Найти в Дзене
Иоста Степковский

Социалисты: личности и биографии 18-21 веков. Часть 1

Здравствуйте, товарищи читатели. Столкнувшись с проблемой незнания многих социалистических деятелей или деталей их биогафий среди некоторых людей (в том числе и у меня с некоторыми из), я решил, что надо всё-таки написать эту статью и рассказать как можно интереснее о людях, чьи труды стали осноположением социализма и людях, что привели эти идеи к жизни. И мы начинаем. Родился 17 октября 1760 года в Париже в аристократической семье. Получил образование под руководством Ж. Д’Аламбера. Участвовал добровольцем в борьбе за независимость североамериканских колоний, во время Французской революции на некоторое время примкнул к якобинцам. Умер 19 мая 1825 года в Париже Основные идеи Некоторые работы Клода Анри де Сен-Симона: Идеи Клода Анри де Сен-Симона оказали влияние на развитие социальной философии XIX века. Его проект научной организации общественного труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистических доктринах. В
Оглавление

Здравствуйте, товарищи читатели.

Столкнувшись с проблемой незнания многих социалистических деятелей или деталей их биогафий среди некоторых людей (в том числе и у меня с некоторыми из), я решил, что надо всё-таки написать эту статью и рассказать как можно интереснее о людях, чьи труды стали осноположением социализма и людях, что привели эти идеи к жизни.

И мы начинаем.

XVIII век

Клод Анри де Сен-Симон
Клод Анри де Сен-Симон

(Клод Анри де Рувруа, граф де Сен-Симон) — французский философ, социолог, социальный реформатор, основатель школы утопического социализма.

Родился 17 октября 1760 года в Париже в аристократической семье. Получил образование под руководством Ж. Д’Аламбера.

Участвовал добровольцем в борьбе за независимость североамериканских колоний, во время Французской революции на некоторое время примкнул к якобинцам.

Умер 19 мая 1825 года в Париже

Основные идеи

  • Сен-Симон считал, что общество должно быть организовано на основе труда тех, кто создаёт материальные и интеллектуальные блага — рабочих, учёных и промышленников.
  • Индустриализация и научные достижения — двигатель прогресса, который обеспечит справедливое распределение благ.
  • Управление обществом должно находиться в руках профессионалов — инженеров, учёных и экономистов.
  • Справедливое распределение богатства, где вклад каждого определяется его реальным участием в производстве общественных благ.
  • Важность образования, которое помогает людям осознать ценность труда и совместного сосуществования.

Некоторые работы Клода Анри де Сен-Симона:

  • «Письма женевского обитателя к своим современникам» (1803);
  • «Введение к научным трудам XIX века» (1808);
  • «Индустрия» (1818);
  • «Организатор» (1819–1820);
  • «О промышленной системе» (1821–1822);
  • «Катехизис промышленников» (1823–1824);
  • «Новое христианство» (1825).
Идеи Клода Анри де Сен-Симона оказали влияние на развитие социальной философии XIX века. Его проект научной организации общественного труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистических доктринах.
В России воздействие идей Сен-Симона испытали декабрист Лунин, критик Белинский, писатели Герцен и Салтыков-Щедрин. Под сильным влиянием идей философа находился Огюст Конт, который позже основал социологию.
Шарль Фурье
Шарль Фурье

(Франсуа Мари Шарль Фурье) — французский философ, социолог, один из представителей утопического социализма, основатель системы фурьеризма.

Родился 7 апреля 1772 года в Безансоне, единственный сын купца.

Умер 10 октября 1837 года в Париже в возрасте 65 лет.

Некоторые положения учения Шарля Фурье:

  • Критика современного общества. Фурье считал, что его структура препятствует человечеству следовать индивидуальным страстям, что мешает достижению всеобщей гармонии.
  • Предложение построить общество на основе ассоциаций. Фурье предлагал создать новые экономические и социальные формации, которые бы позволяли людям следовать своим страстям.
  • Концепция фаланстеров. Учёный представлял коммунальный дворец, в котором жители объединялись в фаланги — сообщества, трудящиеся совместно для взаимной выгоды.
  • Идея гармонии страстей. Фурье считал, что задача общества — достигнуть самопроизвольного механизма страстей, не глуша ни одну из них.

Основные работы:

  • «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» (1808);
  • «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» (1822);
  • «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределённого в сериях по страсти» (1829).
Идеи Шарля Фурье оказали влияние на формирование социалистических движений и социальных теорий XIX века. Его теоретическое обоснование равноправия полов стало отправной точкой для феминистских движений того и последующего веков.
Однако при жизни Фурье его теория осталась утопией. Попытки воплотить его идеи, как правило, заканчивались неудачей. Эти самодостаточные общины оказались нежизнеспособными, поскольку идеи Фурье часто игнорировали сложность человеческой психологии и динамику конфликтов интересов.
Роберт Оуэн
Роберт Оуэн

английский философ, педагог и социалист, один из первых социальных реформаторов XIX века.

Оуэн родился 14 мая 1771 годп в городке Ньютаун (Уэльс) в семье мелкого лавочника. Окончил приходскую школу, работал помощником и приказчиком в магазинах, открыл собственную прядильную мастерскую.

В 1799 году Оуэн начал социальный эксперимент в Нью-Ланарке (Шотландия), где стал совладельцем и управляющим крупной фабрики. Там он решил показать, что забота о наёмных рабочих служит интересам работодателя.

Скончался Оуэн в возрасте 87 лет в родном городе 17 ноября 1858 года.

Некоторые идеи Роберта Оуэна:

  • Влияние среды на формирование личности. Оуэн утверждал, что человек не является свободным творцом своего характера, а формируется исключительно влиянием внешних обстоятельств.
  • Критика капитализма. Оуэн считал рыночную конкуренцию вредной, поскольку она порождает вражду между людьми.
  • Необходимость переустройства общества. Оуэн предлагал начать масштабные преобразования с организации «земледельческо-промышленных посёлков единения и взаимного сотрудничества» — то есть кооперативов.
  • Реформа образования. Оуэн провозглашал воспитание универсальным средством социальной трансформации, ставя его выше политических реформ

*Оуэн реализовал некоторые идеи на практике: например, в Нью-Ланарке он запретил использование детского труда до 10 лет и сократил рабочий день на фабрике до 10 часов 45 минут.

Идеи Роберта Оуэна повлияли на развитие социалистических теорий, идеологию тред-юнионизма, кооперативного и других массовых движений XIX века.
Труды Оуэна были переосмыслены Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом и Владимиром Лениным и послужили источником идей коммунизма.
Якобинцы
Якобинцы

участники Якобинского клуба, французского политического клуба эпохи Великой французской революции. Особенность движения — радикальные эгалитарные и республиканские взгляды, а также использование насилия для достижения целей.

Идеология:

  • Концепция народного суверенитета — власть должна принадлежать народу, а государство должно быть организовано как республика, где все граждане имеют равные права и возможности.
  • Отношение к равенству — якобинцы считали, что равенство должно быть не только политическим, но и социальным. Они выступали за отмену феодальных привилегий, перераспределение земли.
  • Концепция революционной законности — якобинцы считали, что в условиях революции обычные законы могут быть временно отменены или изменены для достижения революционных целей.

Деятельность:

2 июня 1793 года — якобинцы взяли под контроль все правительственные здания в Париже и подчинили себе парламент, где заседали жирондисты — умеренные противники монархии. С этого момента во Франции установился новый политический режим — Якобинская диктатура.

  • Принятие новой конституции, провозглашавшей Францию республикой, и введение всеобщего избирательного права для всех мужчин старше 21 года.
  • Ликвидация остатков феодальных повинностей у крестьян, а также изъятие у духовенства и дворянства земель в пользу государства.
  • Широкое применение террора (мер устрашения) как способ борьбы с контрреволюцией и для решения внутренних разногласий

Наследие:

  • Идеи якобинцев оказали влияние на социалистические и республиканские движения XIX–XX веков.
  • Однако использование террора как инструмента политической борьбы вызвало критику и стало предметом дискуссий о пределах революционного насилия и его влиянии на общество.
  • 27 июля 1794 года — Термидорианский переворот, якобинская диктатура была уничтожена. В ноябре того же года был закрыт Якобинский клуб.

Вывод:

Идеи социалистов-утопистов XVIII века оказали влияние на развитие социалистических идей и движение рабочего класса. Их концепции вдохновили будущие поколения мыслителей и активистов, стремящихся к социальным реформам.
Также учения социалистов-утопистов заложили основы для дальнейшего развития утопического социализма и социальных реформ, акцентируя внимание на необходимости научного подхода к обществу. Постепенно идеи социалистов-утопистов адаптировались и развивались, что привело к возникновению различных социалистических движений, таких как социализм XIX века.

Пожалуй на этом сегодня можно и закончить. В следующий раз мы рассмотрим 19 век и известных социалистов того времени, а пока читаем, товарищи, информация лишней не бывает - в этом мире нет ничего бесполезного, любое действие имеет смысл и значение.