То этот «Бойцовский клуб» читает мой друг, то «Бойцовский клуб» пересматривает на ноутбуке бывший одногруппник, то они оба в голос заявляют, дескать, чтобы называть себя знатоком кино, этот фильм посмотреть просто необходимо. Прочитал я эту книгу, посмотрел я этот фильм, и вот о чем хочу сказать.
Русскому читателю понять этот роман, как мне кажется, достаточно сложно. Даже после знакомства с фильмом, который был мастерски снят по мотивам книги, остается масса вопросов, а может их число даже возрастает. Решение этих вопросов я вижу в обращении к литературному прошлому американской культуры.
А с чего всё началось? В романе всё началось с небоскрёба и пистолета, вставленного в рот главному герою; по фабуле – с проблем со сном у того же главного героя*. А если брать идеи, убеждения и ТАК НАЗЫВАЕМУЮ НЕКОТОРЫМИ УМНИКАМИ философию Тайлера Дёртона, то всё началось с его отца, а далее с самого творения человека Богом, с отца всех людей.
*- и пусть я допущу тавтологию, но к персонажу никогда не применю аббревиатуру «ГГ».
Давайте по порядку. Нам показано общество потребления, частью которого является наш главный герой. Данного персонажа хорошо характеризуют два его собственных признания:
во-первых, «Мне нравилась моя мебель. Вся – светильники, кресла, ковры – я жил этим. Это был я сам»;
во-вторых, «Да, да, - вы совершенно правы, полный дом приправ и ни куска еды»
Проблемы со сном возбуждают в этом любителе мебели из IKEA начать ходить в клубы поддержки больных раком. Нет, сам он не болел онкологией, ему просто было интересно наблюдать за обреченными, быть с ними, иногда даже помогать им, оттого легче было ему засыпать. А в чем суть таких сходок? - Поддержка. «Посмотрите, вы не одни, мы вас понимаем. Ах, только не говорите, что у вас паразит, лучше называйте его возбудителем; а слово “лечение” замените “процедурой”».
И ещё про нашего героя. Он клерк компании по производству машин. Его задача выезжать на места, где с автомобилем его фирмы случилась авария, и выяснять, кто ответственен за происшествие. И хотя все знают, что авария произошла по причине неисправности самого авто, фирме много выгодней списать всю вину на водителя и не переделывать всю выпущенную серию бракованных машин.
Что в клубах, что в фирме людям врут или же их самих вынуждают врать. Приучают не называть вещи своими именами. Симптоматично…
Тут то и появляется Тайлер. Он с главным героем создает не клуб слез и жалости, а клуб реальной жизни. Что ещё нужно мужчине чтобы чувствовать себя хорошо? – драка, за которую ничего не будет. Клубы поддержки старались уйти от и того упущенной реальности, Бойцовский же возвращал мир его обладателям.
«Шрамы украшают мужчину, говорю я. Фабричное состояние вышло из моды. Когда я вижу старые автомобили производства 1955 года, которые выглядят так, словно только что сошли с конвейера, мне становится противно» - и этим все сказано.
Но к концу книги ситуация выходит из под контроля нашего героя. Система клубов, которых стало слишком много, ввиду большого количества желающих помахаться за так, становится неуправляема руками одного задрюченного офисного клерка, который просто хотел получить долгожданную еду к уже имевшейся когда-то коллекции приправ.
Да, были правила, составленные главным героем и Тайлером, да, были принципы, которыми оба отца-основателя клуба свято дорожили и ставили их в основу всего. Но проблема в том, и нам это хорошо показано, что все заветы и идеи искажаются, меняются, перерастают во что-то, по нашим меркам, ужасное. Так «Бойцовский клуб», как нечто отрезвляющее, спасающее уставших от обыденности людей, превращается в «Проект Разгром», призванный заморозить культуру. Но почему?
Почему теперь бойцовские клубы – это протест против системы, «протест против эксплуатации работы сферы услуг»? Теперь это сила, которая заставит считаться с теми, кто оказался вне исторического процесса, с «нежеланными детьми истории».
Тайлер однажды заявил, что, если ты А – американец мужского полка и Б – христианского вероисповедания, то для тебя естественно, что твой отец – твой Бог, равно как и наоборот, образ Бога формируется, соотносится с образом отца. Оставленность отцом, роднит такого человека с мыслью, что и Богу он не нужен, он не нужен и всей истории, ибо он – ошибка. А что как не осознание своей ненужности порождает желание доказать обратное? В книге нам показано, так сказать, Мориартово племя, проклятое быть без отцов.
Поиск отца, предпринятый в Американской литературе еще Дином Мориарти, и привел к «проекту Разгром». Дин, пытаясь найти своего отца, создал трёх детей на разных концах Америки. Покинув эти семьи, он посадил в детях своих желание найти их непутёвого папашу. И дети этих детей катались по Армерике в поисках Американской мечты, по сути пытались найти своё место в истории, как это показано в работе "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". И вот уже их потомки нашли отца в «проекте Разгром», где каждый служит на благо одной цели, ибо отца и Бога, по мнению Тайлера, может заменить служение, карьера. Протестантизм в чистом виде.
Итак, «проект Разгром» планирует подорвать весь город, утроить Апокалипсис. Они хотят заявить о себе так, чтобы в то же мгновение заявлять было некому, вмиг решится ранее казавшийся вечным вопрос богатых и бедных. В книге главный герой умирает и попадает на небо к Богу, где ему сообщают, что его уже ждут на Земле:
«Люди пишут мне письма, люди меня помнят. Для них я – герой. Скоро я поправлюсь. Ангелы здесь – точь-в-точь как в Ветхом Завете».
В фильме же нам показан всеобщий взрыв, реализация плана. Но по сути – финал один и тот же, просто режиссер фильма показал нам сразу и второе пришествие. Да, главный герой оказался новым Иисусом, с приходом которого ожидается разрушение старой цивилизации и выказывается надежда на построение нового общества.
Можно заключить, что «Бойцовский клуб» - это Новый Завет, если бы его писали в Америке 90-х годов. Скажем и так, что этот роман – некая итоговая черта развития американского общества перед концом света, которого многие ожидали при переходе в новое тысячелетие, и который отлично показал Финчер в финале одноименного фильма.
Двойничество главного героя в литературе штука неновая. Она восходит ещё к идеям романтизма, рубежа 18-19 веков. Интересен момент, что в конце 20 века похожие друг на друга книги, с движущей идеей двойного персонажа, появляются на разных уголках планеты: рассмотренный нами "Бойцовский клуб" вышел в 1996 году в Америке. В том же 96-м в России Пелевин выпускает роман "Чапаев и пустота", о котором мы писали в нашей самой первой статье. Но вот годом ранее, в 1995 году, в Великобритании писатель Ирвин Уэлш выпускает роман "Кошмары аиста Марабу", о нем мы и поговорим далее.
А на этом всё! Подписывайтесь на наш канал, а также на наши соц.сети:
ВК - https://vk.com/blog_optimista
ТГК - https://t.me/telegaoptimista
Дальше только интересней!
#литература #ЧакПаланик #БойцовскийКлуб #книги