Нижегородское кольцо стало третьим пунктом назначения летнего чемпионата, после треков Москвы и Санкт-Петербурга, но первым по степени жары, да и по накалу страстей, пожалуй, тоже. Столкновения, вылеты, развороты, сейфти-кары, оторванные бамперы и колеса — всего было в избытке, да и судьям работы хватило.
Формула-4
Открывал нижегородский этап заезд настоящих формульных болидов, хотя и с относительно маломощными 170-сильными двигателями и пилотами, в большинстве своем еще не имеющими водительских прав. Нынешний сезон стал дебютным для возрожденной Формулы-4, школу которой прошли в свое время многие из нынешних звезд автоспорта, и теперь юные дарования вновь получили отличный трамплин для прыжка из картинга во «взрослые» серии.
Впрочем, некоторые пилоты уже имели опыт участия в юниорских формулах, и один из таковых — лидер чемпионата Ярослав Шевырталов, выступающий за команду Lada. Он и одержал победу в первой из трех гонок на Н-Ринге, проходившей при температуре воздуха около 35 градусов, а вот во втором заезде хлынул тропический ливень — и в этой ситуации неожиданно для многих лучше всех сориентировался нижегородец Иван Пигаев из команды Iteco Racing. До выезда автомобиля безопасности он успел прорваться в лидеры и завершил гонку на первой позиции — правда, уже без борьбы.
В третьем заезде Иван подтвердил свои амбиции, стартовав шестым и финишировав четвертым, позади Егора Степанова-Кима, Ярослава Шевырталова и Егора Носова. По итогам домашнего этапа Пигаев занял третье место, как и нижегородская команда, а в турнирной таблице он поднялся на пятую строчку, опередив таких титулованных картингистов, как Кирилл Куцков и Владимир Верхоланцев. Следующий этап Формулы-4 пройдет в августе на автодроме Moscow Raceway.
Супер-Продакшн
В данном кузовном классе нижегородский регион представлен той же командой Iteco, и ее автомобили Subaru BRZ привнесли в первую гонку изрядную долю драматизма. У болидов Максима Архангельского и Максима Туриева, квалифицировавшихся на четвертом и шестом местах соответственно, прямо на ходу отлетели колеса, причем у обоих — правое заднее. Как пояснили в команде, это произошло вследствие контактов с соперниками, но совпадение удивительное, тем более что у других подобного не случилось.
Третий же пилот Iteco, нижегородец Тимофей Буянов, до сих пор находившийся в тени коллег, стал настоящим героем этой гонки. Стартовав с отличной третьей позиции, он сразу начал атаковать Романа Голикова на Хонде и Леонида Панфилова на Ладе, затем несколько раз поменялся местами с Архангельским, но все же вышел вперед, и к концу заезда, когда напарник потерял колесо, а у Голикова упал темп, Тимофей оказался на хвосте у лидера. Он едва не прошел Панфилова, но на последнем круге, после схода Туриева, резко замедлился, очевидно, рассудив, что лучше приехать вторым, чем не приехать вовсе, благо отрыв от преследователей был очень солидным. И это был первый подиум Буянова в Супер-Продакшн.
На старте второй гонки Тимофей стоял тоже третьим, между Архангельским и Панфиловым, а с пятого места стартовал Голиков на своей быстрой Хонде. Роман и прежде не отличался корректностью борьбы, но на сей раз превзошел сам себя: в первом же повороте он протаранил Туриева, которого отбросило на Буянова, в итоге — сход и разворот плюс повреждения и потеря позиций соответственно. Как нередко бывает в подобных случаях, виновник инцидента спокойно продолжил путь, мало того — вышел в лидеры, финишировал первым и поднялся на подиум.
Только потом судьи все же решили, что это было не совсем справедливо, — и отодвинули Голикова на пять позиций вниз. Самое смешное — что и Андрей Петухов из команды Лада, пришедший вторым, получил штраф за игнорирование сигналов судей, в результате Максим Архангельский, который отлично провел гонку и приехал на третью ступень подиума, был признан победителем этой гонки. Однако главным итогом всех перипетий стало то, что Максим Туриев утратил статус лидера чемпионата, уступив первую строчку турнирной таблицы Леониду Панфилову.
Туринг
В топовой кузовной категории, у которой Супер-Продакшн выступает, что называется, на разогреве, в тех же заездах, подобных скандалов не произошло, да и колеса ни у кого не отрывались. Более того, если не вдаваться в подробности, результаты выглядят предсказуемыми: в обоих заездах победили пилоты, стартовавшие с поул-позиции, что, впрочем, совсем не равнозначно отсутствию борьбы.
Наибольшее количество обгонов в первой гонке пришлось на долю Владимира Атоева по той простой причине, что он стартовал с пит-лейна из-за смены автомобиля. Владимир установил лучшее время круга, но успел только прошить пелотон Супер-Продакшн и финишировал в Туринге на последнем месте. Первым же с огромным отрывом от соперников на финиш приехал Александр Смоляр, партнер Атоева по команде G-Drive SMP Racing, на точно таком же красно-синем болиде Cupra. Кстати, на аналогичных Купрах, но в другой ливрее, ездят пилоты команды Lukoil Racing Twins Team Михаил Симонов и Артем Слуцкий: в этом заезде они финишировали четвертым и третьим соответственно, но сохранили первую и вторую позиции в чемпионате.
На старте второго заезда Слуцкий, Атоев и Смоляр оказались в хвосте, Симонов стоял третьим, а поул-позицию занял Петр Плотников из команды ТАИФ Моторспорт. Как признался Петр, в команде понимали, что выиграть жаркую квалификацию будет сложно, и специально подгадали время круга в расчете на реверсивный поул. План сработал на сто процентов: Плотников безупречно стартовал и сразу же начал отрываться от пелотона, где Слуцкий вскоре опередил Симонова, а Атоев — Слуцкого, но уже не Артема, а его брата-близнеца Захара. Сразу после этого Владимир атаковал Михаила, который на этом этапе был явно медленнее, и после красивой, но недолгой борьбы вышел на четвертое место. Однако тройка лидеров была уже вне досягаемости: первым финишную линию пересек Плотников, вторым — преследовавший его всю дорогу Павел Кальманович, третьим — Артем Слуцкий.
Для Петра эта победа стала первой как в сезоне, так и в классе Туринг, куда он перешел из «младшего» Туринг-Лайт. Правда, в чемпионате Плотников теперь только на седьмом месте, в то время как выигравший нижегородский этап Александр Смоляр поднялся на третью строчку, а первую и вторую делят Михаил Симонов и Артем Слуцкий с равным количеством очков. Рассчитаться на первый-второй им предстоит в Казани в конце июля.
Туринг-Лайт и S1600
Самое время вспомнить о том, что в прошлом году Плотников ездил в команде «Академия ралли», вместе с Николаем Карамышевым, который теперь является пилотом нижегородского коллектива Kuzma's Mother Racing Team. Перед нижегородским этапом в классе Туринг-Лайт наблюдалась такая же ситуация, как сейчас сложилась в Туринге: Карамышев имел в своем активе ровно столько же очков, сколько и Максим Солдатов, представляющий команду Дмитрия Брагина. После квалификации шансы Николая на лидерство выглядели более предпочтительными, ведь в первом заезде он стартовал с поул-позиции, а Максим — со второго места. Но потом что-то пошло не так...
На ход гонки повлиял дождь — тот же самый ливень, который помог Ивану Пигаеву одержать победу в Формуле-4. К началу совместного заезда Туринг-Лайт и S1600 он почти прекратился, но трек высохнуть не успел, поэтому пилоты стартовали на дождевых покрышках и с хода, а не с места, как обычно. На постепенно подсыхающем треке Карамышеву удавалось сохранять лидерство почти до конца гонки, но перед самым финишем его обошел Солдатов, которому удалось лучше сохранить резину, а на третье место со стартового десятого прорвался Алексей Савин, тоже из команды Брагина. Двое других пилотов Kuzma's Mother, Дмитрий Дударев и Владимир Черевань, финишировали 11-м и 12-м соответственно.
Во второй гонке неожиданно выстрелила Татьяна Елисеева: опытная и титулованная пилотесса в этом сезоне пересела на болид Mini и до сих пор не хватала звезд с неба, но теперь... Квалифицировавшись на девятом месте, на реверсивной стартовой решетке Татьяна оказалась на первом ряду, чуть позади Савина, — и поначалу даже опередила его. Вскоре Алексею удалось вернуть позицию, но больше никто так и не смог подобраться к паре лидеров на расстояние атаки, и Елисеева впервые в сезоне совершенно заслуженно оказалась на подиуме. Третье место отвоевал Иван Твердохлебов на Volkswagen Polo, а Карамышеву удалось доехать лишь до четвертого.
Помимо горячих баталий, вторая гонка запомнилась двумя инцидентами, из-за чего пришлось объявлять режим автомобиля безопасности, несмотря на совершенно сухой трек. В первом из них Александр Сальников вытолкнул на обочину Дмитрия Дударева, потерявшего массу позиций, во втором Иван Журавлев вынес Александра Чачаву, превратив его болид в недвижимость. Оба виновника были наказаны, но это не сильно повлияло на общий расклад, а он таков: этап выиграл Солдатов, и он же теперь лидирует в чемпионате, Карамышев второй, Савин третий. Впрочем, разрывы по очкам пока небольшие, все еще может измениться.
Что же касается «младшей группы», то есть класса S1600, болиды которого стартуют позади Туринг-Лайт, здесь на нижегородском треке выявились два явных лидера — Александр Поченков и Кай Рихард Шик. В этой категории гоняются как Лады, так и иномарки, очень похожие на туринговые, но одно из главных отличий заключается в том, что для них не предусмотрена смена резины, используются универсальные покрышки. Шик выиграл сухую квалификацию и первую дождевую гонку, вторая же осталась за Поченковым, причем догнать Александра Каю помешал не кто иной, как его брат, Михаил Поченков. Кроме того, небольшой сенсацией стало второе место, завоеванное в первом заезде Вахтангом Димитрадзе, представляющим в S1600 упомянутую «Кузькину мать», — это его первый подиум в новом для известного пилота классе.
Shortcut и Legends
Роль гонок поддержки для «взрослых» классов, в которых участвуют более или менее измененные гражданские автомобили, играют заезды оригинальных спорткаров, построенных специально для трека. Самый массовый и бюджетный класс — Shortcut, где гоняются на репликах культового Lotus Super Seven российского производства, базирующимися на вазовских узлах.
В нынешнем сезоне здесь безраздельно властвует Андрей Громов, вот и на сей раз он выиграл и квалификацию, и обе гонки, и теперь опережает ближайшего преследователя по очкам почти вдвое. Таковым по-прежнему является Игорь Шунайлов, хотя на Н-Ринге ему не особенно повезло, и в турнирной таблице его почти догнал Александр Шутемов, приехавший на финиш вторым и четвертым. Нижегородец Николай Врулин в первом заезде финишировал на третьем месте, поднявшись на две позиции, а во втором — на одиннадцатом из-за завала в одном из поворотов, после чего он потерял крыло и вынужден был пробиваться из самого хвоста.
Кстати, участниками большей части инцидентов в этих заездах стали автомобили другого класса, Legends EVO. Это крохотные одноместные автомобили с закрытыми кузовами, копирующими дизайн фольксвагеновского Жука или 400-го Москвича, с 1,3-литровыми мотоциклетными двигателями, более мощными, чем у Шорткатов. Соответственно, они быстрее, но стартуют всегда из задних рядов, поэтому быстро начинаются «межклассовые» обгоны, а если учесть вертлявость Легенд из-за короткой базы, получается очень весело, когда машинка вдруг разворачивается на 180 градусов... Впрочем, особой спортивной интриги здесь не было ввиду малочисленности класса: за победу боролись отец и сын Абхазава, причем молодость взяла верх, герои второго плана — молодые пилоты Вячеслав Киселев, идущий в чемпионате на втором месте, и Артем Кабаков.
Mitjet
Немного большей популярностью пользуются автомобили Mitjet, они же силуэты, — технически они близки к Легендам, но имеют более солидные габариты и внешнее сходство не с олдтаймерами, а с современными спорткарами. Таких Митджетов на Н-Ринг выехало целых 17 — девять двухлитровых и восемь с менее мощными 1,3-литровыми моторами, последние все из братской Белоруссии, где активно продвигают именно этот класс. Примечательно, что один из пилотов, Иван Твердохлебов, оказался «многостаночником», участвующим и в этих заездах, и в гонках Туринг-Лайт, — правда, на старт первой гонки Mitjet он не вышел из-за плохого самочувствия в результате дикой жары.
Видимо, перегрелся и именитый белорусский гонщик Сергей Лапицкий: стартовав с десятого места, он как будто не заметил первый поворот и от всей души въехал на своем 1,3-литровом болиде, стилизованном под Шкоду, в двухлитровую псевдо-Audi Дмитрия Родионова. Впрочем, трубчатый каркас и пластиковая «скорлупа» выдержали, Родионов смог продолжить гонку, но свое пятое место упустил безвозвратно. Не повезло Родионову и во втором заезде: после контакта с очередным малолитражным собратом его опять развернуло, и своей задней частью он снес задний колпак кузова другому 1,3-литровому Митджету, — хотя его пилота это, казалось, ничуть не смутило, и он поехал дальше с голым каркасом.
А если серьезно, квалификацию выиграл Янис Петровский, а первую гонку — лидер чемпионата Семен Харченко. Но на финиш второго заезда он пришел только третьим, на дымящемся болиде, после дуэли на последних метрах с Максимом Мирошниченко, которую можно считать одним из главных украшений нижегородского этапа во всех классах. Победу в этом заезде одержал Денис Помогалов, поднявшись благодаря этому с четвертой строчки турнирной таблицы сразу на вторую, а Иван Твердохлебов, напротив, съехал со второго места на четвертое из-за пропущенного заезда. Остается надеяться, что в Казани будет не так жарко, и все пилоты, да и судьи, смогут проявить больше хладнокровия и выдержки.
Подробно с результатами можно ознакомиться на сайте G-Drive СМП РСКГ.