длина по

Он лежал в болоте больше двух тысяч лет. Труба, которую несли в бой и опускали в воду вместе с воинами. Кто играл на этом горне и зачем его скрыли на дне? История, которая звучит до сих пор — громко и по-настоящему.

На глубине, в торфе, среди корней и ила, почти два столетия назад рабочие наткнулись на бронзовый горн. Никто из них не знал, что держит в руках последнего свидетеля исчезнувшего мира. Они вытащили его из болота, как находят кость или камень. Не было фанфар, хотя как раз их этот предмет и создавал. Они не знали, что это голос Ирландии Железного века.

-2

Горн из Лафнашейд был найден в 1794 году у берега одноимённого озера рядом с Эмейн-Махой. Тогда ещё никто не связывал это место с древним центром власти, но местные предания хранили память о важности этих мест. В том же торфе нашли и человеческие кости. Возможно, это был ритуал. Возможно, свидетельство войны. Возможно, забытая сцена прощания, где человек и инструмент ушли под воду вместе.

-3

Инструмент оказался редкостью. Длина почти два метра. Сложная конструкция из двух труб. Одна цилиндрическая, другая конусная, соединённые по форме буквы S. На краю резонаторный диск, украшенный лотосами. Не просто украшение: он усиливает звук. Даже современные копии звучат так, что внутри вибрирует всё тело.

Изготовлен он из тончайшей бронзы, менее миллиметра. Больше шестисот заклёпок, каждая выверена. Ни один элемент не был случайным. Это не просто труба. Это артефакт, созданный с таким вниманием, словно он предназначался богам. И, возможно, так и было. Его не потеряли. Его положили в озеро.

-4

Только один экземпляр сохранился. Остальные три, найденные вместе с ним, исчезли. Судьба их неизвестна. Но и одного достаточно, чтобы задать слишком много вопросов. Кому он принадлежал? Когда использовался в последний раз? Почему оказался под водой?

Археологи и историки долго спорили. Но одно почти не вызывает сомнений: этот предмет принадлежал элите. Такой инструмент в те времена не мог быть обычным. Он был слишком сложным, слишком дорогим, слишком редким. Его могли держать только воины или вожди. Возможно, его звук означал начало сражения. Или смерть. Или триумф. А может, всё сразу.

Реконструкция
Реконструкция

Эмейн-Маха место, с которым горн связан территориально, был не просто селением. Это был ритуальный, административный и военный центр. Считается, что здесь жили правители древнего Ульстера. Здесь принимались решения. Здесь вершились судьбы. Здесь могли звучать такие инструменты.

Стилистика орнаментов горна латенская. Это направление зародилось в континентальной Европе, в районе нынешней Швейцарии, и распространилось до Британии и Ирландии. Это значит, что его создатели были знакомы с континентальным искусством. Или даже происходили оттуда. Или торговали. Но главное, они чувствовали, что нужно сделать вещь не просто громкой, а значимой.

Для понимания размера
Для понимания размера

Латенские мотивы это завитки, абстрактные формы, стилизованные растения. На диске горна лотос. Такой же, как на артефактах Галлии. Но в Ирландии лотос не растёт. Что он символизировал? Может быть, перерождение. Может быть, статус. Может быть, просто силу. В любом случае, его выбрали не случайно.

Современные исследования показали: копии горна из Лафнашейд способны издавать мощный звук в регистре ми-бемоль. Они слышны на большие расстояния. В бою это давало преимущество: можно было подать сигнал. Или испугать врага. Или собрать своих. Или показать, что ты здесь, и ты не один. Но важно и другое: звук не просто резонирует. Он как будто пробуждает. Словно уходит вглубь тела.

-7

Есть мнение, что горны использовались в дуэте. Один инструмент это впечатляюще. Два это уже сила. Возможно, так и было. Ведь другие экземпляры исчезли не случайно. Их могли забрать, спрятать, переплавить. Или, наоборот, положить в воду, как дар, как прощание, как ритуал.

Вода в ритуалах Железного века не просто элемент. Это граница. Переход между мирами. Озеро Лафнашейд, как и другие ирландские водоёмы, использовалось как место для жертвоприношений. Туда бросали мечи, украшения, кости. Иногда людей. Возможно, горн оказался там по той же причине. Он отслужил. Он больше не нужен. Или, наоборот, его не осмелились использовать повторно.

-8
-9

И всё же он звучит. Через столетия, через копии, через исследования. Его слышали на концертах. Его изучали музыканты. Он остался жив. Он говорит от имени тех, кто не оставил книг и писем. Только звук. Только металл. Только память.

Он лежит в витрине музея, но кажется, будто только что поднят со дна. И кажется, что если закрыть глаза можно услышать, как он зовёт.

-10

Интересное

  • Горн из Лафнашейд впервые был описан в печати в 1803 году, через 9 лет после находки
  • Реплика горна использовалась в экспериментальных реконструкциях на международных фестивалях древней музыки
  • Ученые предполагают, что горн могли хранить в хранилищах для церемоний, а не в повседневном вооружении
  • Современная 3D-модель горна доступна в цифровой коллекции Национального музея Ирландии

Читать также...

Призрачное ремесло кристаллари: хрупкая и хрустальная красота

Как делали линзы Висби в эпоху викингов без станков с ЧПУ