Найти в Дзене
ВПЕРЁД, ОТЕЧЕСТВО!

Наш ЛМС-901 "Байкал" жив! И дела у него в 2025 году идут отлично

УЗГА наконец порадовал любителей авиации обилием новостей о своих проектах. Достоверно известно, что второй лётный образец самолёта "Байкал" выполнил, как минимум один испытательный полёт 3 июня.

Полёт второго опытного образца самолёта ЛМС-901 "Байкал". Видео-кадр "Росавиация".
Полёт второго опытного образца самолёта ЛМС-901 "Байкал". Видео-кадр "Росавиация".

Кроме того, в июне 2025 года на производственной площадке АО «УЗГА», расположенной в Нижнем Новгороде, успешно завершили соединение третьего лётного прототипа самолёта ЛМС-901 «Байкал». При сборке фюзеляжа применялось передовое оборудование, включая систему лазерного позиционирования. Данная технология гарантирует высокую точность монтажа компонентов и их взаимозаменяемость, что критически важно для крупносерийного выпуска.

До этапа стыковки специалисты выполнили сборку панелей и сформировали секции фюзеляжа. Операция была проведена оперативно на специальном стенде с применением растяжного станка и пресса, развивающего усилие в 500 тонн. Информация об этом поступила от пресс-службы АО «Уральский завод гражданской авиации».

По данным на 2025 год, на нижегородском предприятии изготовлено свыше 80% деталей, необходимых для планера. В этот перечень входят консоли крыла, элементы хвостового оперения, элероны и закрылки с дефлектором. УЗГА ставит перед собой задачу расширения локализации производства и повышения технологичности. В серийном производстве ЛМС-901 «Байкал» будет оснащаться турбовальным двигателем ВК-800СМ, развивающим мощность до 870 лошадиных сил.

Процесс сборки третьего лётного образца самолёта ЛМС-901 "Байкал". Фото для иллюстрации из открытых источников.
Процесс сборки третьего лётного образца самолёта ЛМС-901 "Байкал". Фото для иллюстрации из открытых источников.

В июле стартовали лётные проверки двигателя, проводимые на базе СибНИА им. С.А. Чаплыгина (аэродром Ельцовка, Новосибирск) с использованием летающей лаборатории Як-40ЛЛ (регистрационный номер 87251). Задача — завершить текущий этап испытаний до конца текущего года. В перспективе планируется интеграция силовой установки в прототип самолёта с последующей сертификацией в 2026 году, оснащённого четырёхлопастным винтом АВ-901.

9 апреля 2025 года был заключен государственный контракт между Минпромторгом России и УЗГА на разработку ЛМС-901 "Байкал", предусматривающий использование двигателя ВК-800СМ и винта АВ-901. Условиями контракта определены создание новых экземпляров двигателя и винта, внесение изменений в существующие прототипы, проведение сертификационных тестов и подготовка необходимой документации. Сертификацию планируется завершить к концу 2026 года. Далее последует решение о запуске серийного производства и начале коммерческой эксплуатации воздушного судна. Как сообщил генеральный директор УЗГА Леонид Лузгин, цена ЛМС-901 "Байкал" будет конкурентоспособной с зарубежными аналогами и составит от 220 до 340 миллионов рублей (исходя из курса 100 руб./$). Работы, направленные на устранение технических недочётов и повышение надежности силовой установки и винта, оцениваются в сумму, превышающую 10,4 миллиарда рублей. Крайний срок выполнения контракта установлен на конец 2027 года.

Готовый лётный образец самолёта ЛМС-901 "Байкал". Фото для иллюстрации из открытых источников.
Готовый лётный образец самолёта ЛМС-901 "Байкал". Фото для иллюстрации из открытых источников.

Начиная с запуска в 2019 году, смета проекта ЛМС-901 претерпела значительные изменения в сторону увеличения. Первоначальный бюджет, выделенный Минпромторгом на базовую комплектацию, составлял 120 миллионов рублей. Введение санкционных мер повлекло за собой необходимость замены американских компонентов двигателя и винта на аналоги отечественного производства, что обусловило внесение корректировок в конструкцию и увеличение затрат. В 2023 году стоимость достигла 178 миллионов рублей, а к 2024-2025 годам прогнозировалась на уровне 455 миллионов рублей. В результате переговоров, проведенных в апреле-мае 2025 года, цена была скорректирована до 280 миллионов рублей для серийных партий.

Взаимодействие с ведущими научно-исследовательскими центрами, включая НИЦ им. Жуковского, СибНИА, ЦАГИ, ГосНИИАС и ГкНИПАС, способствовало устранению недостатков в конструкции, выявленных в процессе тестирования. Это позволило улучшить показатели устойчивости и управляемости воздушного судна в разнообразных эксплуатационных условиях. В настоящее время ведется работа по модернизации двигательной установки, после завершения которой планируется проведение повторных испытаний. Руководитель УЗГА подчеркнул значительный интерес к самолету со стороны потенциальных заказчиков и наличие предварительных соглашений о поставках.

Проект "Байкал" находится под управлением Леонида Лузгина и реализуется в соответствии с графиком с 2019 года. На данный момент предприятие располагает тремя опытными образцами: двумя для летных испытаний и одним для статических нагрузок. Завершение процесса сертификации запланировано на декабрь 2026 года после установки обновленного двигателя и винта. Удорожание сырья и комплектующих, а также запросы заказчиков относительно улучшения оснащения, также являются факторами, влияющими на итоговую стоимость самолета.

Фото для иллюстрации из открытых источников.
Фото для иллюстрации из открытых источников.

Первоначальный вариант стратегии развития авиационной отрасли, получивший одобрение 25 июня 2022 года, включал в себя цели по выпуску 14 самолетов «Байкал» в 2024-м, 15 в 2025-м и 25 единиц ежегодно начиная с 2026 года. Однако, эти запланированные показатели оказались не согласованы с оценками Лузгина относительно фактической скорости осуществления программы. В обновленной версии плана, актуальной на 25 августа 2023 года, намечено произвести лишь пять самолетов в 2024 году. Производственные цели на последующие годы остались без изменений, за исключением 2030 года. В мае 2024 года было принято решение перенести выпуск пяти самолетов на 2025 год, что означает отсутствие поставок ЛМС-901 в текущем году.

На этапе «ЛМС-5» решающее значение имеет внедрение российского двигателя ВК-800СМ и винта АВ-901. В соответствии с государственным контрактом от 9 апреля 2025 года, работы по совершенствованию прототипов двигателя, винта и самого самолета, включая сертификацию, получение необходимого сертификата и дополнительные проверки, должны быть завершены к 17 декабря 2027 года.

В настоящее время, как заявил Леонид Лузгин, проводятся тесты четырех прототипов мотора ВК-800СМ, чья мощность варьируется от 807 до 877 л.с. Ключевые испытания воздушного судна с этим новым двигателем намечены на 2026 год. Данный самолет будет представлен в трех модификациях: для «Байкала», а также две другие – для «Освея» и учебно-тренировочного самолета УТС-800. Каждая версия будет отличаться конструкцией двигателя, что подтверждается тестами в термобарокамере и на испытательных стендах.

Опытно-конструкторские работы по двигателю и воздушному винту завершатся в декабре 2027 года с получением одобрения главного изменения и увеличением срока службы, однако сертификация самого самолета ожидается в 2026 году.

Лузгин проинформировал о подготовке к ресурсным испытаниям и первому полету летающей лаборатории ВК-800СМ на базе самолета Як-40ЛЛ. Он также подчеркнул, что данные испытания завершатся до момента замены двигателей на самолетах, подвергающихся модернизации для установки отечественных двигателей ВК-800СМ и винтов АВ-901. Цель состоит в том, чтобы к концу 2026 года получить сертификат для модели «Байкал» с новыми агрегатами. На 2027 год запланировано проведение дополнительных сертификационных тестов для утверждения расширения сферы применения самолета ЛМС-901 и увеличения его рабочего ресурса.