Найти в Дзене
cinefin

Зачем смотреть "Левиафан"?

Во всем никто не виноват. Каждый виноват в чем-то своем.

Левиафан, 2014

Аннотация: Автослесарь Николай Сергеев живет со второй женой Лилей и сыном от первого брака в маленьком северном городке на берегу моря. Нечистый на руку мэр города Шелевят пытается изъять его дом и землю для собственных нужд. После двух проигранных судов Николай обращается за помощью к бывшему сослуживцу Дмитрию, успешному столичному адвокату. Но приезд московского гостя лишь усложняет и без того непростую жизнь Николая.

Андрей Звягинцев (Елена, Нелюбовь, Возвращение), пожалуй, один из самых тонких и принципиальных авторов российского кино XXI века. Он говорит просто о сложном, но не поучает — скорее показывает, что человек оказывается слабее системы, времени, обстоятельств. В «Левиафане» его голос — почти библейский: фильм назван в честь чудовища из Ветхого Завета, символа неконтролируемой и разрушительной силы. Только здесь левиафан — не морское чудовище, а сросшиеся власть, церковь и безразличие. И человек в их пасти — просто мясо.

Оператор Михаил Кричман, который, кстати, снял фильм-победитель Венецианского фестиваля прошлого года Vermiglio (в российском прокате "Горная невеста") - постоянный соавтор Звягинцева. В «Левиафане» визуал буквально гипнотизирует: северная природа, пустые просторы, туманные бухты и обветренные скалы сняты так, что хочется замолчать и просто смотреть.

Привет, читатель! Этот пост был опубликован в телеграм канале cinefin, на котором мы публикуем рецензии и обзоры на кино, книги, музыку, выставки и др.
Cinefin - не обычный канал. Здесь Вы можете опубликовать свой текст, если у Вас возникла идея или мысль на тему искусства, которой Вы бы хотели поделиться. Мы стремимся создать комфортное пространство, где публикуется познавательный и интересный контент и где каждый может выразить свое личное мнение или вступить в обсуждение.

Подписывайтесь здесь, чтобы прочитать другие интересные рецензии, тематические подборки кино, книг, музыки и многое другое!

Сюжет, казалось бы, простой: человек сражается за дом. Но чем дальше, тем масштабнее становится история. Это кино про связь человека и государства, про то, как легко потерять всё, даже если ты ничего плохого не сделал. Каждый герой — не карикатура, а живой: кто-то спасает себя, кто-то топит других, кто-то просто молчит и терпит. Здесь нет одного виноватого — каждый несёт свою долю вины. Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков прекрасны в своих ролях.

Из режиссерских находок мне особенно понравилась сцена, в которой семьи отправляются на отдых на природе. Мы видим интерьер трех машин поочередно - и так получаем характеристику героев, сидящих в них (видео 1).

И да, шикарная музыка. Саундтрек не навязывается, но в нужный момент обволакивает и добивает. А пейзажи, повторяющиеся снова и снова, — как дыхание природы, которая всё это видела уже тысячу раз и ничему не удивляется.

И всё это складывается в мощное высказывание: об одиночестве, страхе, вине и о том, как непросто сохранить человеческое лицо, когда на тебя катится «левиафан».

В этом посте есть большое видео, которое не загрузилось в Дзен. Откройте оригинал поста в телеграме, чтобы его посмотреть

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8