Найти в Дзене
Индустриальный турист

Вокзалы города Иваново: от милого исторического до авангардного и самого необычного вокзала России!

Вокзал принято считать лицом любого города, что логично: первое место в городе, которое видит любой приехавший в него человек - это вокзал. Как гласит старинная русская поговорка - "встречают по одёжке, провожают по уму". Вокзал в данном случае - это та самая одёжка, по которой человек формирует первое мнение о новом городе. Именно поэтому архитектура вокзала играет первостепенную роль в любом городе! Сегодня я хотел бы рассказать вам о вокзале города Иваново, который, на мой взгляд, входит в пятёрку самых красивых и интересных вокзалов нашей страны! И если его красоту оценит далеко не каждый, то вот его оригинальность очевидна любому: вокзалов, выдержанных в духе авангарда, в нашей стране всего несколько штук, и вокзал в Иванове - самый интересный из них! Именно поэтому я решил посвятить вокзалу в Иванове отдельную статью. Ведь по факту вокзал - это одна из главных достопримечательностей города, что тоже бывает не так часто в городах России. Также отмечу, что Иванову очень повезло: не
Оглавление

Вокзал принято считать лицом любого города, что логично: первое место в городе, которое видит любой приехавший в него человек - это вокзал. Как гласит старинная русская поговорка - "встречают по одёжке, провожают по уму". Вокзал в данном случае - это та самая одёжка, по которой человек формирует первое мнение о новом городе. Именно поэтому архитектура вокзала играет первостепенную роль в любом городе!

Сегодня я хотел бы рассказать вам о вокзале города Иваново, который, на мой взгляд, входит в пятёрку самых красивых и интересных вокзалов нашей страны! И если его красоту оценит далеко не каждый, то вот его оригинальность очевидна любому: вокзалов, выдержанных в духе авангарда, в нашей стране всего несколько штук, и вокзал в Иванове - самый интересный из них!

Именно поэтому я решил посвятить вокзалу в Иванове отдельную статью. Ведь по факту вокзал - это одна из главных достопримечательностей города, что тоже бывает не так часто в городах России.

Также отмечу, что Иванову очень повезло: несмотря на то, что в 1933 году в городе был построен новый вокзал, городские власти также сохранили и историческое здание вокзала, построенного ещё в 1894 году. Это достаточно редкая для СССР практика - обычно старые вокзалы просто-напросто сносились, а на их месте строили новое, более удобное и современное здание. В Иванове же ситуация иная: новый вокзал построили в паре сотен метров от старого, и при этом старому вокзалу придумали новую функцию.

Мы с вами поговорим об обоих вокзалах: сначала об историческом, а затем - об авангардном!

Исторический вокзал Иванова: сохранившееся дореволюционное здание

Железнодорожная история Иванова берёт свое начало с открытия частной железной дороги в 1868 году. Фактически, это было ответвление от основной трассы Московское Нижегородской ж/д, построенной шестью годами ранее. Однако если дорогу от Москвы до Нижнего строило государство в лице Главного общества российских железных дорог, то Иваново-Шуйскую ж/д возводили на частные средства: инвесторами выступили ивановские фабриканты, для которых железная дорога имела важное экономическое значение. Иваново-Шуйская железная дорога состояла из трёх остановок: Новки, Шуя и Иваново. В 1871 году трассу продлили до Кинешмы.

Первый вокзал Иванова был возведён в районе Вознесенского посада. Вокзал размещался в двухэтажном деревянном здании, которое просуществовало до 1894 года. Данный вокзал был не особо примечателен с точки зрения архитектуры: протяжённый одноэтажный корпус с парой двухэтажных ризалитов, обращённых в сторону города. Старый вокзал можно увидеть на одной старинной фотографии, датируемой 1890 годом.

Первый вокзал прослужил городу 26 лет. Ему на смену пришла новая, более крупная и более изысканная постройка, выполненная в русском стиле. В основе своей здание было деревянным, однако его центральная часть, оформляющая входную группу, была выполнена в кирпиче.

-2

Второй вокзал активно использовался в самые яркие годы дореволюционного Иванова: он много повидал на своём веку - начиная с проводов солдат на Русско-Японскую, продолжая Первой революцией 1905 года, и заканчивая революционными событиями 1917 года.

Второй вокзал Иванова. Фото датируется 1907 годом. На нём изображены проводы депутата Второй государственной думы от рабочих Владимирской губернии Николая Жиделёва
Второй вокзал Иванова. Фото датируется 1907 годом. На нём изображены проводы депутата Второй государственной думы от рабочих Владимирской губернии Николая Жиделёва

Уже в то время вокзал явно не справлялся со своими изначальными функциями: он был слишком маленький для такого бурно растущего революционного города. Первые проекты строительства нового вокзала появились ещё в начале 1910-х годов, однако их задвинула Первая Мировая. К этому вопросу вернулись позднее - уже в 1930-х годах. По итогу третий по счёту вокзал всё же был построен, однако, что удивительно, старое здание вокзала тоже решили не сносить: новый вокзал построили в стороне от старого, что способствовало сохранению исторической постройки.

-4

Исторический вокзал Иванова радует жителей и гостей города по сей день: его резные наличники выгодно выделяются на фоне жёлтого фасада. Ивановский вокзал скромен, но очень красив - такая архитектура определённо заслуживает внимания!

-5

В наши дни в здании вокзала размещается строительный магазин: не то чтобы это самое лучше применение для такого памятника архитектуры, но лучше такая эксплуатация, чем забвение.

-6

Советский вокзал Иванова: буйство авангарда

Как я уже сказал ранее, старый ивановский вокзал был признан морально устаревшим ещё в дореволюционное время - тем более это стало актуально в советские годы, когда Иваново стало одним из самых стремительно развивающихся городов Советского Союза! Городу срочно требовался новый современный вокзал, который отвечал бы и требованием жителей, и статусу самого городу.

В 1930 году был утверждён проект вокзала авторства Владимира Михайловича Каверинского, разработанный им в стилистике царившего тогда в СССР архитектурного стиля конструктивизм. Вокзал должен был вмещать в своих залах до 2,5 тысяч пассажиров, что делало его седьмым по вместимости в Советском Союзе! А импозантный и авангардистский облик его фасадов демонстрировал новый курс развития России, новые шаги в архитектуре и в культуре в целом!

Фото вокзала 1930-х годов. Так он выглядел сразу после постройки
Фото вокзала 1930-х годов. Так он выглядел сразу после постройки

Надо признать, что вокзал получился очень интересным: строгая плоскость фасадной стены разбавляется крупными панорамными окнами, создающими впечатление ленточного остекления. Динамику в облик здания вносят прямоугольные объёмы лестничных клеток, фланкирующие центральную часть фасада. Дополняет картину оригинально оформленная входная группа, составленная из своего рода крыльца, обрамлённого двумя стеклянными цилиндрами-"стаканами".

-8

Можно с уверенностью сказать, что вокзал в Иванове - самый необычный и оригинальный среди всех вокзалов России! Тем более, что других вокзалов в стилистике конструктивизма у нас особо и нет (если не считать постконструктивистский вокзал Новосибирска).

Фото вокзала 1960-х годов
Фото вокзала 1960-х годов

Увы, с годами вокзал Иванова ветшал (что, в целом, характерно для любых построек времён 1930-х годов). На рубеже веков вокзал смотрелся уже не таким презентабельным, каким он был изначально. Назрела потребность в реставрации и реконструкции. В 2018 году был разработан проект полной реставрации здания, которая должна была не только обновить вокзал, но и привнести в его облик некоторые новые детали.

Ряд изменений коснулся фасада здания: реставраторы приняли решение добавить монотонной плоскости стены ритмики с помощью вертикальных тяг контрастного цвета, а также небольших перемычек под карнизом. Подобный приём действительно задал фасаду здания ритм и, пожалуй, сделал его облик более простым для восприятия зрителя, однако это явно нарушило авторскую задумку Каверинского, а, вместе с тем, и исказило облик вокзала.

-10

Хорошо ли это? И да, и нет. Общий облик здания от этого изменился не так уж кардинально, однако ценители стиля конструктивизм сразу обратят на это внимание. Впрочем, как мне кажется, лучше такая толковая реконструкция, чем сохранение здания в плохом, но аутентичном состоянии, в котором оно пребывало перед этим. И лучше броские контрастные цвета, которые, к слову, хорошо соотносятся с авангардным искусством 1920-1930-х, чем потрёпанная временем жёлтая стена.

-11

Куда больше интересных и положительных изменений мы можем обнаружить в интерьерах вокзала. Над ними реставраторы поработали особенно сильно.А учитывая, что ранее вокзал уже перестраивался изнутри (в 1950-х годах), то и нововведения здесь ощущаются куда более уместными.

Изначально вокзал состоял из одного гигантского зала. Однако в пятидесятых было принято решение разбить вокзал на две отдельные части, так как на тот момент уже было понятно, что столицей РСФСР Иванову не быть, и такая вместимость местному вокзалу совершенно ни к чему. При реконструкции 2018 года двум залам придали разный облик: красный зал, отданный под выставочное пространство, выдержан в стилистике поздней советской архитектуры, и к вокзалу на данный момент он непосредственного отношения не имеет. Синий же зал был выполнен в стилистике 1950-х годов - его то мы с вами и рассмотрим.

-12

Оформление синего зала выдержано в духе послевоенной реконструкции: основу его композиции реставраторы сохранили, добавив к ней больше декоративных элементов. Сразу бросаются в глаза столбы, играющие роль колонн. Они поддерживают центральную часть вокзала, задавая всё ту же ритмику, но уже во внутренних помещениях. Колонны появились здесь ещё в 1950-е, и в те времена они не имели украшений.

При последней реставрации на колонны нанесли лепной декор, выполненный в духе ивановских кружевов - одного из неофициальных символов города! При этом в узорах кружевов просматривается и промышленная тематика, явно не чуждая городу Иваново. За основу был взят реальный узор, подготовленный для одной из выставок тех лет.

-13

Подобное внимание колоннам, равно как и части стен, не может не радовать: данные узоры не просто украсили интерьеры вокзалы, они задали дизайн-код всем внутренним помещениям. А ведь это очень важно: внутреннее помещение вокзала - это первое, что видит гость города, попавший в него через железную дорогу. А в случае с Иваново гость города сразу же проникается местными особенностями, "вкушает", так сказать, народный дух Иванова!

-14

Дополняют картину барельефы в народном стиле, служащие украшениями стен вокзала. Так, на одной из композиций изображена девушка, встречающая гостей города с караваем. Очень логичный и уместный символ! А графическое исполнение этих барельефов напоминает нам об авангардном духе Иванова.

-15

Внутри ивановского вокзала комфортно находиться: здание не только отремонтировали и видоизменили с точки зрения декора, его ещё и приспособили под современные нужды, сделав удобным для пассажиров!

-16

Лично мне во всей этой реставрации нравится внимание к деталям: всё здание пропитано советским духом - авангард в фасадах, неоклассические мотивы в интерьерах, модернистские элементы в малых формах вроде дверей.

-17

Кстати, остались в интерьерах вокзала и исторические украшения. Так, над дверями, соединяющими разные зоны вокзала (изначально вокзал имел общее помещение, однако в 50-е годы его разбили на несколько частей), вы можете обнаружить красивые мозаичные панно, продолжающие тему мозаик, удачно раскрытую на привокзальной площади (соседние с вокзалом здания выделяются своими мозаичными панно).

В общем, советский вокзал Иванова - это наглядный пример того, как следует заботиться о наследии советского авангарда и конструктивизма. Правда, местами реставраторы всё же переборщили, добавив зданию слишком много классических черт. А Иванову всё же больше к лицу именно авангард. Однако такая реставрация с художественным переосмыслением имеет право на жизнь - но лишь в том случае, когда современные архитекторы уважительно и бережно относятся к наследию предшествующих поколений!

-19

В качестве заключения я бы хотел добавить от себя оценочное суждение. На мой взгляд, если бы все памятники истории и архитектуры Иванова получили бы столько же внимания реставраторов, сколько городской вокзал - город бы в значительной степени преобразился и стал привлекать к себе туристов. Однако на данный момент подобная цельная реставрация коснулась лишь вокзала, тогда как другие памятники архитектуры: и авангарда, и модерна, и всех остальных стилей, терпеливо ждут своего часа. Очень хотелось бы верить, что этот час наступит, и случится это не слишком поздно.

Если вам понравилась моя статья, могу предложить вам подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации. Также рекомендую вашему вниманию мою предыдущую статью, посвящённую Иваново:

Если же вы хотите поддержать моё творчество рублём, то вот ссылка для доната - я очень благодарен каждому, кто поддерживает мои старания таким способом!

Спасибо за внимание и до новых встреч!