Найти в Дзене
КП - Барнаул

«Здесь учились снайперы». Алтай стал киноплощадкой военной истории

В Барнауле презентовали проект «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Это цикл короткометражных фильмов, посвященный военным училищам, эвакуированным в годы Великой Отечественной войны на Алтай. Проект создали алтайские журналисты и историки при поддержке гранта президентского фонда культурных инициатив. Автор проекта, продюсер и журналист Николай Потешкин, а также военный историк, старший научный сотрудник Алтайского Краеведческого музея Александр Богуцкий поделились с «Комсомолкой» впечатлениями со съемок и рассказали о малоизвестных страницах истории. Про Алтай в годы ВОВ говорят в основном, как о сильном тыле - это и боеприпасы, которые изготавливали здесь, и продовольствие, и госпитали, а вот тот факт, что в регион эвакуировали военные училища, в которых готовили командиров, широко нигде не освещался. «В телевизионном формате мы первопроходцы. Про алтайские военные училища до нас никто не рассказывал», - отмечает Николай Потешкин. У авторов не было ни фотографий тех лет, ни кин
Оглавление
   В Барнауле презентовали проект «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Фото из группы проекта в VK
В Барнауле презентовали проект «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Фото из группы проекта в VK

В Барнауле презентовали проект «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Это цикл короткометражных фильмов, посвященный военным училищам, эвакуированным в годы Великой Отечественной войны на Алтай. Проект создали алтайские журналисты и историки при поддержке гранта президентского фонда культурных инициатив. Автор проекта, продюсер и журналист Николай Потешкин, а также военный историк, старший научный сотрудник Алтайского Краеведческого музея Александр Богуцкий поделились с «Комсомолкой» впечатлениями со съемок и рассказали о малоизвестных страницах истории.

   Николай Потешкин из личного архива героя(ев) публикации
Николай Потешкин из личного архива героя(ев) публикации

Первопроходцы

Про Алтай в годы ВОВ говорят в основном, как о сильном тыле - это и боеприпасы, которые изготавливали здесь, и продовольствие, и госпитали, а вот тот факт, что в регион эвакуировали военные училища, в которых готовили командиров, широко нигде не освещался.

«В телевизионном формате мы первопроходцы. Про алтайские военные училища до нас никто не рассказывал», - отмечает Николай Потешкин.

   В Барнауле презентовали проект «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Фото из группы проекта в VK
В Барнауле презентовали проект «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая». Фото из группы проекта в VK

Реконструкция событий

У авторов не было ни фотографий тех лет, ни кинохроники, поэтому было решено реконструировать события.

«Небольшая часть - это кинохроника. Мы не могли показывать общеизвестную кинохронику, потому что она вся с полей, со сражений, а с обучения практически нет. Поэтому пришлось сделать реконструкцию событий. Мы снимали постановочные сцены, опираясь на информацию, как проходили занятия, что изучали, что могли делать. И пытались все это воссоздать. Съемки проходили в исторических местах: Сухой лог и Борзовая заимка. Там учились пехотинцы, снайперы, а вот минометчики там не учились, но реконструкцию о них мы снимали тоже там», - рассказывает Николай.

Возникли сложности и с формой для курсантов, за помощью пришлось обращаться к жителям Новосибирска.

«1941 год для реконструкторов не самая популярная тема, в основном люди занимаются реконструкцией 1943 года, а форма этих периодов различается. Это и петлицы, и погоны. В Алтайском крае не получилось найти необходимое количество комплектов формы, и нам помогли жители Новосибирска. Они снимали фильм про одну из лыжных бригад, как раз того периода, пошили нужную форму, и в итоге поделились и с нами», - поясняет Николай.

   Реквизит для съемок. Фото из группы проекта в VK
Реквизит для съемок. Фото из группы проекта в VK

Студенты в главных ролях

В съемках приняли участие студенты военной кафедры Политехнического института. Важно было подобрать таких актеров, которые не выглядели бы современно, и были похожи на курсантов военных училищ тех лет.

«Ребята были худенькие, щупленькие, и некоторым форма была не по размеру. И это нормально, ведь как раз в то время форму никто не подгонял. Что было, то и надевали», - объясняет историк Александр Богуцкий.

Формат документального кино, а не художественного, отчасти облегчил труд авторов.

«Художественный фильм требует больших финансовых затрат, это более масштабный проект. А вот для документального кино показать историю через судьбу отдельных личностей — это оптимальный вариант», - говорит Александр.

«А кроме того, ведь это еще и актерская игра, когда присутствует верю-не верю. Когда не веришь актеру, то ты уже отстранен от смысла, и думаешь о том, как сыграл актер, а здесь ребятам не пришлось играть. Необученные ребята в новой для себя ситуации выполняют то, что им говорят. Им играть не нужно. И получилось все органично», - добавляет Николай.

Лепельское училище

В первой серии цикла рассказывается о Лепельском военном училище из Витебской области Белоруссии.

«Училище было создано в июне 1940 года. Это итог событий советско-финской войны, который показал, что нужно больше подразделений артиллерийского плана. Там готовили минометчиков. Училище находилось рядом с границей. Тогда немецко-фашистские войска двигались быстро. Их интересом в Лепеле стали достаточно большие склады. Редкий случай, кстати, когда склады находятся на границе, в основном они находятся в тылу. И артиллерия, и горюче-смазочные материалы, и продовольствие, бомбы для авиации - все это надо было вывезти. А как вывезти? Для этого надо было остановить надвигающуюся армаду. Начальнику училища, на тот момент Борису Робертовичу Терпиловскому, была поставлена задача остановить войска. Как такового гарнизона там не было, однако ребята повторяли подвиг подольских курсантов, которые останавливали войска перед Москвой, а здесь останавливали перед Лепелем. Практически полностью артиллерийские склады удалось вывезти, а что не успели, то уничтожали, чтобы врагу ничего не досталось. Отходя с боями, наши войска дошли до Смоленска, и 12 июля поступило распоряжение об эвакуации, потому что курсанты — это золотой фонд армии, будущие офицеры. 12 июля их отправляют в Барнаул, а уже 26 июля к нам прибывает первая партия», - рассказывает Александр.

Курсанты обучались не только военному искусству, но и помогали краю со строительством.

«Это отдельная страница истории, конечно же. Курсанты Барнаульского, Лепельского и Рубцовского училищ участвовали в строительстве эвакуированных заводов, помогали колхозам с урожаем, ведь на тот момент практически всех взрослых мужчин уже мобилизовали», - отмечает Александр.

Кроме того, при училище было и хозяйство. В основном, держали лошадей.

«Лошадей нужно было обеспечивать сеном. Есть воспоминания курсантов, где они рассказывают, как учились косить сено, складывать в стога, и в целом ухаживать за лошадьми. В наш фильм не вошло, однако есть такие воспоминания, когда из Монголии на Алтай привезли лошадей для фронта, и как раз была выгрузка из вагонов, и занимались ей курсанты Лепельского минометного училища. В это время у них сбежала часть лошадей. Курсанты потом вспоминали, как бегали по Барнаулу и собирали их», - добавляет Николай.

Как признается Александр, при подготовке фильмов его поразила судьба отдельных людей. Например, судьба командира Лепепельского училища Бориса Терпиловского.

«Это достаточно интересный человек, получивший образование еще до революции. Он организовал оборону, но по приезду в Барнаул его арестовали и обвинили в том, что он отошел без приказа. В тот период искали виновных в первых поражениях. И его судьба достаточно примечательна. От расстрела его спасла жена, которая написала Сталину письмо. Сталин заменил расстрел десятью годами исправительно-трудовых лагерей, но с отсрочкой после войны. Потом с него сняли судимость, он получил звание генерал-лейтенанта, и дошел до зам. командира фронта по тылу», - делится Александр.

Сложности

Несмотря на довольно серьезную подготовку к съемкам, авторам не удалось добиться 100% точности.

«Мы много спорили из-за исторической точности, потому что хочется, чтобы проект был взрослым, хорошим. Реконструировать события было не так-то просто, и были очень серьезные несоответствия по форме одежды, например. Допустим, когда мы записывали актеров, нам еще не пришли звездочки для пилоток. А боец без звезды — это совершенно определенная реакция, и у всех она одинаковая. И мне много кто написал, что это боец штрафного батальона, то есть разжалованный, и такого быть не могло. Но мы все обсудили и обратили внимание на исторический факт о начале войны и сложных условиях. С обмундированием все тоже было очень сложно. Иногда форма приходила с госпиталей, с фронта, с раненых и убитых солдат. В серии о пехотных училищах мы затронем тему того, что время было непростое, чтобы люди понимали, в каких условиях учились курсанты. Есть воспоминания курсанта не из наших училищ, но все же, он рассказывал, что им выдавали форму с бурыми пятнами», - говорит Николай.

   Николай Потешкин из личного архива героя(ев) публикации
Николай Потешкин из личного архива героя(ев) публикации

Александр Богуцкий, в свою очередь, отмечает, что в то время даже существовали специальные пособия, методички для восстановления формы.

«В них рассказывалось о том, как снимать с раненых форму, как распарывать сапоги, гимнастерки, чтобы их потом можно было восстановить по швам»,- рассказывает историк.

Что не вошло в фильм

В «Хроники» по разным причинам вошли не все воспоминания. Так, одним из воспоминаний, не попавших в фильм, стало воспоминание курсанта Рубцовского пехотного училища.

«Этот факт не лег в сценарий, но он очень эмоциональный. Конечно, может быть, не все хотели идти на фронт, и как раз такой случай описал один из курсантов. После полевых стрельб учащийся взял с собой боевой патрон. Он сидел в казарме и вроде как учился заряжать винтовку, и в числе прочих патронов вставил боевой и выстрелил себе в ногу, то есть учинил самострел. Он находился на втором этаже, а пуля, пробив деревянный пол, попала в шею другому курсанту. Он был героически настроен, хотел скорее попасть на фронт, но погиб именно так», - рассказывает Николай.

По словам Александра, несмотря на то, что в большинстве своем люди защищали страну героически, были и факты, о которых не хотелось бы упоминать, но они были, и из истории их не вычеркнешь.

«Они все были людьми, и все, что свойственно человеку, было и в тот период времени. Когда читаем документы, там можно найти факты рукоприкладства отдельных командиров, например. Их, конечно же, наказывали, но все же это случалось», - говорит Александр.

По мнению авторов проекта, если бы курсанты училищ, о которых рассказывается в фильме, могли бы посмотреть его, наверняка, поблагодарили бы создателей.

«Я думаю «спасибо» бы точно сказали, потому что об этом надо помнить», - говорит Николай.

Продолжение следует

В следующих сериях цикла авторы расскажут о Барнаульском и Рубцовском пехотном училище, 16 окружной школе отличных стрелков снайперской подготовки, Балашовской школе пилотов и Ленинградской школе ВВС, которые были эвакуированы в Алтайский край.

Посмотреть «Курсанты. Хроники военных училищ Алтая» можно на сайте tolknews.ru и в социальных сетях «ТОЛК».

Беседовала Ольга Ведерникова.

Автор: Анна Усик