Можно ли покупать б/у газовый котел?
Можно ли покупать б/у автомобиль? Можно. Можно ли при этом сэкономить? Однозначно можно! Но можно ли при этом "попасть"? Еще как!
С покупкой газового котла ситуация полностью аналогичная за исключением того, что рынок б/у автомобилей полностью сформирован и насыщен различными дополнительными услугами - тут и сервисы есть, и автоподбор, и проверка по базам данных... А для газового котла ничего этого нет. Я ни разу не слышал ни о каких "котлоподборах", а если вы покажете котел ремонтнику - это конечно будет лучше чем ничего, но не думаю, что он вам даст хоть какую-то гарантию (лично я бы не дал). При этом стоимость вызова ремонтника съест половину выгоды в цене относительно нового котла.
К тому же любой автомобиль в приличном состоянии можно, как минимум, завести и прокатиться на нем. Это может сделать вообще кто угодно, и не нужно иметь специализированное образование и опыт.
А чтобы проверить минимальную работоспособность газового котла, его вообще-то нужно подключить к газу. И если речь идет про новое подключение к природному газу, то вы СНАЧАЛА покупаете котел, монтируете его, а только ПОТОМ через месяц-два-три-год-два вам дадут газ. Естественно, все разумные сроки на проверку б/у котла при этом выйдут, и предъявлять претензии будет некому.
Вам пришло бы в голову купить б/у автомобиль с полностью сухим бензобаком и обязательством не заливать в него топливо в течение нескольких месяцев?
Я очень надеюсь, что я вас отговорил от покупки б/у котла.
Что проверить при покупке б/у котла?
Но если все же нет, то вот перечень работ, которые, по моему мнению, нужно провести с б/у котлом:
- Прочитать инструкцию!!! что делать при первом пуске котла, а также изучить картинки. Чтобы вы хотя бы имели представление что куда должно быть подключено.
- Убедиться, что на крышке котла есть шильдик, он визуально не переклеивался, на нем все читаемо и модель соответствует тому, что декларирует продавец.
- Убедиться, что котел не работал на незамерзающем теплоносителе. Во-первых, спросите сперва продавца, а во-вторых, потрогайте пальцами и понюхайте патрубки подсоединения к системе отопления. Они не должны быть жирными, липкими, сладковатыми и с каким-то специфичным запахом химии. Если котел работал на незамерзайке - вероятность 99% что у него так забит теплообменник, что промыть его не смогли, и именно по этой причине котел продается.
- Открыть крышку котла, сличить его внутренности с чертежом по инструкции и убедиться, что все на месте. Убедиться, что внутри ничего не болтается, и нет каких-то трубок, которые ни к чему не подключены.
- Заглянуть в камеру сгорания. Убедиться, что тепловая защита не повреждена (аккуратнее, сами не повредите тепловую защиту, она достаточно нежная). Убедиться, что первичный теплообменник котла визуально в нормальном состоянии, не прогоревший, без мест локального перегрева или следов подтеков.
- Включить котел. Котел должен выпасть в ошибку, прочитать ее код. Должна быть ошибка - недостаточное давление теплоносителя. Если будет какая-то другая ошибка, возможно это следствие того, что котел не подключен. Например, может быть ошибка "нет сигнала с датчика бойлера", значит нужно найти в инструкции как бойлер косвенного нагрева отключить, и убедиться, что теперь стала возникать именно ошибка "недостаточное давление теплоносителя". Никаких звуков при этом из котла раздаваться не должно, насос не должен крутиться, вентилятор дымохода не должен включаться.
- Проверить давление в расширительном баке. Должно быть минимум 0,5 атмосфер. Если меньше - 99%, что мембрана расширительного бака лопнула или ниппель оторвался.
- Прокрутить вручную насос, если это на вашем котле возможно. Убедиться, что он не закис.
Все это можно проделать прямо при продавце. Дальнейшие проверки, скорее всего, только у себя дома.
Дополнительные проверки, более сложные
- Смонтировать котел, подсоединить дымоход. Выполнить все работы по первому пуску газового котла согласно инструкции (подробнее читайте здесь). Убедитесь, что стрелка манометра ненадолго останавливается когда давление теплоносителя достигло давления в расширительном баке, и что нигде из котла ничего не сочится. Вытереть насухо все, куда мог попасть теплоноситель при заправке, закрыть краны перед котлом и оставить как минимум на несколько часов. Убедиться, что по манометру давление не упало и нигде в котле нет подтеков.
- Закрыть камеру сгорания, заткнуть дымоход (надеть на его выхлоп пакет или что-то аналогичное). Включить котел на отопление. Котел должен включить насос (это слышно если прижать ухо к нему), потом должен включиться вентилятор дымохода, после чего должна появиться ошибка системы дымоудаления. Ни насос, ни вентилятор дымоудаления не должны издавать каких-то громких звуков, также не должно быть существенной вибрации.
- Открыть дымоход, снова включить (возможно сбросить ошибку), и дальше должны быть слышны трески - попытки розжига. Визуально должна быть при этом искра на электродах розжига, ее иногда видно через окошко если оно есть, но можно снова открыть камеру сгорания. На котле должна появиться ошибка - недостаточное давление газа.
Дальнейшие проверки возможны только с газом. Как вариант, если у вас пока нет природного газа, можно попробовать подключить баллон. Но это тот еще геморрой, в частности, скорее всего придется форсунки менять. Но без этого вы не проверите:
- не забит ли теплообменник мусором (в т.ч. вторичный, если у вас двухконтурный котел);
- исправна ли горелка, все ли линии нормально горят;
- исправен ли трехходовой клапан;
- нет ли каких-то глюков электроники/
Если вы знаете что еще можно проверить при покупке б/у котла - напишите пожалуйста в комментариях.
Как со мной связаться
Если вам требуется помощь в газификации вашего жилого дома в Московской области - пишите на почту yp2@mail.ru. Простите что не публикую свой телефон, очень много спама, я просто не смогу работать. Также у меня есть канал в YouTube, у кого он все еще работает.