УЗГА наконец порадовал любителей авиации обилием новостей о своих проектах. Достоверно известно, что второй лётный образец самолёта "Байкал" выполнил, как минимум один испытательный полёт 3 июня.
Кроме того, в июне 2025 года на производственной площадке АО «УЗГА», расположенной в Нижнем Новгороде, успешно завершили соединение третьего лётного прототипа самолёта ЛМС-901 «Байкал». При сборке фюзеляжа применялось передовое оборудование, включая систему лазерного позиционирования. Данная технология гарантирует высокую точность монтажа компонентов и их взаимозаменяемость, что критически важно для крупносерийного выпуска.
До этапа стыковки специалисты выполнили сборку панелей и сформировали секции фюзеляжа. Операция была проведена оперативно на специальном стенде с применением растяжного станка и пресса, развивающего усилие в 500 тонн. Информация об этом поступила от пресс-службы АО «Уральский завод гражданской авиации».
По данным на 2025 год, на нижегородском предприятии изготовлено свыше 80% деталей, необходимых для планера. В этот перечень входят консоли крыла, элементы хвостового оперения, элероны и закрылки с дефлектором. УЗГА ставит перед собой задачу расширения локализации производства и повышения технологичности. В серийном производстве ЛМС-901 «Байкал» будет оснащаться турбовальным двигателем ВК-800СМ, развивающим мощность до 870 лошадиных сил.
В июле стартовали лётные проверки двигателя, проводимые на базе СибНИА им. С.А. Чаплыгина (аэродром Ельцовка, Новосибирск) с использованием летающей лаборатории Як-40ЛЛ (регистрационный номер 87251). Задача — завершить текущий этап испытаний до конца текущего года. В перспективе планируется интеграция силовой установки в прототип самолёта с последующей сертификацией в 2026 году, оснащённого четырёхлопастным винтом АВ-901.
9 апреля 2025 года был заключен государственный контракт между Минпромторгом России и УЗГА на разработку ЛМС-901 "Байкал", предусматривающий использование двигателя ВК-800СМ и винта АВ-901. Условиями контракта определены создание новых экземпляров двигателя и винта, внесение изменений в существующие прототипы, проведение сертификационных тестов и подготовка необходимой документации. Сертификацию планируется завершить к концу 2026 года. Далее последует решение о запуске серийного производства и начале коммерческой эксплуатации воздушного судна. Как сообщил генеральный директор УЗГА Леонид Лузгин, цена ЛМС-901 "Байкал" будет конкурентоспособной с зарубежными аналогами и составит от 220 до 340 миллионов рублей (исходя из курса 100 руб./$). Работы, направленные на устранение технических недочётов и повышение надежности силовой установки и винта, оцениваются в сумму, превышающую 10,4 миллиарда рублей. Крайний срок выполнения контракта установлен на конец 2027 года.
Начиная с запуска в 2019 году, смета проекта ЛМС-901 претерпела значительные изменения в сторону увеличения. Первоначальный бюджет, выделенный Минпромторгом на базовую комплектацию, составлял 120 миллионов рублей. Введение санкционных мер повлекло за собой необходимость замены американских компонентов двигателя и винта на аналоги отечественного производства, что обусловило внесение корректировок в конструкцию и увеличение затрат. В 2023 году стоимость достигла 178 миллионов рублей, а к 2024-2025 годам прогнозировалась на уровне 455 миллионов рублей. В результате переговоров, проведенных в апреле-мае 2025 года, цена была скорректирована до 280 миллионов рублей для серийных партий.
Взаимодействие с ведущими научно-исследовательскими центрами, включая НИЦ им. Жуковского, СибНИА, ЦАГИ, ГосНИИАС и ГкНИПАС, способствовало устранению недостатков в конструкции, выявленных в процессе тестирования. Это позволило улучшить показатели устойчивости и управляемости воздушного судна в разнообразных эксплуатационных условиях. В настоящее время ведется работа по модернизации двигательной установки, после завершения которой планируется проведение повторных испытаний. Руководитель УЗГА подчеркнул значительный интерес к самолету со стороны потенциальных заказчиков и наличие предварительных соглашений о поставках.
Проект "Байкал" находится под управлением Леонида Лузгина и реализуется в соответствии с графиком с 2019 года. На данный момент предприятие располагает тремя опытными образцами: двумя для летных испытаний и одним для статических нагрузок. Завершение процесса сертификации запланировано на декабрь 2026 года после установки обновленного двигателя и винта. Удорожание сырья и комплектующих, а также запросы заказчиков относительно улучшения оснащения, также являются факторами, влияющими на итоговую стоимость самолета.
Первоначальный вариант стратегии развития авиационной отрасли, получивший одобрение 25 июня 2022 года, включал в себя цели по выпуску 14 самолетов «Байкал» в 2024-м, 15 в 2025-м и 25 единиц ежегодно начиная с 2026 года. Однако, эти запланированные показатели оказались не согласованы с оценками Лузгина относительно фактической скорости осуществления программы. В обновленной версии плана, актуальной на 25 августа 2023 года, намечено произвести лишь пять самолетов в 2024 году. Производственные цели на последующие годы остались без изменений, за исключением 2030 года. В мае 2024 года было принято решение перенести выпуск пяти самолетов на 2025 год, что означает отсутствие поставок ЛМС-901 в текущем году.
На этапе «ЛМС-5» решающее значение имеет внедрение российского двигателя ВК-800СМ и винта АВ-901. В соответствии с государственным контрактом от 9 апреля 2025 года, работы по совершенствованию прототипов двигателя, винта и самого самолета, включая сертификацию, получение необходимого сертификата и дополнительные проверки, должны быть завершены к 17 декабря 2027 года.
В настоящее время, как заявил Леонид Лузгин, проводятся тесты четырех прототипов мотора ВК-800СМ, чья мощность варьируется от 807 до 877 л.с. Ключевые испытания воздушного судна с этим новым двигателем намечены на 2026 год. Данный самолет будет представлен в трех модификациях: для «Байкала», а также две другие – для «Освея» и учебно-тренировочного самолета УТС-800. Каждая версия будет отличаться конструкцией двигателя, что подтверждается тестами в термобарокамере и на испытательных стендах.
Опытно-конструкторские работы по двигателю и воздушному винту завершатся в декабре 2027 года с получением одобрения главного изменения и увеличением срока службы, однако сертификация самого самолета ожидается в 2026 году.
Лузгин проинформировал о подготовке к ресурсным испытаниям и первому полету летающей лаборатории ВК-800СМ на базе самолета Як-40ЛЛ. Он также подчеркнул, что данные испытания завершатся до момента замены двигателей на самолетах, подвергающихся модернизации для установки отечественных двигателей ВК-800СМ и винтов АВ-901. Цель состоит в том, чтобы к концу 2026 года получить сертификат для модели «Байкал» с новыми агрегатами. На 2027 год запланировано проведение дополнительных сертификационных тестов для утверждения расширения сферы применения самолета ЛМС-901 и увеличения его рабочего ресурса.